Село Старая Потловка – Усадьба Н.М. Рихтер
Усадьба Н.М. Рихтер находится на правом берегу реки Хопер в живописном месте, окруженном полями, лугами и дремучими лесами. Основной дом усадебного комплекса относится к уникальным памятникам архитектуры деревянного зодчества, выполненным в псевдорусском стиле.
За последнее столетие внешний вид дома практически не изменился, до 2015 г. сохранялись все архитектурные элементы за исключением лоджии, небольшого балкончика, и мансарды. Основная и очень активная деятельность помещицы-благотворительницы была связана с воспитанием и образованием крестьянских детей. Уникальность усадебного комплекса в том, что на территории были расположены и школы, и все сооружения, относящиеся к образовательному комплексу.
Храм Святой мученицы Аллы конец XIX века.
Псевдорусский стиль или русский стиль — течение в русской архитектуре основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Этот стиль получил свое распространение во второй половине XIX — начале XX века.
Псевдорусский стиль для оформления усадьбы Н.М. Рихтер не случаен. Основная и очень активная деятельность помещицы-благотворительницы была связана с воспитанием и образованием крестьянских детей. В созданном ею «Заповеднике образования» уделялось внимание как внутреннему – духовному росту воспитанников, так и поддержанию внешней красоты мироустроения, проявленной в близком народу, традиционном Русском стиле в архитектуре и в остальном декоративном убранстве территории комплекса. Уникальность усадебного комплекса Н.М. Рихтер состояла в том, что на ее территории были расположены и школы, и все сооружения, относящиеся к образовательному комплексу.
В отличии от устройства большинства усадеб того времени, где дом помещиков располагался поодаль от общественной, народной жизни, главный усадебный дом Н.М. Рихтер был расположен в самом центре «Заповедника образования». Подобная планировка только лишь подчеркивает отношение благотворительницы к делу всей своей жизни. По воспоминаниям старожилов, по всему комплексу позволялось ходить только пешком. Главный дом, школу и церковь-школу соединяли дорожки, выложенные кирпичом. По сторонам от дорожек были высажены розы, а особый и самый красивый розарий был около храма. На территории усадьбы располагался парк и сад. Чуть поодаль от основного дома располагалась конюшня. Это было просторное сооружение, выстроенное из кирпича. В Потловке разводили племенных лошадей для участия в бегах. Известно, что Рихтеры занимались овцеводством и шерсть продавали во Францию. Также на территории имения работал кирпичный завод. Кирпичи с инициалами хозяев можно и по сей день найти в сельских постройках начала XX века.
При жизни Н. М. Рихтер, в усадьбе не раз бывали люди известные, неравнодушные к судьбе России и заинтересованные в ее укреплении и развитии: епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганов), литераторы Владимир Ладыженский, Павел Засодимский. Перу последнего принадлежит рассказ «Аля» — о пятой, младшей дочери Надежды Михайловны. Четырех других детей Н.М. Рихтер родила в браке с Василием Павловичем Скрипицыным, за которого вышла замуж в 14 лет. Тот был старше жены на 33 года, любил и опекал юную супругу, позаботился дать ей хорошее образование. Скрипицыны открыли церковно-приходские школы в принадлежавшем им селе Скрипицыно и в других закрепленных за ними селах и Надежда Михайловна надолго стала их главным попечителем. За 17 лет этого брака она превратилась в деятельную, хорошо образованную женщину. После кончины первого супруга Надежда Михайловна вышла замуж за его племянника, известного земского деятеля Александра Андреевича Рихтера. Вскоре они переехали в Старую Потловку, родовое поместье Надежды Михайловны, где к их переезду как раз и был выстроен новый усадебный дом.
Известно, что для строительства дома пригласили плотников из Рязани. Дом строили три года. Основным материалом, по видимости, была лиственница. Главный барский дом был выкрашен золотисто-желтой краской. В основу дома заложен прямоугольный сруб, разделенный внутри на центральную большую залу и симметричные жилые помещения по обе стороны от нее. В декоре дома весь акцент сделан на фигурном аттике, украшенном деревянной резьбой и шпилями. Прямо под ним находился балкон, выйти на которой можно было из центральной гостиной. Балкон был обнесен резными перилами и с левой стороны имел лестницу, выходившую в парковую часть усадьбы.
