В XVв. на высоком холме над местом, где сливаются воды речек Волга и Селижаровка, была построена монастырская крепость с Петропавловской церковью. Позднее церковь неоднократно перестраивалась. Церкви возвращен вид, видимо, соответствующий состоянию XVII-XVIIIв. Отреставрирован примыкающий к церкви небольшой участок крепостной стены. Сейчас действует.
Церковь Петра и Павла Троицкого Селижаровского монастыря. История п. Селижарова нераздельно связана с историей Селижаровского Троицкого мужского монастыря. Точная дата его строительства не установлена, однако ряд грамот позволяет судить, что на рубеже XIV-XV веков монастырь существовал и поддерживался князьями. Во второй половине XVIII века Селижарово являло несколько слобод, а 14 мая 1862 гола произошло их oбъединение в посад Селижарово.
Источник: сайт п.Селижарово
Церковь в честь святых апостолов Петра и Павла (п. Селижарово)
Ныне от величественного когда-то Свято-Троицкого монастырского ансамбля остался лишь храм святых апостолов Петра и Павла, стоявший прежде в ряду ограды. Здание поражает основательностью, строгостью архитектурных линий. Специалисты считают, что сооружение — своеобразный прототип Грановитой Палаты Московского Кремля. Храм воздвигнут в конце XV — начале XVI вв. Храм двухэтажный, с подвалами, выстроен из толстого и тяжеловесного кирпича, явное влияние новгородской архитектурной школы.
Особых наружных украшений нет, кроме небольшого пояса, идущего по низу полукружия восточной стены, и двух широких пилястр по боковым краям этого полукружия. Своды в обоих этажах и подвале опираются на большой четырехгранный столб, проходящий посередине всего здания. В верхнем этаже помещается сама церковь с двумя престолами: во имя святых апостолов Петра и Павла и во имя святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев.
До 1762 года алтарь был очень тесен, поэтому, когда возникла необходимость расширить его, строится новый иконостас в длину всей церкви, обновляется и освящается престол. Тогда же под сводами алтаря вместо трех малых полуциркульных окон со слюдяными листами, дававшими мало света, заново пробивают три больших окна с обыкновенными стеклами. После этих изменений церковь освящается в 1766 году архимандритом монастыря Иоанном. Второй придел во имя святителей Гурия, Германа и Варсонофия устроен в 1803 году.
Стены храма оштукатурены, а своды расписаны изображениями херувимов. В четырехгранном столбе и в стенах церкви было шесть круглых отверстий, называемых голосниками. Подобные акустические камеры использовались как резонаторы для усиления звука. На западной стене имелись небольшие впадины, внизу — прямоугольные, а вверху — сведенные конусом, которые также усиливали акустику храма и украшали его. Полы в церкви — клетчатые, сделанные из квадратных деревянных досок.
Церковь в писцовых книгах называлась трапезною, потому что в нижнем этаже в ней помещалась трапеза и хозяйственные помещения: хлебная, поварня, мукосейня, келарская, квасоварня и сушильня. В подвалах некоторое время с 1780 года хранились запасы меда и воска, казенных вин, за что монастырь получал по договору от торговцев и содержателей винных откупов значительные деньги. В восточной стене подвала, по направлению к Селижаровке, до сих пор имеется пролетная арка, предназначавшаяся для стока воды в реку.
Вероятно, эта арка и породила легенду о якобы существовавшем под рекой подземном ходе, выходившем за Воскресенским погостом. А вот предание о том, что в нижнем этаже и подвалах Петропавловского храма при нападении литовских воинств могли укрываться монашествующие и жители ближних селений, более достоверно. Твердость кирпича и кладки, толщина стен, достигающая двух метров, малый размер окон заставляют поверить этому. Верх церкви — шатровый на четыре ската, покрытый тесом, долгое время на нем не было купола, а только шейка, на ней глава и крест (как и ныне). В 1819 году над храмом устроен деревянный полукруглый оштукатуренный купол, который, как своды, покрыт железом, выкрашенным ярью (медной зеленью). После закрытия монастыря купол разобрали, заменив его обыкновенной крышей. Уникальность храма заключается в его двухэтажности. В Тверской епархии похожее здание есть в Старицком Успенском монастыре.
