Сенатская площадь Санкт-Петербурга обращена к величественной Неве. С двух сторон ее обрамляют архитектурные шедевры – здания Адмиралтейства, Сената и Синода. За ней сияют золотые купола Кафедрального Исаакиевского собора. А в центре взмывает на морскую волну Медный всадник. Воспетый поэтами памятник царю-основателю — не просто символ, а настоящий талисман Северной столицы. Существует поверье — пока бронзовый Петр возвышается над площадью, его городу ничто не угрожает.
История площади
Сенатская площадь к реке выходит своей северной стороной. Исаакиевский собор ограничивает площадь с юга. На востоке границей площади служит Адмиралтейство. На западе – здание Сената, Синода и Конногвардейский корпус.
Одна из самых старых площадей города ведет свое начало с момента зарождения новой столицы в 1704 году. Первоначально, как и будущая Дворцовая площадь, это был гласис (незастроенное пространство перед крепостью) Адмиралтейства – главной верфи Санкт-Петербурга, которому в условиях войны со шведами отводилась роль крепости. Площадь сформировалась вокруг деревянного Исакиевского собора (с одной буквой «а») и называлась также Исакиевской (сейчас Исаакиевской называется площадь за одноименным собором). В 1712 году Петр I венчался в нем с Екатериной. Вскоре церковь перестроили в камне.
Практически со всех сторон площадь окружала вода. С юга — Адмиралтейский канал, прорытый для сплава леса с острова Новая Голландия. Через него перекидывали наплавной мост, чтобы люди могли пройти на площадь с храмом. В начале XIX века его частично поместили в трубу, а потом и вовсе засыпали, проложив Конногвардейский бульвар. Еще один небольшой канал соединял Адмиралтейский с Невой с западной границы площади. На нем располагалась смольня, и вода нужна была для защиты деревянных верфей от пожара. Этот канал также вскоре перестал существовать.
Практически вся жизнь строящегося Санкт-Петербурга вращалась вокруг Адмиралтейства: здесь рождался будущий непобедимый флот, в котором так нуждалась Россия. Когда в 1706 году с его стропил на воду спустили первый парусник, веселился весь город: на площадях играли музыканты, а небо полыхало от фейерверков.
В 1820-х по проекту архитектора Андреяна Захарова для Адмиралтейства возвели новое здание, щедро украшенное барельефами на морскую тему: античными богами и героями, якорями, пушками и ядрами. Восточная сторона Сенатской площади приобрела свой современный вид.
С 1727 года от площади к Васильевскому острову наводился наплавной Исаакиевский мост. Ненадежная переправа, состоящая из соединенных между собой судов-плашкоутов, неоднократно разрушалась и восстанавливалась, но просуществовала до начала XX века. Деревянный мост сгорел от случайной искры, выскочившей из трубы проплывающего под ним буксира. От него остались лишь гранитные береговые устои и спуски к воде. Сейчас на набережной напротив площади находится несколько причалов для кораблей, с которых в летнее время можно отправиться на экскурсии по рекам и каналам Северной Венеции.
При Екатерине II Сенат из здания Двенадцати коллегий переехал в пышный барочный особняк бывшего канцлера Российской империи Бестужева-Рюмина на углу Исакиевской площади и набережной, и площадь переименовали в Сенатскую. Здание Сената неоднократно перестраивалось, пока в 1834-м Карл Росси не возвел рядом с ним Синод. Он объединил оба здания в единый архитектурный ансамбль с помощью единообразного фасада и арки над Галерной улицей. Расположенная над ней скульптурная группа «Правосудие и Благочестие» олицетворяла единство церкви и государства. Сейчас в здании Сената находится конституционный суд Российской Федерации, а в здании Синода – Президентская библиотека им. Ельцина.
Здание Конногвардейского манежа в юго-западном углу Сенатской площади возвел в начале XIX века Джакомо Кваренги. На сегодняшний день это один из самых больших выставочных залов Санкт-Петербурга. Рядом с ним на Конногвардейском бульваре установлены две колонны Славы в память о победах Лейб-гвардии Конного полка в войне с Наполеоном. Причем крылатых Ник подарил императору Николаю I король Пруссии Фридрих Вильгельм IV в благодарность за коней Клодта с Аничкова моста. Колонны работы Росси завершили архитектурное оформление западной стороны площади.
Во второй половине XVIII века Исакиевскую церковь решили перенести подальше от болотистого берега реки на более твердую и устойчивую к нагрузкам почву. Однако третий по счету Исаакиевский собор (уже с двумя «а») в наиболее удаленной от реки части площади из-за смены правителей, архитекторов и хронической нехватки средств оказался несуразным и уродливым. Он вызывал у современников только насмешки. Грандиозную стройку четвертого по счету Исаакиевского собора развернули в 1818 году под руководством француза Огюста Монферрана – она продолжалась 40 лет. Вскоре после освещения храма его автор скончался. Зато величественное здание с монументальными колоннами вызывало только восхищение, оно увековечило его создателя и стало доминантой Сенатской площади.
Со смотровой площадки на его колоннаде открывается лучший вид на Сенатскую площадь. Ее высота – 43 метра.