Первым помещением был вестибюль, освещенный множеством подсвечников. В комнатах и коридоре, разделявшем дом изнутри, стены были оштукатурены и имели преимущественно светлые пастельные оттенки. Пол был отделан наборным паркетом из дуба. Потолок во всех комнатах украшал лепной орнамент. В центральной гостиной зале находился большой камин. В остальных комнатах стояли небольшие печи, отделанные керамикой. Вся система отопления была соединена между собой дымоходами, расположенными в стенах и потолках помещений. В холодное время тепло равномерно распределялось по всему дому. Самыми дальними комнатами от входа в дом были спальня, детская, и столовая. Детская комната Аллы Рихтер была расположена в угловой части здания. Окна выходили на пруд и сад. Цвет стен в этой комнате был небесно- голубой (в интерьере дома всегда использовалось много цветов). Известно, что в детской на подоконниках обычно стояла рассада. При Н. М. Рихтер в доме всегда были разные домашние питомцы – собаки, обезьянка.
Под большей частью дома находилось несколько подвалов. Самый большой подвал располагался в центральной части дома. Подвал делился на отсеки и в двух самых дальних от входа отсеках были небольшие оконца, выходящие к пруду. В него можно было войти из дома и с улицы. Прямо под поварской находился еще один небольшой подвал, по всей видимости, для хранения часто используемых продуктов. На территории усадьбы в небольшом отдалении находились различные хозяйственные постройки.
Вход в дом отмечался лоджией с резными разрисованными карнизами и деревянными резными колоннами. Здание венчала мансарда, откуда открывался прекрасный вид на окружающую местность. В мансарде располагалась светелка хозяйки дома. Известно, что лестница на мансарду и сама мансарда были обшиты зеленым штофом.
К дому прилегал флигель, в котором находилась кухня, поварская, кладовая. Между хозяйственным флигелем и основной частью дома была дверь, соединяющая кухню с хозяйской столовой.
Великую радость супругам Рихтерам после их венчания принесло рождение дочери Аллы. Девочка росла необычным ребенком, удивляя всех кротким нравом. Но счастье было недолгим. В пятилетнем возрасте Аля, как ласково ее называли близкие, умерла от дифтерии. По словам очевидцев, пока гроб с телом девочки находился в доме, на покрытом инеем окне проявился образ Божией Матери с младенцем на руках. Знаменательно, что Аля умерла 4 февраля, а проявившаяся на стекле икона Богоматери «Взыскание погибших» празднуется на следующий день — 5-го. Это событие сильно повлияло на всю оставшуюся жизнь Надежды Михайловны. Она заказала вырыть рядом с усадьбой пруд, выложить его дно плитами и запустила туда черных лебедей. В центре пруда был остров с красивой резной беседкой, выполненной в том же русском стиле.
Спустя несколько лет скончался и Александр Рихтер. Вдова приняла решение построить храм-школу в честь святой мученицы Аллы Готской. Сегодня это единственный в России храм с подобным посвящением. В память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы на стекле был написан образ «Взыскание погибших» и украшен драгоценными камнями. Икона почиталась как чудотворная, находилась в храме до самого его разорения в советское время. В эпоху изъятия церковных ценностей с нее был снят оклад с бриллиантами, а чуть позже и сама она бесследно исчезла. Надежда Михайловна занималась просвещением крестьянских детей. Особую известность ее деятельность получила после создания в селе Старая Потловка образовательного комплекса. Его очень высоко оценило Министерство народного просвещения России. Туда вошли построенные на средства Надежды Михайловны школы — двухклассная мужская и для девочек, находившаяся прямо в здании церкви Святой Аллы, а также училище для подготовки будущих педагогов. Вот уже 120 лет в одном из зданий, построенном в форме креста, учатся сельские дети. При школе для мальчиков была создана «потешная дружина», которая дважды участвовала в высочайшем смотре в Петербурге и получила личное одобрение императора Николая II. Надежда Рихтер на свои средства открыла освященную в честь святого благоверного князя Александра Невского богадельню, где о больных и обездоленных заботились воспитанники школ. В своем образовательном комплексе она отстаивала церковно-приходское начало, хотя такой подход подвергался жесткой критике со стороны либеральных кругов. Тем не менее, благодаря успехам воспитанников, она смогла доказать важность православных основ, заложенных в начальном образовании. Один из современников в 1908 году характеризовал ее просветительскую и благотворительную деятельность в Потловке так: «Нужно все это видеть собственными глазами, чтоб убедиться, что дело здесь кипит как в муравейнике, что отсюда идет свет истины Христовой: теплота веры православной далеко за пределы своего района…» Н.М. Рихтер была удостоена ордена святой Екатерины, а основанные ею школы и училище назвали образцовыми. Лучших учеников Надежда Михайловна представляла при императорском дворе. Известно, что выпускники ее школ и в советской России становились директорами учебных заведений, заслуженными учителями.
Рихтер была дружна с саратовским епископом Гермогеном (Долгановым), ныне прославленным как священномученик. Находилась с ним в переписке, изучив которую, можно сделать вывод: все свои силы и средства она вкладывала в воспитанников, лично участвовала в выборе учителей и хлопотала о судьбах учеников. Часто прибегала за советом и поддержкой к епископу и в то же время сама оказывала ему посильную помощь, остро переживала за судьбу архиерея. Вот что она писала епископу в самое трудное для него время: «Много, много говорили о Ваших трудах великих и о Вашей скорби беспросветной… Будьте осторожны, дорогой Владыко. Намордники надеты, но враг не дремлет. Простите мне это. Пишу такое, любя, как старый человек, и боюсь за Вас». В 1918 году крестьяне, ценившие заботу попечительницы и боявшиеся за ее жизнь, уговорили Рихтер покинуть родной дом. «Она умчалась в повозке, не взяв с собой почти ничего, кроме небольшого саквояжа, в сторону города Сердобска», — рассказывали старожилы села. Это последнее воспоминание о Надежде Михайловне. В одном из писем она обращалась к епископу Гермогену с просьбой: «Преосвященнейший Владыко и Милостивый Архипастырь! Усерднейше прошу дозволить приготовить могилы в ограде церкви Св. Аллы для меня и для матери Ермионии. Служим в храме живыми, хотелось бы и на покой лечь вблизи храма. Нам обеим дорого, ежели на то будет Ваше милостивое соизволение. Просим Ваших святых молитв и Вашего Архипастырского благословения. Покорные и преданные слуги Вашего Преосвященства Н. Рихтер, мон. Ермиония». Было ли исполнено это завещание, неизвестно. По некоторым (хотя и неточным) сведениям, в 1925 году ее видели просящей милостыню на паперти храма Архангела Михаила в Сердобске. В Старой Потловке в годы Советской власти храм переоборудовали в зернохранилища и мастерские. Совхоз был передовым и одним из крупнейших в области. Школа оказалась переполнена, дети учились в две смены. Поэтому занятия проходили и в здании усадьбы, позднее она стала конторой совхоза.
В начале XXI века совхоз распался. Спустя семь лет, огромное хозяйство (более двух гигантских ангаров для техники, 14 коровников, механические мастерские и другие сооружения) было не просто разрушено, а стерто с лица земли, будучи искусственно обанкроченным. Остались только здания, построенные более века назад: усадебный дом, школа, пара амбаров и храм святой мученицы Аллы, лишенный куполов и колокольни.
Старая Потловка, как и многие села в нашей стране, переживает очень сложные времена. Вполне серьезны опасения: еще немного, и село перестанет носить статус перспективного. А это будет означать, что оно обречено. В 2013 году усадебный дом Н.М. Рихтер выкупили ее прямые потомки Виктор и Екатерина Шеффер. Почти сразу к идее восстановления усадьбы присоединился историк А. И. Мраморнов и вскоре идея выросла в проект по возрождению храмого-усадебного комплекса. 28 августа 2015 г. редкий памятник деревянного зодчества — усадьба Н.М. Рихтер — был уничтожен полностью в результате случившегося пожара. Вероятнее всего, причиной возгорания стало неисправное оборудование или электропроводка во флигеле здания. В настоящее время ведется расследование уголовного дела по факту уничтожения усадьбы и находившегося в ней имущества (в том числе храма св. Аллы). Первоочередной задачей потомки Н. М. Рихтер видят восстановление храма святой Аллы и усадьбы. В связи с тем, что пожар, унесший аутентичный памятник пришелся на Успение Божией Матери, планируется открыть в части усадьбы дом трудолюбия во имя Успения Божией Матери (по образцу дореволюционных домов трудолюбия), а также культурный центр и музей дворянства Прихопровья, где можно будет прикоснуться к богатому прошлому этих мест, через видео- и фотоматериалы. Посетители усадебного комплекса смогут посетить богослужение в храме святой мученицы Аллы, узнать о его особой истории, наконец, просто хорошо отдохнуть с семьей. Процесс восстановления храма уже начался и ведется на частные пожертвования. Восстановление усадьбы зависит от объективного установления причин августовского пожара.
#усадьбы58 #ПоСледамЗабытыхУсадеб58 #молпарламентпенза #мп58 #пенза #рсо #рсо58 #феникс58 #рвио #пенза #penza #Сурскийкруг #ЗабытыеМестаПензенскойОбласти #усадьбы