При храме работают вышивальная, иконописная мастерская, мастерская резьбы по дереву и воскресная школа.
По материалам книги: «Святые места земли Селижаровской» Г. Н. Осиповой
Как разрушали колокольню
С большими усилиями идет восстановление храма Петра и Павла в Селижарове. Большинство жителей района откликнулись на призыв помочь: вносят свои пожертвования. Но вот, как и когда был разрушен весь ансамбль Троицкого монастыря? Мы нашли очевидца тех событий. Это пенсионер, житель поселка Селижарово Борис Константинович Мозгалин.
В 1934 году я пошел в первый класс, — рассказывает он. — Наша школа размещалась в одном из помещений, находящемся на территории монастыря. Сейчас этого строения нет. Оно располагалось от церкви Петра и Павла в сторону моста через Селижаровку. Первый этаж был кирпичным, второй — деревянным. Здание было сплошное, одновременно являясь продолжением монастырской стены. В школе было пять классов, библиотека, пионерский клуб. Большую, как ее называли, холодную церковь, начали разбирать в году 37-ом. До этого здесь был кинотеатр. Показывали фильмы, собиралось много народу. Разобрали буквально за месяц или два, очистив все до кирпичика. Церковной службы к этому времени здесь уже не велось. Помню, как валили колокольню. Разобрали низ почти до основания, вбили деревянные подпорки, пытаясь придать строению наклон, чтобы оно упало. Но непонятно почему, колокольня стояла. Тогда за верх зацепили веревки, и всем миром стали тянуть. Однако колокольня опять устояла. Подогнали трактор, зацепили, дернули, и тогда колокольня высотою метров 50-60 упала, распластавшись по дороге почти до самого моста через Селижаровку. От падения, кажется, земля содрогнулась. Затем колокольню разобрали. Мужики очистили кирпичи от раствора и на лошадях перевезли их в сторону железнодорожного вокзала.
Из этого церковного строительного материала и стали возводить нынешнюю среднюю школу №1. она была нужна. В каждой семье были дети, редко в какой один ребенок, обычным было иметь 4-6 детей. В школу в Селижарово ходили и из ближних деревень. Здание построили буквально за несколько месяцев, и в 1937 году мы приступили к занятиям. Тогда она именовалась школой №2 имени Сергея Мироновича Кирова. А школа №1 находилась на улице Ленина. Что касается разрушения храма, то ни у кого и в мыслях, кажется, не было в то время, что мы поступили неправильно. Для строительства школы нужен был кирпич, а такого отменного, который использовался в старину на сооружении церкви, не было возможности найти. Однако это отнюдь не оправдывает нашего варварства. Нельзя строить за счет разрушения другого, тем более памятников духовности, истории и культуры.
Газета «Верхневолжская правда» 4 марта-1998г. http://www.sobor-ostashkov.ru/temples-selizharovo-peter-pavel-church
Церковь Петра и Павла расположена в месте слияния реки Селижаровка с Волгой, в поселке Селижаровка по улице Ленина, строение 1 в Селижаровском районе Тверской области.Каменная церковь Петра и Павла возведена не ранее конца XVI столетия как трапезная Троицкого Селижаровского мужского монастыря. Поэтому при храме находились хлебная, поварня, погреба, сушило, квасоварня, казенная, келарская и подвалы. Петропавловская церковь с Гурьевским приделом размещалась на втором этаже двухэтажного сооружения — прототипа Грановитой Палаты Московского Кремля. В 1762 году расширен алтарь и перестроены оконные проемы здания. В 1930 годах храм был закрыт и разорен, помещение было перестроено под магазин. Верующим оно возвращено в 1992 году.В настоящее время церковь действует. Здесь активно проводятся реставрационные работы, восстановлены обрушенный свод, крестильня с купелью, появилось долгожданное луковичное венчание с крестом и самое главное — после многолетнего молчания раздался ни с чем несравнимый колокольный звон. При храме действуют иконописная мастерская, воскресная школа, вышивальная и мастерская резьбы по дереву.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-petra-i-pavla-15515.html