Градо-Семипалатинский Знаменский собор
Знаменский собор был заложен в 1777 г., почти сразу после переноса в 1776 г. Семипалатинской крепости, основанной в 1718 г., на место, где и теперь расположен город. Архитектором был назначен Иван Черепанов, строительство контролировалось комендантом Семипалатинской крепости Ильей Титовым и капитаном Иваном Андреевым. Последний входил в четверку главных ревнителей строительства храма, куда помимо него входили генерал-майор Огарев, полковник Гейциг и священник Седачев.
Планировалось освятить три престола: центральный, во имя Антония и Феодосия Печерских (в их честь был освящен первый деревянный храм в старой крепости), второй во имя Андрея Первозванного и, третий – в честь Георгия Победоносца. Но, по просьбам семипалатинцев, священноначалие утвердило за главным престолом наименование в честь Семипалатинско-Абалацкой иконы Знамения Божией Матери. Андреевский придел переименован во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских (с установлением в нем иконостаса первой церкви), за третьим сохранилось имя Великомученика Георгия.
В 1782 г. строительство храма было завершено, а в 1792 г. он значительно пострадал в результате пожара (антиминсы чудом уцелели). В 1793 г. собор был восстановлен и в нем возобновились регулярные богослужения. Красивая каменная ограда вокруг собора появилась в 1817 г. В дальнейшем несколько раз осуществлялся ремонт храма, в 1872 и 1876 гг. были заменены иконостасы во всех трех приделах.
В 1922 г. в соборе, под видом помощи голодающим было произведено изъятие церковных ценностей, общий вес которых составлял более трех пудов. Уцелело лишь драгоценное убранство Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери, сохраненное за счет специального сбора средств среди прихожан церкви. В конце этого же года Знаменский собор был передан пери содействии властей общине обновленцев.
В 1929 г. Знаменский собор был передан сергианской общине, базировавшейся до этого в маленькой Александро-Невской церкви, но сам Александро-Невский храм был закрыт для богослужений. Обновленцев выселили во Всехсвятскую кладбищенскую церковь. В их руках осталась главная святыня собора – Абалацко-Семипалатинская икона, помещенная в кафедральном Никольском обновленческом соборе и, впоследствии бесследно исчезнувшая.
1931 г. ознаменовался новыми событиями. Под давлением властей община Знаменского собора согласилась передать церковное здание Военкомату под культурно-просветительские нужды, а взамен попросила передать ей Воскресенскую Казачью церковь, занимаемую в то время григорианской раскольнической общиной. Собор был закрыт, сергианцы получили Воскресенскую церковь (получившую статус кафедрального собора патриаршей церкви), григорианцам предоставили Всехсвятскую кладбищенскую, предварительно выселив оттуда обновленцев (которые вернут себе этот храм несколько позже, когда у них в 1936 г. будет отобран Никольский кафедральный собор).
Переданный Военкомату собор недолго использовался под «культурно-просветительские нужды» и в 1932 г. был взорван. Щебень, полученный в результате взрыва, пошел на укладку тротуаров улиц Советской, Максима Горького, Ленина и Молотова. Так погиб старейший в Казахстанском Прииртышье православный храм – Знаменский Собор г. Семипалатинска.
Иеромонах Иустин (Ларионов М.М.) Русское православие в Восточном Казахстане. – Усть-Каменогорск, Шыгыс Полиграф, 2014. – 240 с.Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. – Семипалатинск, 2004. – 610 с.Герасимов Б.Г. Избранные труды: факсимильное издание. – Усть-Каменогорск, Шыгыс Баспа, 2000.
Знаменский собор. В 1777 г., когда уже многие постройки были оканчиваемы в новой Семипалатинской крепости, епископ Тобольский Варлаам снесясь с генерал-майором А. Д. Скалоном выдал грамоту заказчику омского духовного правления протоиерею Петру Федорову на перенесение храма из старой крепости и на заложение в новой крепости каменного храма во имя св. Антония и Феодосия, Печерских чудотв., с прибавлением еще двух приделов во имя Андрея Первозванного и св. вмч. Георгия Победоносца.
Храм этот заложен 15 августа 1777 г., но еще не окончена была постройка храма, как вследствие сообщение генерал-майора Н. Г. Огарева Тобольскому епископу Варлааму о том, что жители новой крепости единодушно желают главный придел новостроящегося храма посвятить имени чудотворной иконы Знамения Божией Матери. Епископ Варлаам повелел грамотою от 30 июля 1782 г. протоиерею Федорову заменить Знаменскою главный придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских, посвятив его иконе Знамения Божией Матери, а второй придел посвятить имени св. вмч. Георгия Победоносца.
Придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских был освящен в 1782 г. 10 окт., придел Знамения Пресвятой Богородицы 24 сен. 1788 г., а придел св. вмч. Георгия Победоносца 25 сен. 1788 г. В 1790 г. на 14 сен. был в Семипалатинске сильный пожар, причем, пострадала и церковь, особенно приделы во имя Знамения и Антония и Феодосия Печерских. В 1793 г. церковь была исправлена и в том же году 14 сен. был освящен придел во имя Знамения Божией Матери, а 27 сен. придел во имя Антония и Феодосия Печерских.
