Большой пятикупольный собор, выстроенный в память Бородинского сражения на средства солдат и офицеров Гвардейского и Гренадерского корпусов по проекту М.Д. Быковского. Незаурядный памятник архитектуры, одна из ранних попыток интерпретации форм византийской архитектуры.
Закрыт в 1930 г., во 2-й пол. ХХ в. пустовал. В 1990-х гг. вновь освящен, реставрируется.
Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Монастырские постройки возведены в разное время, но благодаря высокому мастерству создавших их зодчих они составляют гармоничное единство.
С архитектурно-художественных позиций композиционным центром и высотной доминантой монастыря является собор во имя Владимирской иконы Божией Матери (1851-1859 гг., проект арх. М.Д. Быковского). Объемное, высокое строение из кирпича с декором из белого камня. В его архитектуре синтезируются приемы классицизма и византийского стиля. Это массивный четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба, поставленный на полуподвале. В храме на стенах алтаря частично сохранилась живопись академической школы.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре начал строиться в 1851 году по инициативе первой игумении монастыря Марии (Тучковой). Проект был заказан известному московскому архитектору М.Д. Быковскому. Собор освящен в 1859 году. Игумения Мария не дожила до этого дня – скончалась в 1852 году, и строительство продолжилось при следующей игумении Сергии.
За основу проекта Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре пятиглавый, и его пятиглавие − очень красивое и необычное. Архитектор поставил боковые главки по углам, далеко от центральной главы, на четырехугольные башенки с узкими высокими окнами. Они как бы уравновешивают центральный световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол, и от этого собор смотрится особенно гармонично.
Большое внимание Быковский уделил организации интерьера собора. Нижняя часть его стен вовсе лишена окон, это не только позволило создать в нижнем ярусе целостную картину из росписей и икон, но и создало эффект света, льющегося вниз словно с самого неба. Очень многие, побывавшие в этом храме, замечали, что здесь создается редкостная молитвенная атмосфера. Этому способствует тонко и умело созданная архитектором игра света и тени, − прием, не раз с успехом примененный Быковским при строительстве храмов, в том числе, например, Знаменской церкви в Ховрине.
Составляя проект, Быковский заботился и о внешнем виде храма, и о его внутреннем убранстве, и не забывал о том, каков будет его вид в ландшафте. Его замысел полностью удался − со всех концов огромного и ровного Бородинского поля виден величественный, громадный объем собора, доминирующий над всеми окрестностями. Даже если идти к монастырю не по проезжей дороге, а просто через поле, сбиться с пути невозможно − безошибочным ориентиром поднимается над ровным полем высокая полусфера − глава Владимирского собора.
Входит в проект: Спасо-Бородинский монастырь.
http://www.hramy.ru/regions/r50/mojaisky/semenovskoe/vladbor.htm
Спасо-Бородинский монастырь основан Маргаритой Михайловной Тучковой – вдовой генерал-майора Тучкова, убитого в Бородинском сражении. Главный храм монастыря – собор Владимирской иконы Божией матери – построен в 1851-1859 г.г.
Проектированием и возведением Владимирского собора занимался московский архитектор М.Д. Быковский. Зодчим были спроектированы два здания – пятиглавый Владимирский собор и трапезная церковь Иоанна Предтечи. Быковского можно считать создателем архитектурного комплекса Спасо-Бородинского монастыря. Ему удалось, спроектировать все постройки в русском стиле, вместившем в себя элементы византийского стиля.
Собор представляет собой четырехстолпный пятикупольный храм в виде куба с высокими полукруглыми выступами и крыльцами по основным осям. Здание поставлено на подклет, который воспринимается мощным стилобатом. Второй ярус стен прорезан непрерывной цепочкой окон, объединенных круглой аркадой. Поверх четверика храма, на его плоской кровле устроена круговая открытая галерея с проходами через малые главы. Собор завершает массивный световой барабан, декор которого повторяет тему аркады.
Благодаря собору монастырь стал крупнейшем в России воинским мемориалом. Имя для собора было выбрано не случайно – битва на Бородинском поле произошла в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Вклады на сооружение собора были сделаны офицерами Гвардейского и Гренадерского корпусов, солдатами, потомками героев Отечественной войны 1812 г. Собор был освящен в 1859 г. викарием Московским Леонидом, епископом Дмитровским.
Собор закрыли в 1928 г. и долгие годы использовали как склад. В период проведения боевых действий в конце 1941 – начале 1942 г. здание собора пострадало от артиллерийского обстрела. Реставрация собора началась в 1972 г. и основной этап с восстановлением завершений собора закончился к 1987 г.
В 1992 г. подписан Договор о возрождении монашества в Спасо-Бородинском монастыре. Договор подписали Министерство культуры и туризма Российской Федерации, Московская Епархия и Государственный Бородинский военно-истроический музей заповедник. По этому договору монашеской общине передали в безвозмездное пользование два келейных корпуса и две башни монастырской ограды. Владимирский собор были переданы в совместное пользование.
Здание выполнено из красного керамического кирпича на известковом растворе. Стоит на высоком белокаменном подклете.
В 2012 г. были выполнены реставрационные работы по фасадам, реставрация белокаменного цоколя, воссоздание гранитных ступеней и входной площадки собора, реставрация архитектурно-лепного декора, кирпичных полов, воссоздание и установка оконных и дверных коробок, переплетов и полотен, реставрация кровли и глав собора, устройство покрытий отмостки из брусчатки.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru