Семипалатинск. Никольская (Пантелеимоновская) часовня (1902 г.)
Часовня, изначально освященная во имя великомученика и целителя Пантелеимона – единственное сохранившееся на территории Восточного Казахстана сооружение такого типа. Главное отличие часовни от собственно храма заключается в том, что в ней отсутствует алтарь, и поэтому не может совершаться Божественная Литургия – важнейшее из богослужений православной церкви. В часовне можно служить молебны всех видов: панихиды по умершим и чин погребения, читать акафисты, каноны и Часы (различные типы церковных служб), а также другие молитвословия, помещенные в специальном богослужебном сборнике – «часослове». Отсюда и название – часовня. В основном часовни строились на кладбищах и торговых площадях, но, разумеется, были и другие случаи. В центральной части России, например, существовало правило строить церковь в крупном селе, а в небольшой деревушке возводить часовню.
В Восточном Казахстане известны две часовни дореволюционной постройки – ныне разрушенная Никольская в Усть-Каменогорске и Пантелеимоновская в Семипалатинске. «Никольская часовня была построена по инициативе православного общества трезвости, основанного заместителем начальника Киргизской Духовной Миссии иеромонахом Мануилом (Лемешевским), выпускником Санкт-Петербургских Университета и Духовной Академии, впоследствии ставшем известным иерархом Русской Православной Церкви, митрополитом Куйбышевским и Сызранским, крупнейшим историком, оставившим ряд трудов, среди которых особое место занимает «Жизнеописание русских православных иерархов (начала XX века)»… В «Обзоре Семипалатинской области за 1902 год»… имеются сведения о часовне: ее постройка обошлась в 26912 рублей 80 копеек. Архитектор неизвестен. Здание представляет собой небольшой кубический объем. Боковые стены прорезаны двухарочными окнами, забранными узорными чугунными решетками. Каждая стена завершается закомарой с декоративной розеткой в центре и сложно профилированным карнизом. На пересечении коробковых сводов расположен восьмигранный шатер, завершенный барабаном и луковичной главкой с тяжелым чугунным крестом. Несмотря на малые размеры здание полно истинной монументальности и величия, свойственных лучшим культовым сооружениям».
В 1929 году в области было закрыто более 70-ти церквей и мечетей. В их числе и Пантелеимоновская часовня в Заречной части Семипалатинска, в то время являвшейся самостоятельным городом Алаш (совр. Жана-Семей). Поскольку в непосредственной близости от часовни проходила линия строящегося железнодорожного полотна, а также моста через Иртыш, она попала в полосу отчуждения. Поэтому здание часовни после ее изъятия у верующих было передано Турксибу без всяких санкций (Каз ЦИК; Окр. ЦИК). Интерьер часовни был полностью утрачен, но в остальном здание сохранилось в своем первоначальном виде. В 90х гг. XX века часовня была возвращена православным верующим г. Семипалатинска, но освящена была на этот раз во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.