Семей (Семипалатинск). Собор Воскресения Христова.

Семей (Семипалатинск) Градо-Семипалатинская Воскресенская (Казачья) церковь (1857-1860)
Воскресенская (Казачья) церковь – второй после Знаменского (ныне утраченного) собора каменный (кирпичный) храм Семипалатинска – города, долгое время являвшегося крупнейшим административным и духовным центром Казахстанского Прииртышья, во многом, до настоящего времени, не утратившего своего значения. Инициатором и благотворителем строительства Воскресенского храма был житель станичной части Семипалатинска, отставной урядник Митрофан Георгиевич Казаков. Чин закладки церкви был совершен протоиереем Павлом Любомудровым 31 марта 1857 года, а освящена она была 10 июля 1860 года тем же священником. Среди присутствующих на торжестве открытия храма были: генерал-губернатор Западной Сибири Г.Х. Гасфорд, военный губернатор Семипалатинской области Ф.Л. Панов.
Проект Воскресенской церкви был выполнен областным архитектором Александром Болботовым. Им был переработан и адаптирован к местным условиям проект одного из столичных храмов – Мироновской церкви Санкт-Петербурга, предназначенной для Лейб-Гвардии Егерского полка. Его автором являлся великий русский зодчий – придворный архитектор, академик, К.А. Тон. По указу императора Николая I проекты культовых и гражданских строений, выполненных К.А. Тоном, были объединены в тиражируемые альбомы и рекомендованы в качестве образцов для губернских и уездных городов. Таким образом, уже после кончины Николая I, в Семипалатинске появляется «тоновское» сооружение – памятник уже миновавшей николаевской эпохи.
Зрительно церковь разделена на притвор, трапезную, основную часть и алтарь. Над основным объемом возвышается мощный восьмерик, каждая грань которого прорезана узким оконным проемом с полуциркульным завершением, и завершена закомарой в виде кокошника. От закомар исходят трапециевидные грани полого шатра. Шатер завершен кокошниками меньшего размера, поддерживающими расширяющийся в верхней части восьмигранный барабан с луковичной главкой, увенчанной православным крестом. Грани основного объема украшены четырьмя невысокими восьмигранными барабанами с куполами, аналогичными по форме куполу главного восьмерика. В западной части церкви – колокольня над притвором, устроенная по принципу восьмерик на четверике. Так же как и главный восьмерик, она завершена шатром. Углы четверика колокольни декорированы пилястрами, окаймляющими проемы с полуциркульным завершением. Здание в настоящее время сохранило свой первоначальный облик. Воскресенская церковь трехпрестольная: главный алтарь – в честь Воскресения Христова, правый – во имя Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, левый – во имя Архистратига Божия Михаила.
Дореволюционная история храма связана с именем священника Евфимия Владимирова, широко известного среди современников святостью своей жизни. Православные Семипалатинска до сих пор чтят память об этом старце, могила которого находится возле алтаря церкви. Трагические страницы Воскресенского храма открываются со времени установления советской власти, после печально известного Декрета об отделении церкви от государства 1918 года. В 1922 году храм был частично ограблен в ходе компании по изъятию церковных ценностей, осуществляемой якобы в помощь голодающим Поволжья. В 1923 году в числе других городских церквей он переходит в руки обновленческих раскольников, позднее в подчинение Барнаульского раскольничьего григорианского центра, а с начала 1930-х годов Воскресенская церковь вновь была возвращена патриаршей общине и вскоре осталась единственным в Семипалатинске православным храмом, получившем теперь статус кафедрального собора.
В результате очередной волны репрессий в 1937 году, в два этапа были произведены аресты духовенства и наиболее активной части прихожан. В числе пострадавших были: архиепископ Семипалатинский Александр (Щукин) и настоятель Воскресенского собора протоиерей Борис Георгиевич Герасимов, известный ученый-краевед. Большинство арестованных были расстреляны, в их числе и Б.Г. Герасимов. Фактически, Воскресенский храм оказался закрыт для верующих, несмотря на то, что факт изъятия церкви так и не был узаконен.