Часть Сенатской площади издавна занимает Александровский сад с цветниками, фонтанами и скульптурой, протянувшийся вдоль южного фасада Адмиралтейства до Дворцовой площади. В жаркий день можно укрыться в его зеленых аллеях и передохнуть на лавках.
Любопытно! На Адмиралтейском бульваре сада, излюбленном месте прогулок светской публики, когда-то рождались самые невероятные и абсурдные петербургские сплетни, которые печатали соответствующие издания. Отсюда пошло название «бульварная пресса».
Медный всадник – энергетический центр площади
Центр притяжения одной из самых красивых петербургских площадей — памятник Петру I, открытый 7 августа 1782 года. Благодаря Пушкину он больше известен как Медный всадник из одноименной поэмы, хотя он не медный, а бронзовый.
Любопытно! Александр Сергеевич в своих гениальных произведениях «переименовал» не только этот монумент, но и еще несколько петербургских памятников: Александровская колонна стала Александрийским столпом, шпиль Адмиралтейства – Адмиралтейской иглой. Впрочем, Пушкин имел все основания назвать фигуру на коне медной, потому что бронзовый сплав на 80-90 процентов состоит из меди, но чистый металл более твердый и менее податливый, как и характер царя.
Этот памятник, пожалуй, рекордсмен среди сооружений Северной столицы по окружающим его мифам и преданиям.
По замыслу его автора француза Этьена Фальконе великий царь на разгоряченном жеребце взлетает на гранитную волну – это символизировало отвоеванный им для России выход к морю. При этом конь наступает на ядовитую змею – символ коварства противников его преобразований. Но найти камень, напоминающий волну, оказалось совсем не просто. Огромный кусок гранита обнаружили у поселка Лихта. По легенде, на него указал юродивый. У него, как и положено, была своя мистическая история. Местные жители именовали его «гром-камнем»: они верили, что в древности эту гранитную плиту ударом молнии рассекло на две части. И даже утверждали, что сам Петр I неоднократно с ее вершины осматривал незнакомую местность. По другой версии, камень назывался Конем и закрывал вход в другие миры, пока его не «обуздал» инок с Валаама, окропив святой водой. Так или иначе, четыре месяца живописный валун тащили к берегу залива на желобах с металлическими шарами внутри, чтобы доставить в Санкт-Петербург.
Модель головы статуи ваял не Фальконе — он никак не мог добиться сходства с оригиналом, а его ученица Мари Колло, которая быстро справилась с этой задачей. А изготовить статую удалось благодаря самоотверженности литейщика Емельяна Хайлова: во время отливки треснула форма с раскаленной бронзой, но он с риском для жизни доделал работу.
Памятник неоднократно оживал в литературных произведениях. Не только у Пушкина, но и у Маяковского, Анненского. Не говоря уже о многочисленных легендах. Самая известная из них гласит, что во время Отечественной войны с французами Александр I приказал вывезти монумент из столицы. Тогда некий майор стал регулярно видеть во сне ожившую статую Петра, которая сообщала своему венценосному потомку, что пока он на страже, враг в город не войдет. Александр узнал о вещих снах майора и статую оставил в покое.
Медный всадник на Сенатской площади стал не только символом передовых реформ, но и диктата над личностью, насилия над народом, благодаря которому за такое короткое время возвели новую столицу. Не зря он преследует в бреду бедного Евгения, героя поэмы Пушкина. Старообрядцы, которых Петр жестоко преследовал, называли его «Всадником апокалипсиса». Но и сторонники, и противники царя-преобразователя воспринимали его бронзового двойника, как вполне реального персонажа противоречивой русской истории. А на окружающей его Сенатской площади впервые открыто прозвучал призыв дать свободу народу. Причем от представителей правящего сословия, знатных родов Российской империи, которые ставили на кон свою жизнь.
Восстание декабристов на Сенатской площади
14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло одно из самых трагических и героических событий российской истории. После смерти Александра I, под руководством членов дворянского тайного общества, задумавшего государственный переворот, на Сенатскую площадь вышли несколько гвардейских полков, отказавшихся дать присягу императору Николаю I. Руководители восстания планировали захватить Зимний, арестовать царя и сформировать правительство, которое бы отменило крепостное право и учредило конституцию в России. Причем один из руководителей восстания Александр Бестужев символично наточил саблю о памятник царю-реформатору. Однако декабристы не смогли выработать единый план действий, собрать достаточно войск, а некоторые из них в последний момент передумали и не пришли на площадь. Восстание подавили войска, верные новому императору. Пятеро декабристов казнили, более ста лишили титулов, отправили на каторгу или в ссылку.
Во время восстания декабрист Каховский смертельно ранил генерал-губернатора Санкт-Петербурга Милорадовича, героя Отечественной войны. Как и при любом насильственном перевороте, не обошлось без случайных жертв: погибло 1271 человек, в том числе 19 женщин и 9 детей.
При советской власти к 100-летию восстания Сенатскую площадь переименовали в Площадь Декабристов. В 2008-м ей вернули историческое название — Сенатская.
Неважно, откуда ты обозреваешь Сенатскую площадь, с противоположенного берега Невы, с колоннады Исаакиевского собора или с высоты птичьего полета, она поражает четкостью и совершенством линий, идеальными пропорциями и великолепными памятниками архитектуры.