В Семипалатинском соборе есть три драгоценные для верующих святыни: чудотворная икона Знамения Божией Матери, икона в серебряной ризе с изображение святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Предтечи, Иакова Пермского, Федора Стратилата, Иакова Боровицкого, Алексия Божия человека, Ефрема Новоторгского, Иакова Брата Господня, муч. Каприана и муч. Космы и Дамиана.; напрестольный крест.
Дома для причта церковные, деревянные. Всех домов четыре: для помещения протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков; последний дом ветхий, для жительства неудобен. Жалования причт не получает, содержится на добровольные пожертвования прихожан; дохода в год собирается до 4500 руб. Причтового капитала 3493 руб. 10 коп., процентов получается 130 руб. 48 коп.; церковного капитала в процентных бумагах 41 435 руб. 16 коп.
Церковно-приходских школ в соборном приходе две. Первая соборная открыта в 1894 г., здание каменное, удобное, построено Семипалатинским купцом 1-й гильдии А. В. Москвиным стоимостью 17 000 руб., содержится частью на Синодальные, частью на церковные суммы. Вторая Никольская школа открыта в 1897 г., деревянная, пожертвована купцом Гр. И. Ложкиным, стоимостью около 4 000 руб. Школа содержится на капитал, пожертвованный тем же благотворителем на 7 лет.
В приходе православных прихожан 1988 душ муж. пола и 1899 жен. пола. По штату положено состоять: протоиерею, священнику, диакону и двум псаломщикам.
К.Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г.
Знаменский собор был построен в 1776-88 гг. старанием командовавшего Сибирским войском генерал-поручиком Николаем Гавриловичем Огаревым на добровольные пожертвования воинских команд, казаков и других благотворителей разных сословий.
Зданием церковь каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, обнесена каменною оградою с железными решетками, прочна и утварью достаточна. Престолов три: в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – в честь св. преп. Антония и Феодосия Печерских и в левом – в честь св. вмч. Георгия. Капиталов запасных в наличных суммах собор не имеет, а в процентных бумагах хранятся 21 476 руб. 86 коп. Угодий, приносящих доход, нет.
Имеется в соборе чудотворная икона Знамения Божией Матери, изображенная точно так же, как и Абалакская икона Божией Матери. История появления этой иконы в соборе такова: по покорении Сибири Ермаком, на правом берегу Иртыша в укрепленном татарском селении Абалаке поселились русские. Во второй половине 1636 и первой 1637 гг. там была построена церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя св. и чудот. Николая и преп. Марии Египетской. Одновременно с постройкой ее искуснейший в то время в Сибири иконописец протодиакон Тобольского Софийского собора Матфей, по просьбе некого тобольского жителя Евфимия Кока, написал храмовую икону для этой церкви, на коей изобразил Божию Матерь «Знамение» с предстоящими св. Николаем и преп. Марией Египетской. Эта икона была освящена самим архиепископом Сибирским Нектарием и поставлена в Абалакской церкви, что ныне третьеклассный мужской монастырь.
Так как образ этот скоро прославился чудотворною благодатною силою, то его стали часто уносить на далекое расстояние (Тюмень, Верхотурье, Туринск и проч.), и потому многие богомольцы, стекавшиеся в Абалак за сотни верст на поклонение св. иконе, не встречали ее там, что весьма их огорчало и даже возбуждало недовольство и ропот. Чтобы отвратить такое неудобство, решено было для ношения вне Абалака написать список с Абалакской иконы, что и было исполнено тем же благочестивым протодиаконом Тобольского Софийского собора Матфеем, который писал и подлинную икону. После написания копии настоящая икона Абалакской Божией Матери уже всегда оставалась в Абалаке, а написанная с нее копия носилась богомольцами по градам и весям обширной в то время Тобольской епархии.
Сила Божия почила и на сей св. иконе и от нее стали истекать чудеса. В царствование Петра I в Сибирь с командою в 440 чел. и артиллерийскими орудиями был командирован генерал-майор Лихарев для занятия одного из местонахождений золота в верховьях реки Иртыша. Добравшись до Тобольска, Лихарев снарядил здесь 64 дощаника (большие лодки) и до 20 мая 1720 г. с отрядом и несколькими пушками отплыл вверх по Иртышу, рассчитывая водным путем достичь озера Норд Зайсана. Так как путь был далекий и предприятие опасное, то Лихарев, доплывши до Абалака, остановился здесь и просил абалакское духовенство принести на свои суда многочтимую Абалакскую икону Божией Матери. Началось молебствие, начальник отряда и все его подчиненные горячо и усердно молились, но лишь священник произнес начало Евангельского чтения, как все суда Лихарева невидимою силою Божию снялись с якорей и совершенно без всякой человеческой помощи поплыли вверх по Иртышу, и до ныне отличающемуся очень быстрым течением. Все бывшие на судах были поражены столь явно совершившимся чудом. Они с глубокою верою и горячею молитвою предались воле Небесной Путеводительницы, которая и довела их чудесно до Семипалатинской крепости, находящейся от Абалака в 1288 верстах и лишь за два года до рассказываемых событий построенная. Около этой крепости судно, на котором находилась св. икона, остановилось и, несмотря на все усилия команды сдвинуть его с места и тянуть его вперед, не трогалось. Видя в этом волю Божию и второе чудо от св. иконы, Лихарев приказал благоговейно снести св. икону с судна и поставить ее в крепостном храме св. Антония и Феодосия Печерских. Как только это приказание было исполнено, судно легко снялось с места, и Лихарев со своими людьми отплыл дальше, а св. икона осталась в Семипалатинской крепости. С течением времени весть об этой св. иконе распространялась все далее и далее, и люди всех возрастов, званий и состояний, обремененные недугами, начали стекаться в Семипалатинскую крепость.
