Семёновское. Церковь Симеона Столпника.

Построена в 1830 г. Количество алтарей: 3.
Церковь села Семёновское (1776-1782) имеет сильно вытянутые по продольной оси восьмерик и четверик, что придаёт храму не совсем традиционный вид. Погост Семеновский, или, как слывет у народа, «Святой Семен» весьма древнее селение; оно известно было в 11 столетии. Из жития преподобного Ефрема Новоторжскаго чудотворца видно, что он, прежде основания в Торжке Борисоглебского монастыря, поселился на высоком берегу реки Тверцы, и здесь устроил странноприимницу, в которой принимал странников, путешественников, торговых людей, отправлявшихся в великий Новгород, и кормил их даром (угощал); отсюда будто-бы и местность, где учредил преподобный Ефрем странноприимницу, получило наименование «Дорогощи», и впоследствии погост Семеновский стал называться Семеновским, что на Дорогощи. Неизвестно, когда на месте странноприимницы преподобным Ефремом учрежден был мужской монастырь, в котором храм был посвящен памяти преподобного Симеона столпника, отсюда и народное наименование его «Святым Симеоном».
О сем монастыре упоминается под 1537 г., когда в нем был игуменом Киприан. Кроме Киприана у Строева (Списки настоятелей) упоминаются в Симеоновском монастыре, что на Дорогощи, игумен Исаия 1551 г. и строитель Арсений Тархов с 1637 по 1659 г. В 1689 г. Симеоновский монастырь по грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии, со всеми угодиями и землями был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому монастырю. В 1721 г. Симеоновский монастырь был закрыт и бывшия в нем церкви (Похвалы Божиея Матери и преподобного Симеона Столпника) обращены в приходские для погоста Семеновскаго, что на Дорогощи, каковым именем называется здесь протекающий ручей. Памятниками прежде существовавших в этом погосте деревянных церквей на восточной стороне от нынешней церкви остались две небольшие кирпичные, покрытые железом, часовни (каплицы), не в близком расстоянии одна от другой находящияся. Ныне существующая каменная церковь построена в 1782 году на средства прихожан; в ней три престола — главный посвящен иконе Похвалы Божией Матери, а приделы в теплой трапезной преподобному Симеону Столпнику (правый) и святителю Николаю чудотворцу (левый).
Церковь села Семеновскаго у граждан города Торжка и окрестных селений пользуется большим уважением ради преподобного Ефрема, Новоторжского чудотворца; ежегодно, 1 сентября, на памятьСимеона Столпника, в нее бывает большое стечение богомольцев; в недавнее время (31 августа 1900 г.), по ходатойству Тверского Епархиальнаго Начальства, вследствие прошения граждан города Торжка и прихожан погоста Семеновскаго, Священным Синодом учрежден ежегодный крестный ход 1 сентября из Новоторжского Борисоглебского монастыря в церковь преподобного Симеона (в Семеновское); совершается этот крестный ход при многочисленном стечении богомольцев.
В церкви погоста Семеновскаго осталось много церковных древностей, некоторыя из них от прежде бывшаго здесь монастыря, как-то: игуменский жезл, деревянный, темнаго цвета, верх котораго загнут обоими концами вниз; из книг — Постная триодь, без заглавного листа, а потому неизвестен год ея издания; по листам ея находится надпись: «В память преподобного отца нашего Симеона Столпника и матери его Марфы… Книга сия постная Триодь от Шехонина, сына Акимова, о здравии сына своего Симеона и за упокой отца своего схимника Мисаила, в мире Макария, в монастырь преподобного Симеона Столпника и Похвалы Пресвятой Богородицы и родителей наших поминати». В этой Триоди помещен чин православия в 1-ю неделю великаго поста с подробным перечнем лиц, предаваемых анафеме, а также тех, коим за твердость в православной вере и за иконопочитание возглашается вечная память. Цветная триодь , на заглавном листе которой сказано: «Пентикостарион, еже есть Пятьдесятница, от греческаго изследования. Напечатася в царствующем граде Москве, повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великаго князя Алексия Михаиловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, в 25 лето царствования его. По благославению же великаго господина святейшаго Кир Иоасафа, патриарха Московскаго т всея Руси; в лето от создания мира 7178, от Рождества же Господа нашего И. Христа 1670, индикта 8 месяца марта». Из надписи на этой Триоди видно, что она предназначалась в «обитель Живоначальныя Троицы» (ныне церковь в городе Торжке, так называемая дальняя Троица); когда она поступила в Симеоновскую церковь — неизвестно. Евангелие, в четверь листа, обложено черным бархатом, напечатано в Москве в 1685 году при патриархе Иоакиме; Апостол — напечатан в Москве в 1685 году, при том же патриархе (Иоаким). Оловянные сосуды (потир с медным подонком и такою же ручкой, весом в два фунта, дискос, звездица, два блюдца, ковшик для теплоты, ковчег в два фунта, для хранения в нем святых даров и запасных на великий пост агнцев, кругый ковчег малого размера и дароносица круглая). 
По материалам официального сайта Тверской епархии и материалам изданий: Монастыри и приходские церкви города Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1993 г. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901 г. Справочная книга по Тверской епархии 1915 г. — Тверь, 1915

