Семёнова. Часовня Флора и Лавра.

Деревня основана в середине XVI в. с оригинальным полуостровным расположением, не имеющим аналогов на Русском Севере. В деревне можно познакомиться не только с интересной планировкой деревни, старинными крестьянскими избами, но и посетить часовню Флора и Лавра XIX в., в отреставрированном иконостасе которой сохранились иконы «северного письма».

Деревня Семёново (Семёнова) расположена в десяти километрах от деревни Вершинино, на безлесном мысе южного берега Кенозера. На краю жилой застройки, на возвышении, поставлена часовня. Культовая и общественная значимость часовенного места обозначена группой хвойных деревьев.
Семёновские крестьяне самовольно построили часовню между 1801 и 1804 годами, не спрашивая на то разрешения Олонецкого архиерея (1). Часовня, построенная в виде крупного амбара, представляет собой прямоугольный, рубленный «в обло» объём на подклете. Залобник и предмостье, устроенные на выпусках брёвен крыши и подклета, образуют с запада широкую крытую паперть, ограждённую парапетом из плоских балясин и резными стойками, на которые опирается вынос крыши. Сруб перекрыт двухскатной дощатой крышей самцово-слеговой конструкции. Крест и глава, первоначально венчавшие часовню, не сохранились. Два небольших окна симметрично расположены на боковых фасадах. С севера на паперть ведёт рубленное «в лапу» крыльцо, крытое односкатным навесом. Его поддерживают резные стойки, которые являются выдающимся образцом мастерства местных плотников. Стойки своеобразной скульптурной формы с объёмной резьбой, мотивы которой можно встретить в деревянных постройках и домашней утвари Карелии и Каргополья, выполнены плотницким инструментом в свободной манере.
В 1912 году часовню отремонтировали, стены обшили тёсом внутри и снаружи. Гладкая тесовая обшивка фасадов связала клеть молитвенного помещения и паперть в единый объём. Подшивка карнизов, декорированная накладными «сухариками», сохранила следы полихромной окраски. Окна поверх обшивки обрамлены рамочными наличниками. Над окнами устроены отливы в виде полочек. Стены в интерьере обшиты широким гладким тёсом. Плоский, набранный из полуплах потолок расписан в виде филёнки с изображением солярной розетки. Подпись мастера, сохранившаяся на подшивке карниза, гласит: «1912й года. 21го мая. К. Федоръ. Никифоровъ» (эта же фамилия присутствует на фасаде Никольской часовни в деревне Бухалово в записи о ремонте, произведённом годом позже).
Впервые часовня обмеряна и описана архитектором Е. Л. Старокадомской, составившей в 1974 году научный паспорт объекта (2). В 1988 году специалисты Института «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора Л. А. Ткаченко произвели натурное обследование часовни. Ими были обнаружены следы примыкания первоначального крыльца с северной стороны паперти, а также следы куриц, поддерживавших потоки кровли. В ходе реставрационных работ, последовавших в 1989 году, первоначальная паперть часовни с резными столбами была освобождена от обшивки и раскрыта. Существовавшее с запада крыльцо перенесли на северную сторону паперти, на первоначальное место. Заменили окладной венец и кровлю памятника. На крыше были установлены глава и крест, позже снесённые ураганом (3). Размеры в плане: 4,5х7,3 м; высота до главки 5 м. Иконостас в часовне во имя святых мучеников Флора и Лавра деревни Семёново
В июне 2014 года из часовни святых мучеников Флора и Лавра, расположенной в центре кенозерской деревни Семёново, были похищены 29 икон из уникального трехъярусного иконостаса, созданного в XIX веке.
Часовня была построена семеновскими крестьянами между 1801 и 1804 годами. Тогда же началось формирование трёхъярусного каркасного иконостаса с заворотами на северную и южную стены. Большая часть икон, написанных в начале XIX века для местного первого ряда, не сохранилась. Второй, деисусный, чин иконостаса был создан в начале XIX века иконописцами – старообрядцами Олонецкой губернии. В середине – второй половине XIX века сложился необычный по иконографии третий ряд. Большинство составляющих его икон, а также похищенная икона Богоматери «Тихвинская» из местного чина представляли собой единый стилистический комплекс. В состав третьего ряда входили небольшие иконы: поясной Деисус, святитель Николай Чудотворец, различные образы Богоматери – Владимирская, Тихвинская, Ахтырская, Казанская, Знамение, Троеручица, Обет Страждущих, Умягчение Злых Сердец, которые, предположительно, были написаны иконописцами Владимирской губернии. Так же в третьем ряду иконостаса находилось 3 иконы середины XIX века с изображениями Зосимы и Савватия Соловецких, Макария Унженского и Никодима Кожеезерского, Великомучениц Евдокии и Анастасии, стилистические особенности которых позволяют приписать их руке онежского живописца Павла Григорьева Максимова.
В 1989 году учащимися Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова (с 1992 года – Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К. Рериха) под руководством И.В. Ярыгиной была проведена консервация всех икон, находившихся в часовне мучеников Флора и Лавра. К моменту кражи иконы имели удовлетворительное состояние сохранности.
Всего из часовни мучеников Флора и Лавра было похищено 29 икон, злоумышленниками, к счастью для заповедной территории, были оставлены 8 икон, находившихся в третьем ярусе. По мнению искусствоведов и историков, похищенные иконы имеют высокую историко-культурную ценность, т.к. являлись частью последнего иконостасного часовенного комплекса на Русском Севере, который был введен в научный оборот. Часть икон была написана старообрядческими артелями в начале XIX века, три иконы принадлежали кисти известного онежского иконописца Максимова Павла Григорьева (1800 – после 1855), запрестольная выносная икона «Николай Угодник» и «Знамение» была создана, предположительно, в XVIII веке. Эта кража стала настоящим потрясением, не оставила равнодушными никого из жителей и друзей Кенозерья. К сожалению, реалии современного мира таковы, что святыни, созданные в XIX веке и бережно сохраненные местными жителями в XX веке, в нынешнем столетии стали предметами торга. В январе 2016 года 17 похищенных икон вернулись на кенозерскую землю.
1. НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 4 / 15, л. 3 – 3 об., 1805 г.2. НА ФГУ НП «Кенозерский». Ф. 1, оп. 1, д. 23.3. НА ФГУ НП «Кенозерский». Ф. 1, оп. 1, д. 74. Научно-реставрационный отчёт. 1989 г.
Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 298-310.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-vo-imya-svyatykh-muchenikov-flora-i-lavra-1805-g/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?