Селижарово. Селижаров Троицкий монастырь.

В конце XIV-XV в. Селижарово располагалось на территории Ржевского удела Московского княжества и было связано торговыми путями — сухопутным со Ржевом и водным с Тверью. В письменных источниках Троицкий Селижаров монастырь впервые упоминается в духовной грамоте 1504 г. волоколамского князя Ивана Борисовича. Как предполагают, обитель была основана незадолго до этого — в конце XV в. волоколамским князем Борисом Васильевичем, владевшим Ржевским уделом в 1461-1494 гг., или его сыном волоколамским князем Федором Борисовичем (после 1494 г.).
При монастыре, занявшем мыс при впадении Селижаровки в Волгу, образовалась крестьянская подмонастырская Селижаровская слобода, в которой издавна устраивались ярмарки. Слобода занимала, как и монастырь, левый берег Волги и правый Селижаровки, но, очевидно, распространялась и на другой берег Селижаровки, где застройка могла располагаться вдоль дороги на Ржев. Далее на юго-восток по этой дороге у самого берега Волги находился Воскресенский погост. В XVI в. монастырь (с 1513 г. в Ржевском уезде Московского государства) благодаря царским вкладам владел значительными вотчинами. В частности, в 1519 г. великий князь Василий III пожаловал ему несколько деревень и половину озера Волго, а в 1547 г. монастырь получил право собирать на мосту через Селижаровку таможенную пошлину. Это позволило, возможно, уже в XVI в. возвести здесь первые каменные сооружения.
Согласно писцовым книгам Леонтия Скобельцина 1624-1625 гг., в монастыре находились каменные Троицкая церковь и трапезная. Представляется маловероятным, чтобы эти постройки могли появиться вскоре после разорений Смутного времени, непосредственно затронувших и Селижаров монастырь. Таким образом, их появление следует датировать временем не позднее рубежа XVI-XVII вв. Трапезная, упоминаемая в писцовых книгах Скобелышна, очевидно, составляет ядро существующей Петропавловской церкви — единственной дошедшей до наших дней постройки комплекса. В ней первоначально размещались хлебная, поварня, мукосейня, келарская и казначейская палаты, а также сушильня и квасоварня. Двухэтажное с подклетом прямоугольное здание, вытянутое в направлении север-юг, в каждом этаже вмещает одностолпную палату. Своды, прорезанные распалубками, опираются на массивный прямоугольный столб, особенно мощный в подклете. Эту постройку можно поставить в один ряд с другими известными монастырскими трапезными тверских земель XVI в.: Калязинского Макарьева монастыря (1525-1530), Старицкого Успенского монастыря (около 1570 г.), Краснохолмского Антониева монастыря (1587-1592). На южном, северном и западном фасадах трапезной в профилированный венчающий карниз включен фриз терракотовых изразцов с рельефным рисунком растительного орнамента, типологически восходящих к аналогичным произведениям рубежа XV-XVI вв.Вероятно, около середины XVII в. с востока к трапезной была пристроена небольшая одноглавая Петропавловская церковь с еле заметным округлым выступом апсиды во втором ярусе. Ее наружный декор, частично восстановленный во время реставрации в конце XX в. (ведущий архитектор Г.П. Лебедева), наделен чертами двойственности. С одной стороны, он тяготеет к строгим формам архитектуры первой половины XVII в. (пояса поребрика, валиковые обрамления окон со щипцовыми и килевидными очельями), с другой — в эффектном наличнике центрального окна апсиды ощутимо влияние «дивного узорочья» середины столетия. Как предполагают, глава храма покоилась на пирамиде кокошников.Активное каменное строительство в монастыре, в котором в то время находилось церковное управление Ржевского уезда (до 1773 г.), развернулось в два последних десятилетия XVII в. В 1685 г. по указу царей Иоанна и Петра для финансового обеспечения этих работ было восстановлено право монастыря на сбор пошлины с товаров, провозимых по мосту через Селижаровку (здесь проходил торговый тракт из Ржева).