Старинное село, в 1626 году — небольшой монастырь с соборным храмом в честь преподобного Симеона Столпника. Bозлe храма в келье жил иеромонах Гедеон. Было также пустое место еще не отстроенного теплого храма в честь Похвалы Богородицы. Позже, в конце века, Семеновский монастырь приписан к новоторжскому Борисоглебскому монастырю, в 1764 году упразднен. Существует предание, что именно зжесь, немного выше Торжка по течению Тверцы, на устье речки Дорогощи, впервые поселился преподобный Ефрем и основал странноприимный дом. Само название реки переводят как «даром гощу» — воспоминание о благотворительности Ефрема.
Каменная церковь начата строением в 1776 году, в 1779 году освящен придел Симеона Сиолпника, а уже в 1782 году были освящены главный престол Похвалы Богородицы и Никольский придел. Это яркий и сравнительно мало зaтeм перестроенный памятник местного варианта позднего барокко с характерным мелким рустом и «сплющенным» восьмериком.
Замечательной особенностью храма является частично сохранившаяся в интерьере его холодной (летней) части живопись, исполненная маслом первоначально около 1835 года и зaтeм дважды ремонтировавшаяся — около 1875 года и в начале ХХ в. (В последний ремонт были выполнены и две плохо сохранившиеся композиции под колокольней по популярным в Торжке хромолитографиям на тему жития преподобного Ефрема.) Живопись в холодной церкви имеет ряд уникальных особенностей. Так, например, в восьмерике помещены отдельно стоящие фигуры святых (зa исключением переписанного между ними фона это наиболее уцелевшие учаcтки живописи 1835 г.). В четверике на стенах помещены восемь композиций на тему «Песни Богородицы» (уцелело шесть) — хотя четыре из них покрыты записью 1875 года, они являяются самыми сохранными и самыми заметными для зрителя живописными композициями в храме. В храме сохранился каркас иконостаса 1834 года с остатками резьбы и одной полусмытой иконой — «Введение во храм» .
Храм закрыт в 1930-х годах, открыт в начале 1990-х гг. В настоящее время продолжается ремонт, закрыта новым железом кровля, установлены купола и кресты. Службы идут в приделе преподобного Симеона Столпника, ремонтируется Никольский придел.
Иванов П. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. — Тверь, 2010.

Это древнее селение, по народным легендам, известно еще с XI века. В 1537 году здесь преподобным Ефремом был учрежден мужской монастырь с храмом во имя Симеона Столпника. Он был упразднен в 1721 году, а церковь обращена в приходскую для погоста Семеновский, что на Дорогощи.Каменная церковь во имя Симеона Столпника с приделами Николая Чудотворца и Похвалы Божией Матери возведена в 1776-1782 годах на средства прихожан взамен одноименной деревянной обители. Все многочисленные церковные ценности (многие от бывшего монастыря) были перенесены в новый храм. Объемное сооружение в стиле барокко включает в себя двухсветный четверик, несущий массивный световой восьмерик, завершенный шлемовидным куполом и луковичной главой. К основному объему примыкают вытянутое полукружие алтарной апсиды, обширная трапезная и трехъярусная колокольня с луковичным венчанием. Храм был закрыт и разграблен в 1930-х годах.В настоящее время церковь Симеона Столпника действует, медленно восстанавливается.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?