Семков Городок. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Костёл Рождества Пресвятой Девы Марии и Святого Станислава построен на средства Адама Хмары в 1791-1799 годах (в 1866 г. преобразован в униатскую церковь) — памятник архитектуры XVIII в. Это каменный безбашенный и безапсидный прямоугольный в плане храм, зодчим которого был Карло Спампани. Здесь в 1880-е г. венчались родители Максима Богдановича. Долгое время стоял нарушен. Сейчас (как то уже не раз бывало в нашей истории) перестраивается в православную церковь Рождества Божьей Матери.
Информация с сайта — http://szliachta.org

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Сёмков Городок (Хмарин Городок) была построена в 1791-1802 годах в стиле так называемого станиславовского классицизма (переходного стиля от позднего барокко к классицизму). Первоначально, это был храм, построенный как костел Рождества Девы Марии и Святого Станислава в деревне Сёмков Городок на средства Адама Хмары – минского воеводы, хозяина близлежащей усадьбы в деревне Сёмково.
В архитектурном отношении храм представляет собой прямоугольный в плане объем с двухскатной крышей. Главный фасад насыщен архитектурной пластикой, над входом расположена круглая люкарна (оконный проём в скате крыши или куполе с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху).
В 1866 году после польского восстания костел был переосвящен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы и действовал уже как православный храм.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Сёмков Городок была в XX веке сильно запущена и фактически на половину разрушена. Случилось это после смерти последнего священника, который служил здесь в 1960-х годах. С тех пор храм долгое время находился в упадке, постепенно разрушаясь. Вид его соответствовал виду сотни других запущенных храмов по всей Беларуси. Тем не менее, оставался еще фронтон, некоторые росписи в храме.
 В 1990-2000-е годы начались работы по восстановлению этой святыни. Сегодня вид храма лишь частично совпадает с тем видом, который был первоначально.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Сёмков Городок сегодня ещё до конца не восстановлена и пока не действует.
Источник: http://by.holiday.by/skarb/863

Местечко Хмарин Городок находится в Минском уезде, от города Минска отстоит в 12 верстах. Настоящее прибавочное название Городка – Хмарин от фамилии местных вотчинников Хмаров вошло в употребление не более как лет 80 тому назад, а до того времени он назывался Соломорецким Городком, от живших здесь когда-то удельных князей Соломорецких.
В самом местечке, при реке Вяче, по настоящее время сохраняется насыпь, где, как гласит предание, находился замок Соломорецких князей; насыпь эта, как заметно по вырытому вокруг рву, в свое время обведена была водою из реки Вячи.
В конце XVIII ст. на месте разрушившейся бывшей приходской униатской церкви помещиком Хмарой построен был римско-католический костел, который продолжал свое существование до 1852 г., а потому в период сего времени здесь не было ни униатской, ни православной церкви.
Когда же около 1842 г. было обращено внимание на существование в районе Городокского католического прихода значительного количества православных жителей, не успевших еще обратиться в католичество, то на местного владельца Хмару возложена была правительством забота о построении православной церкви, под опасением обращения в оную католического костела. Такое обязательство владельцем Хмарою хотя и исполнено было и им построена была около 1852 г. хорошая каменная церковь, но только не в самом местечке, а в значительном отдалении от оного, в открытом поле.
В 1866 г. Хмарино-Городецкий костел упразднен и тогда же обращен был в приходскую православную церковь, а потому построенная в 1852 г. церковь осталась приписною.
Церковь, устроенная из упраздненного костела, с престолом во имя Рождества Пресвятой Богородицы расположена в самом местечке. Зданием каменная, устроена в готическом стиле, продолговатым прямоугольником, с одним рядом окон, высотою каждое в 12 аршин, тремя входными дверьми и «шпиалтровою крышею». Куполов на ней нет, только фронтонная стена устроена возвышеннее других и на щитообразной вершине утвержден крест. В здании церковь была бы совершенно исправна, если бы «шпиалтровая крыша» заменена была железною, а без сего значительно дает себя чувствовать постоянная течь в крыше.
Внутреннее пространство церкви заключает около 35 кв. саж. Потолок подшит досками, пол деревянный, столбов нет, к отоплению не приспособлена.
Иконостас, поставленный на солее, возвышенной на пол-аршина, состоит из 8 икон, расположенных в два яруса; карнизы и рамы на нем позолочены, a прочие места покрашены в светло-голубой цвет. Помещение для ризницы и пономарни устроено в особой пристройке к алтарю. Все необходимые утварные вещи исключительно из аплике имеются в достаточном количестве, но к ценным относится один прибор литургийных сосудов нового чекана, пожертвованный в церковь московскими гражданами.
Облачений имеется десять; из них 5 из мишурной парчи, 4 из шелковой материи и 1 плисовое траурное, потому в этом отношении ризницу можно признать достаточною, хотя половина из облачений истерта и не вполне благовидна. Евангелие богослужебное, в листе, обложено малиновым бархатом и по оному бронзовыми, золоченными украшениями.
Архив в порядке, в нем хранятся приходские документы только с 1852 г., впрочем, в рухляди бывшего костела, сваленной под лестницею, найдена старая метрическая книга, принадлежащая упраздненной в прошедшем XVIII ст. церкви. Книга эта писана на польском языке.
Колокольня устроена отдельно от церкви, над воротами церковной ограды; в ней помещаются три колокола: в 5, 1 ½ и 1 пудов. Погост церковный обнесен деревянною бревенчатою оградою. Кладбищ в приходе четыре и на одном из них находится каменная приписная церковь, бывшая прежде приходскою, о которой сказано уже в начале.
В состав прихода входят 13 селений, самое отдаленное находится в 9 верстах. Прихожан числится муж. пола 920 душ, а жен. пола 935 душ; все они крестьянского сословия, кроме хлебопашества, промышляют изготовлением и доставкою в Минск для продажи на торгах дров, сена, теса, мха и брусьев.
Религиозности у прихожан очень мало; этому чрезвычайно благоприятствует близость к Минску, где в воскресные дни на базарах каждый раз бывает от мала до велика. Существует обычай, по которому брачная дружина, по совершении брака в церкви, заезжает в ближайший кабак, где шинкарь в дверях встречает новобрачных с водкою и поздравлением, затем на шинкарском столе постилается дружиною кусок нового холста и происходит угощение привезенными же яствами; холст по окончании закуски остается шинкарю, а дружина продолжает путь к местожительству жениха. При совершениях погребений принято бросать мелкие деньги в могилу.
Причт при сей церкви состоит из настоятеля и псаломщика. Настоятелем состоит священник Иоанн Пашкевич, из окончивших курс семинарского воспитания, священствует с 1868 г., при сей церкви состоит с 1872 г. И. д. псаломщика Константин Костюкевич, в должности с 1860 г. Церковного дохода в течение года бывает до 65 руб.
Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается 49 десятин, в том числе: 20 десятин пахотной, 5 десятин сенокосной, а остальная – под зарослями. Вся земля расположена в одном обрубе и не в далеком расстоянии от усадьбы. План на землю имеется и владеет оною причт беспрепятственно.
Жилые дома для причта, амбары, хлебные и скотские сараи, варивня и баня имеются и находятся в хорошем состоянии. Осмотр сих построек учрежденною комиссиею произведен, и передача оных в духовное ведомство состоялась.
При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Богадельни в приходе нет.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?