Однажды св. икона вдруг исчезла из крепостного храма, и лишь после долгих и тщательных поисков ее нашли в ущелье, в 2-х верстах от крепости, ниже по течению Иртыша, стоящую на сучке тополя, с горящею пред нею свечою. Из – под корня бил ключ прозрачной холодной воды. Св. икону сняли с дерева и снова поставили в храм. В 40-х гг. XVIII ст. над св. ключом в воспоминание чудесного явления здесь иконы Божией Матери и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из «святого ключа», один военный чиновник устроил навес в роде часовни. Под этим навесом были поставлены св. иконы и копия Семипалатинско-Абалакской иконы Божией Матери. Здесь же хранилась тетрадь, в которую заносились исцеления, полученные от св. иконы, от масла из лампады при св. иконе и от воды из св. ключа.
К величайшему сожалению, во время сильного пожара, случившегося в этой часовне, навес вместе с другими вещами сгорел, сгорела и тетрадь. Вместо сгоревшего навеса, в конце 80-х гг., известный благотворитель здешнего края, павлодарский купец Артемий Иванович Деров построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде, кроме разных книг, пожертвованных усердием богомольцев, находятся прекрасные копии Абалакской и Семипалатинской иконы Божией Матери.
В то время как усердие к св. ключу возрастало, у некоторых усердствующих возникло желание для большей известности построить на «ключе» церковь, хотя бы приписную. Это желание было исполнено ревнителем веры и известным благотворителем здешнего края семипалатинским купцом, потомственным почетным гражданином Федором Петровичем Плещеевым, построившим близ св. ключа небольшую каменную часовню с алтарем.
В этой часовне причтом Градо-Семипалатинской Воскресенской казачьей церкви в течение лета ежедневно совершается Божественная литургия на переносных св. престоле и св. анитиминсе. Для помещения богомольцев и причта около св. ключа на частные пожертвования построены летние бараки. Для постоянного сторожа имеется бревенчатый дом.
Ежегодно 7 июля в Семипалатинске совершается крестный ход из города на святой ключ. Сюда же по распоряжению военного начальства приходят и войска, собираемые в Семипалатинске на время лагерных сборов. По окончании литургии, при звоне колоколов на всех градских церквах, торжественном пении тропаря, игре военным оркестром «Коль славен», в преднесении хоругвей и св. икон, выносится из собора в особом походном киоте явленная Семипалатинско-Абалакская икона Знамения Божией Матери и крестный ход, сопровождаемый всем градским духовенством, войском и множеством народа, медленно двигается за город к святому ключу.
Доска Семипалатинской иконы имеет в длину 6 верш., а в ширину 5 верш. Прежде риза на сем списке была серебряная, в 95 золот. весом, устроенная в 1789 г. в Тобольске священником Василием Макарьевым, но теперь с 1797 г. серебряная риза заменена золотою и только корона на венце золотом для большей рельефности оставлена серебряная, не золоченая. Корона украшена драгоценными камнями, пожертвована в 1834 г. супругой генерал-губернатора Западной Сибири княгиней Наталией Димитриевной Горчаковой. Киот, в котором помещается св. икона, весь литого серебра, вызолоченный, сверх его надевается толстое зеркальное стекло, оправленное в серебряные вызолоченные рамки.
Св. икона по малому размеру ее ныне вставлена в середину другой, местной, около царских врат находящейся большой иконы, на которой изображены: вверху – коронование Божией Матери, по сторонам – Рождество ее, Введения во храм, Благовещение и Успение, а внизу – Покров Пресвятой Богородицы.
Население прихода 1064 души муж. пола и 1420 душ жен. пола, все в г. Семипалатинске. Церковно-приходская школа, открытая в 1894 г., помещается в собственном здании, учащихся в ней 74 мал. и 43 дев. Земли для причта не отведено. Дома для причта есть церковные, деревянные, крытые тесом, с надворными постройками. Дом для псаломщика ветхий. Остальные все для жительства удобны.
Жалования причту не положено ни от казны, ни от прихожан. Братских доходов в год бывает до 500 руб. Протоиерей А. Правдин за преподавание закона Божия в трехклассном городском училище и женской гимназии получает в год 570 руб. Причта по штату положено и на лицо состоят: протоиерей, 2-й священник, диакон и 2 псаломщика.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.