В 1681-1686 гг. в центре монастыря был сооружен новый каменный Троицкий собор, вероятно, заменивший собой предшествующий храм. Он занял господствующее положение в комплексе, которое сохранял до самого своего уничтожения в советское время. Пятиглавый бесстолпный храм с тремя алтарными полукружиями отличался стройными пропорциями, что подчеркивали более низкие крыльца и западная паперть. Арки западного крыльца с висячей гирькой опирались на два кувшинообразных столба, а южное и северное крыльца имели более закрытый характер. Высокий двусветный четверик венчался двумя рядами полукруглых кокошников, расставленных вперебежку и служивших основанием для пяти цилиндрических барабанов, завершенных луковичными главами. Окна были украшены наборными наличниками, переходившими вверху в двухарочные очелья с килем посередине. Под кокошниками четверик опоясывал антаблемент с нишками, а барабаны были украшены аркатурой. Нарядное убранство дополнял пояс в нижней части стен, составленный из квадратных нишек, заполненных зелеными глазурованными изразцами с чередующимися рельефными изображениями льва (герб Ржева) и цветка. По своим объемно-пространственным и декоративным особенностям Селижаровский собор был очень близок двум храмам соседней с монастырем Осташковской слободы, построенным в тот же период: Воскресенскому (1677-1689) и Троицкому (1685-1677). Большое сходство названных церквей позволяет сделать предположение о работе в обоих местах одного и того же подрядчика или артели каменщиков.В конце XVII в. у северо-западного угла трапезной сооружена колокольня. Ее столпообразный квадратный в плане объем нес восьмигранный ярус звона, возможно, завершавшийся шатром. В верхней части колокольни были установлены часы с боем. Нижний ярус украшали изразцы с изображением животных (по-видимому, аналогичные изразцам собора), а вокруг восьмерика была устроена галерея, огражденная балюстрадой.Каменное строительство в монастыре в конце XVII в. не ограничилось возведением собора и колокольни. В тот же период (1685-1699) территорию обители, имевшую неправильную, но близкую к трапеции форму, окружили высокой, в 2 сажени, стеной с бойницами и с угловыми башнями. Посередине западного прясла ограды напротив собора были сооружены Святые ворота с крыльцом, арка которого опиралась на два кувшинообразных столба. Около 1702 г. вплотную к северо-восточной башне и вдоль восточного прясла ограды на пожертвования князя Василия Дмитриевича Путятина возвели небольшой двухэтажный корпус, который занимали братские кельи и больница.
Еще три одноэтажные каменные постройки появились либо в конце XVII в., либо в первой половине следующего столетия (до 1748 г.): настоятельский корпус, сооруженный в линии восточного прясла ограды, вплотную к торцу более ранних келий, два братских корпуса, поставленных в одну линию вдоль северного прясла ограды, и житница (хлебный амбар), углом примыкавшая к Святым воротам и вытянутая в южном направлении вдоль западного прясла ограды. Жилые корпуса представляли собой прямоугольные протяженные здания, крытые на два ската и расчлененные на главном фасаде лопатками на прясла с двумя или тремя проемами в каждом. Последним сооружением, завершившим хронологический ряд монастырского строительства, продолжавшегося более полувека, были архиерейские палаты, возведенные между 1748 и 1760 гг. Довольно крупный двухэтажный корпус неправильной Г-образной формы занял юго-восточный угол монастыря, включив в свой объем юго-восточную башню и примыкавшие к ней отрезки ограды.В середине XVIII в. в Воскресенском погосте, расположенном на берегу Волги возле ржевской дороги, вместо одной из двух существовавших там деревянных церквей (Воскресения и Сергия Радонежского) на средства прихожан была выстроена каменная Воскресенская церковь (кладбище на восточной окраине современного поселка). Основное время ее строительства пришлось на десятилетие между 1753 и 1763 гг., а освящен храм был 25 апреля 1764 г. В настоящее время сохранилась только главная часть здания — собственно храм. Он принадлежит к распространенному для своего времени типу ярусного одноглавого храма, основу которого составляет композиция восьмерик на четверике, отличающаяся массивными формами и грузными пропорциями. В наружном убранстве преобладают мотивы, связанные с традиционным зодчеством XVII в. и непосредственно ориентирующиеся на декоративные формы Троицкого собора Селижаровского монастыря. В первую очередь, это развитые наборные наличники окон второго света четверика с трехчастными арочными очельями. В том же духе выдержаны колончатые наличники с перехватами у окон восьмерика. Лишь фигурные накладные щиты, с четырех сторон окружающие эти окна, принадлежат стилю барокко, который в середине XVIII в. порой еще очень осторожно проникал в архитектуру провинции.К середине XVIII в. архитектурный ансамбль монастыря полностью сформировался и относительно мало изменил свой облик в последующее время, вплоть до его почти полного уничтожения в годы советской власти. Этот облик, хотя и с некоторыми неточностями, запечатлен на рисунке из собрания ТГОМ, который изображает вид монастыря с птичьего полета (выполнен между 1820 и 1825 гг.). В центре монастыря находился Троицкий собор, господствовавший над остальными невысокими постройками, поставленными по периметру территории. Лишь в восточной части монастыря высокая колокольня создавала вертикальный акцент. Между собором и западным пряслом ограды размещалась просторная площадь, которую по сторонам ограничивали палисадники и огороды. От площади у собора начиналась липовая (?) аллея, подводившая ко входу в настоятельский корпус. Указанный рисунок помогает также живее представить некоторые из тех изменений, которые были внесены в комплекс обители во второй половине XVIII в. и в первые два десятилетия XIX в.
