Семен Карлинский. Из статьи «Новое об эмигрантском периоде Марины Цветаевой».

«На западе за последнее время много говорят и пишут, иногда с
большими преувеличениями, о казалось бы давно решенном вопросе — о бесправном положении женщины в семье.

Заграничная жизнь Цветаевой новоявленным поборницам женского равноправия показалась бы неотразимым доводом. Страшной ценою заплатила Цветаева-поэт за право быть женою и матерью и недаром вырвалось у нее в одном из писем утверждение, что «Брак и любовь личность скорее разрушают, это испытание. Так думали и Гете и Толстой. А ранний брак (как у меня) вообще катастрофа, удар на всю жизнь» (26 мая 1934 г.).

Многим значительным русским поэтам нашего столетия приходилось жить в нищете. Но все же у Осипа Мандельштама в «летейской стуже» Воронежа была любящая и заботливая Надежда Яковлевна; но все же Георгию Иванову в той богадельне на юге Франции, где в конце его жизни так поразительно созрел его талант, не приходилось мыть полы и стирать белье; но все же часто голодавший и к негодованию многих отказывавшийся работать Борис Поплавский мог слоняться по Монпарнассу как вольная птица. У всех этих поэтов, живших в нищете, была элементарная физическая возможность писать. У Цветаевой ее не было.

Муж — мягкий, вежливый Сергей Яковлевич — часто хворает,
часто отсутствует из дому, занимаясь своими темными политическими авантюрами. Дочь, Аля, — барышня двадцати с лишним лет — учится, иногда работает, потом первой из семьи уезжает в Советский Союз. И сын, Мур, — диковатый, хулиганистый мальчик, без всяких духовных запросов. Всех их Цветаева содержит на свою чешскую пенсию, на редкие литературные заработки, на подачки от благожелателей и друзей. Всех их она кормит, одевает, обслуживает, обшивает. На эту хозяйственную работу уходит все ее время и вся ее энергия, а на ее основное дело — писание — остается самое большее час-полтора в день. И ни Сергей Яковлевич, ни Аля, знающие цену творчества Цветаевой, понимающие, какой она исключительно редкий поэт, никак не облегчают ей эту домашнюю каторгу…

…Жалоба на отсутствие времени, чтобы писать — постоянный лейтмотив писем к Тесковой [А. А. Тескова (1872—1954) — чешская писательница и переводчица, одна из создателей культурно-благотворительного общества помощи русским беженцам в Чехии — Чешско-русской едноты. — З. л.]. Вырвавшись на морской курорт летом 1926 года, Цветаева пишет сразу, одну за другой, три поэмы; в открытке из Лондона Цветаева сообщает, что она там за неделю написала статью, которую дома писала бы полтора месяца; а очерк об Андрее Белом «Пленный дух», одну из вершин цветаевской прозы, удалось написать «только потому, что у Мура и Али была корь, и у меня было время» (26 мая 1934 г.).

Легче легкого было бы вынести приговор домашним Цветаевой
(«домашние, которым со всеми интересно, кроме меня, ибо я дома: посуда метла котлеты, сама понимаю»), мешавшим ей писать и в конце концов приведшим ее к гибели, не оставив ей иного выхода, как уехать в Советский Союз. Но не их вина те страшные условия, в которых находилась семья, и за рубежом, и по возвращении на родину. Не их вина «биологическая необходимость» и весь ряд привычек и навыков семейного общежития, который потребовал у поэта Цветаевой совершенно особенных жертв, с какими не сталкивался ни один другой поэт».

Семен Карлинский. Из статьи «Новое об эмигрантском периоде Марины Цветаевой».

На фото: М. И. Цветаева с сыном Георгием (Муром) и дочерью Ариадной. Франция, 1930-е.

Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 11.01.2024

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?