Семей (Семипалатинск). Абалацко-Знаменский Петропавловский женский монастырь.

2-этажное здание с высоким цокольным этажом, кирпичное, оштукатуренное. Построено в 1899 году. Имеет сложный план — пример гражданской архитектуры XIX века. До 1917 года здесь располагались церковь Петра и Павла и духовная миссия для новокрещенных киргизов, где детей-сирот казахов крестили и они принимали православную веру. Здесь они жили, обучались, работали. В советское время здание было передано топографическому техникуму. В 1988 году возвращено верующим. Ныне в здании располагается храм Петра и Павла и женский монастырь.Информация с сайта города Семей

Женский монастырь расположен в левобережной части города в двухэтажном кирпичном здании 1899 года постройки с высоким цокольным этажом. Здание является памятником гражданской архитектуры XIX века. До 1917 года в нём была расположена церковь Петра и Павла и духовная миссия для новокрещённых киргизов (казахов), где крестили казахских детей-сирот, которые в дальнейшем жили и работали там. В советский период здание передали топографическому техникуму. В настоящее время в нём вновь находится церковь Петра и Павла и женский монастырь.Информация с сайта wikipedia

Знаменский монастырь, миссионерский, общежительный, при церкви на святом Ключе, близ Старо-Семипалатинского поселка, Семипалатинской области. Учрежден в 1912 году из женской общины, основанной в 1906 году. Здесь находится особо чтимая Абалацкая икона Знамения Божией Матери. При этом монастыре — приют для сирот и приемный покой.Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Градо-Семипалатинский Петро-Павловский Абалацко-Знаменский женский монастырь (Бывшая Киргизская Духовная миссия) (1895 – 1897)
В 1882 году была открыта Киргизская Духовная Миссия как филиал Алтайской миссии, образованной в 1830 году. Ее предназначение – обращение в православное христианство мусульманских народов – алтайцев и казахов. Самостоятельность Киргизская Миссия получила определением Святейшего Синода Русской Православной Церкви за №378 от 31 января 1895 года. Центральный стан Миссии располагался в Усть-Каменогорске, затем в Большой Букони, и в Семипалатинске.
Вскоре началось строительство необходимых сооружений. «В понедельник 12 июля 1895 года была совершена в Заречной Слободке Семипалатинска закладка миссионерской церкви во имя Благовещения Пресвятые Богородицы, …и дома для начальника Киргизской миссии, с домовой церковью во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла». На торжестве присутствовал военный губернатор Семипалатинской области генерал-майор А.Ф. Карпов. «Чин на основании храма совершал архимандрит Сергий в сослужении 10 священников и 3 диаконов». «29 июня 1897 года был совершен подъем колоколов на миссионерскую домовую церковь Петра и Павла, а 5-го октября этого же года совершено освящение домовой церкви в законченном постройкой доме для Начальника миссии в центральном стане, который к тому времени представлял из себя целую колонию:… построены – большой 2-х этажный дом с церковью, 3 дома со службами для членов миссии и 2 избы для новокрещенных». «С образованием в Слободке русского поселения, она быстро стала менять свой азиатский характер и принимать вид небольшого русского провинциального городка, с присущими ему учреждениями: сначала здесь появился базар, потом открыто почтово-телеграфное отделение, выстроена каланча, учреждена больница, открыто министерское училище… Но украшением слободки несомненно служит стан миссии, с своим величественным главным домом и с своими двумя храмами».
Как видно из отчета о состоянии Киргизской миссии за 1903 год, к 1 января 1904 года миссия состояла из 9 станов, при которых состояли на службе – один архимандрит (начальник миссии), 6 иеромонахов, 6 священников, 5 диаконов и 9 псаломщиков. В частности, население главного стана составляют: начальник миссии, 2 иеромонаха, диакон и псаломщик; при стане имеется приют для новокрещеных детей и одноклассная церковно-приходская школа. Первым начальником миссии, при котором и велось все строительство главного стана, был архимандрит Сергий, который прослужил в этой должности до 1898 года (впоследствии 2-й епископ Омский; с 1914 года – епископ Сухумский). После него, до 1901 года, миссию возглавил архимандрит Макарий (впоследствии епископ Бийский). Затем, в 1901-1906 гг. руководил архимандрит Владимир (назначен епископом Белостокским). С 1906 года миссию возглавлял архимандрит Киприан, который в 1911 году был рукоположен во епископа Семипалатинского и прослужил до 1922 года, когда был сослан в Соловки… С 1914 по 1916 гг. помощником начальника Киргизской миссии состоял иеромонах Мануил (Лемешевский).
 Одним из первых декретов советской власти стало распоряжение о закрытии домовых церквей, благодаря чему была ликвидирована церковь Петра и Павла и, соответственно, закрыта сама Киргизская миссия. Церковное имущество миссии было передано Благовещенской церкви, в 1921 году в ней оставался только иконостас, затянутый тесом… В 1921 году здание бывшей миссии было передано детскому дому, затем оно пустовало, пока в 1929 году в нем не разместилась больница Турксиба. С 1944 по 1947 гг. неоднократно поднимался вопрос о возвращении бывшей миссии церкви, но так и не был положительно решен. В августе 1952 года бывшая миссия на несколько десятилетий получила нового хозяина – топографический техникум.
В настоящее время его название – Градо-Семипалатинский Петро-Павловский, Абалацко-Знаменский женский монастырь. Название обусловлено наличием верхнего и нижнего храмов, соответственно освященных. Монастырь является хранителем духовных традиций Свято-Ключинского женского монастыря (уничтоженного в советский период), сестричество которого зародилось в рамках Киргизской Духовной Миссии. Алматинско-Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви здание бывшей мисси было возвращено в 1994 году решением Главы Семипалатинской областной администрации от 30 августа за № 01-1195. Здание двухэтажное, с высоким цокольным этажом, кирпичное, оштукатуренное. Имеет сложный план, является ярким примером архитектуры конца XIX века. Акцентирует внимание центральная часть фасада. Первоначальный вид здания изменен в 1954-1956 гг. — пристроен дополнительный этаж.
Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. – Семипалатинск, 2004. 
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?