1940 год для храма характеризуется с одной стороны попытками православной общины добиться открытия церкви для совершения регулярных богослужений, с другой стороны намерениями властей узаконить его закрытие, с целью использования «для культурных целей» с дальнейшим уничтожением. Бюрократические проволочки затянулись вплоть до 1941 года, благодаря чему окончательно вопрос о Воскресенской храме так и не был решен, и здание церкви уцелело. 16 апреля 1944 года возобновились регулярные богослужения и в Воскресенской (Казачьей) церкви Семипалатинска. В конце 40х гг. XX века на время была воссоздана Семипалатинская епархия, собор вновь стал кафедральным.
До середины 80-х гг. XX века на территории современного Восточного Казахстана действовало всего четыре православных прихода, и среди них Воскресенский собор Семипалатинска, входившие в состав Алма-Атинско-Казахстанской епархии. В 1991 году, в связи с увеличением числа приходов Русской Церкви в Казахстане, существующая здесь единственная епархия была разделена на три. В частности, выделилась Алма-Атинская и Семипалатинская епархия. В настоящее время создана новая церковная структура – Астанайская и Казахстанская Митрополия, объединившая существующие казахстанские епархии.
В 2001 году была проведена большая работа по ремонту Воскресенского собора, в основном, коснувшаяся наружной части здания. Были построены административно-хозяйственные корпуса, здание воскресной школы, а также Всехсвятский крестильный храм. Территория возле храма значительно расширилась, а в связи с этим появилась новая церковная ограда, стилистически напоминающая прежнюю, разобранную в ходе ремонтных работ. Внутри ограды имеются зеленые насаждения, дорожки выложены брусчаткой.
Воскресенский собор Семипалатинска – одно из красивейших православных церковных построек в Казахстане. В 2010 году ему исполнилось 150 лет.  Указом Президента Республики Казахстан от 21 июня 2007 года город Семипалатинск переименован в город Семей.
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.

Воскресенская церковь построена на средства отставного казачьего урядника Митрофана Казакова, зданием каменная, крепкая, вместительна. Престолов в ней три: главный — во имя Воскресения Христова и в приделах: в южном – во имя св. Митрофана, первого епископа Воронежского, и в северном — во имя Архистратига Михаила. Чудотворных и местно чтимых икон в церкви нет. В приходе имеется четыре часовни. К Воскресенской церкви приписаны шесть казачьих поселков, находящихся от церкви в 16-52 верстах.
Для жительства причта имеется два дома. Земли пахотной, сенокосной и усадебной не отведено, леса нет. На содержание причта отпускается жалование от казачьего войска: настоятелю 200 руб. и каждому псаломщику — по 120 руб. в год. Причтового капитала при церкви имеется 1830 руб.; церковного — 3200 руб.
В приходе имеются две церковные школы, в коих обучается 99 детей обоего пола. Школы помещаются в собственных зданиях, содержатся на местные средства с пособием из сумм Св. Синода. В приходе насчитывается 2220 душ муж. пола и 2297 жен. пола. По штату положено быть в причте настоятелю, помощнику и 2 псаломщикам.
К.Ф. Скальский «Омская епархия». — Омск. Типография А.К. Демидова. 1900 г.

Собор Воскресения Христова является вторым по хронологии, после утраченного Знаменского собора, каменным (кирпичным) храмом города Семипалатинска. Автором представленного на рассмотрение проекта церкви выступил местный архитектор — Александр Болботов. Именно он переработал и адаптировал к здешним условиям проект одного из храмов столицы – петербургской Мироновской церкви. Томская строительная комиссия одобрила проект храма, возведение которого началось в августе 1856 г. Для строительства церкви было выбрано очень удобное место, но с одним ограничением – песчаный грунт земли. Именно поэтому фундамент под все стены храма должен был быть устроен из хороших прочных материалов с правильной и тщательной кладкой.
Чин закладки Воскресенской церкви в марте 1857 г. совершил местный протоиерей Павел Любомудров. Строительство здания храма длилось три года. Торжественное освящение главного престола храма в честь Воскресения Христова состоялось в июле 1980 г. в присутствии местных властей и горожан.
Каменный, крепкий, вместительный Воскресенский храм построен на средства, пожертвованные отставным казачьим урядником Митрофаном Казаковым. В церкви имеется три престола: главный — в честь Воскресения Христова, южный – в честь св. Митрофана, северный — во имя Архистратига Михаила. В целом здание церкви на сегодняшний день сохранило свой первоначальный вид.
Трагические страницы Воскресенской церкви открываются с приходом советской власти. В 1922 г. церковь была частично ограблена во время изъятия церковного имущества, осуществляемого, якобы, для помощи голодающим Поволжья. В 1923 г. храм перешел в подчинение обновленческих раскольников, позже в руки Барнаульского раскольничьего григорианского центра.
В начале 1930-х гг. Воскресенскую церковь вновь вернули патриаршей общине, и через некоторое время она стала единственным в городе православным храмом, получившим позднее статус кафедрального собора.
В 2001 г. в Воскресенском соборе был проведен большой ремонт. Были построены здание воскресной школы и Всехсвятский крестильный храм.
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=24067

Воскресенская церковь построена старанием отставного урядника Митрофана Казакова в 1857-60 гг. Зданием каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, обнесена каменною оградою с деревянными решетками, прочна, утварью достаточна. Престолов три: главный – в честь Воскресения Христова, в южном приделе – в честь св. Митрофания, епископа Воронежского и в северном – в честь архангела Михаила.
Особые кладбища имеются в каждом из четырех поселков, состоящих в приходе сей церкви. Имеется походная церковь в честь св. и чуд. Николая, устроенная в 1875 г. на средства частных благотворителей. Часовен в приходе две: одна каменная, находится в поселке Талицком, в 41 версте, построена в 1877 г. на средства местных жителей, вторая – деревянная часовня в поселке Белокаменском, в 57 верстах, построена в 1906 г. на средства местных жителей. Приписная церковь находится в Долонском станичном поселке… построена в 1901 г. на средства жителей поселка Долонского и освящена 21 ноября 1902 г. Зданием каменная, с алтарем и колокольнею, крепка и вместительна.
Капиталов церкви в 4 % ренте к 1909 г. имелось 3 000 руб. Угодий, приносящих доход церкви, нет. Население прихода: 2021 душа муж. пола и 2059 душ жен. пола… Церковно-приходское попечительство открыто в 1900 г.
В приходе имеются две церковно-приходских школы: первая открыта 2 октября 1891 г., помещается в собственном каменном здании, учащихся 33 мальчика и 36 девочек; вторая школа открыта 26 сентября 1895 г., находится в 6 верстах от церкви при винокуренном заводе Плещеева и К°, помещается в собственном деревянном здании, учащихся 25 мальчиков и 15 девочек. Кроме того, во всех поселках имеются начальные казачьи школы.
Земли у церкви нет. Жалования от казачьего войска положено: священнику 380 руб. и псаломщику – 130 руб. в год. Причтового капитала имеется 2 060 руб., с которых причт пользуется процентами. Братских доходов в год бывает до 1 600 руб. Священник А. Балашев по должности благочинного получает 116 руб. и за преподавание Закона Божия в Семипалатинской станичной школе 35 руб. в год. Для жительства причта имеются два общественных дома с необходимыми надворными постройками, но бани нет. Причта по штату положено: священник и псаломщик.
«Справочная книга Омской Епархии» Иоанн Голошубин. — Омск, типография «Иртыш», 1914 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?