Круглые башни на четырех углах возведены в 1779 г., вероятно, взамен первоначальных. Их тонкие столпообразные объемы, завершавшиеся луковичными главами с расширявшимися книзу «юбками», имели подчеркнуто декоративный вид. В том же году около сторожки, примыкавшей с внешней стороны к северо-восточной башне, были выстроены каменные ворота и стена, прямое прясло которой достигало берега Селижаровки. Стена отделяла дорогу с бревенчатой мостовой, продолжавшей настил моста через реку, от липового парка, устроенного на берегу перед восточной стеной монастыря. Парк, занимавший также мыс при впадении Селижаровки в Волгу, был высажен приблизительно в третьей четверти XVIII в. на месте располагавшихся здесь ранее деревянных хозяйственных построек (солодовня и овин) и хором с двумя покоями и крытыми переходами. На краю парка на самом конце мыса стояла беседка. Деревянные обрубы, издавна укреплявшие берега обеих рек, были заменены подпорными стенками из валунов: вдоль Селижаровки в 1774 г., вдоль Волги в 1779 г.Главная улица Селижаровской слободы проходила вдоль северной стороны монастыря, пересекала по мосту Селижаровку и продолжалась дорогой на Ржев, а с противоположной стороны — на Осташков. Перпендикулярно улице вдоль западной стороны монастыря шла дорога к паромной переправе через Волгу (примерно в том месте, где находится современный мост) и далее в город Белый. На другой стороне этой дороги, напротив обители располагался большой монастырский огород. Небольшую часть этой территории занимал принадлежавший монастырю гостиный двор (а ранее также и конюшенный двор). Гостиный двор был выстроен в виде каре с тремя въездами с разных сторон, а ближе к слободской улице в два ряда стояли деревянные монастырские лавки. Между ними располагались деревянные Спасские ворота, фланкированные башнями, на которых висели иконы; под этими воротами проходила упоминавшаяся выше дорога к волжской переправе.Судя по названному выше рисунку, слободская улица в первой четверти XIX в. на левом берегу Селижаровки была застроена довольно плотно с обеих сторон. На правом берегу дома стояли только по северной стороне улицы, напротив монастыря и гостиного двора. Все владения были вытянуты в глубину, их дворы с обеих длинных сторон ограничивались хозяйственными постройками, а сзади находились огороды и сенокосные участки. Среди одноэтажных изб в два или три окна по уличному фасаду выделялись четыре или пять двухэтажных зданий, возможно, каменных. Два из них стояли напротив монастырских лавок, имели в средней части широкий проем (сквозной проезд во двор) и могли быть постоялыми дворами. Крупное владение с главным двухэтажным домом и одноэтажным флигелем, связанными по красной линии улицы воротами, занимало угол квартала у моста с северной стороны дороги. Предположительно в 1820-1830-е гг. в слободской застройке напротив монастыря появились два жилых кирпичных дома представительной архитектуры в стиле позднего классицизма, достойные украсить любой уездный, а то и губернский город. Эти сохранившиеся по сей день здания (ул. Ленина, 8 и 16) построены по одному проекту и обладают лишь незначительными различиями в декоре. Хотя они не совпадают ни с одним из образцовых проектов, обязательных для использования в частной городской застройке того времени, композиция главного фасада и декор селижаровских домов выполнены в духе нескольких чертежей из 2-й части «Собрания фасадов…» (1809), а также близки некоторым образцовым проектам К.И. Росси (1809-1811), разработанным в Твери. Большое сходство эти здания обнаруживают и с несколькими домами двух соседних городов — Ржева (например ул. Партизанская, 26) и Осташкова (например ул. Володарского, 32). Крупный двухэтажный объем завершен на поперечной оси мезонином с треугольными фронтонами на торцах. Со стороны главного фасада средняя часть выделена портиком с четырьмя полуколоннами, охватывающими второй этаж и мезонин. У одного дома колонны украшены ионическими капителями (№ 8), у другого — коринфскими. По сути это единственное заметное различие между двумя зданиями, остальные незначительны или возникли в результате более поздних переделок.Последние существенные изменения в облике монастыря связаны с обновлением венчающих частей Петропавловской церкви и колокольни в 1819-1820 гг. Вместо первоначальной главы храм получил крупный световой барабан с деревянным, покрытым железом куполом, а на колокольне прежнее завершение заменили куполом с высоким шпилем. Последнее вызвало появление трещины в кладке колокольни, которая в 1825 г. обрушилась. Новую четырехъярусную надвратную колокольню выстроили в 1832-1835 гг. на другом месте, включив ее в линию ограды посередине северного прясла. Проект колокольни, по-видимому, выполнил необычайно плодовитый тверской губернский архитектор Иван Федорович Львов. Первый ярус, в котором были устроены проездные ворота, служил массивным основанием для стройной вертикальной композиции верхних объемов — двух четвериков и купольной ротонды со шпилем. Второй ярус украшала колоннада ионического ордера, арочные проемы третьего яруса звона фланкировались полуколоннами, а стены яруса-резонатора прорезали круглые проемы. Колокольня, характерная для раннего периода творчества И.Ф. Львова и типичная для провинциальной архитектуры в стиле ампир, внесла новый художественный акцент в архитектурный ансамбль, в котором до тех пор преобладали черты древнерусского зодчества XVII в.
http://www.st-tver.ru/publications/detail.php?id=384

Основные даты в истории Селижарова Свято-Троицкого мужского монастыря
Начало ХVI века — строительство Свято-Троицкого монастыря на месте снесённых укреплений городища на мысу при впадении речки Селижаровки в Волгу.
1503 год — первое документальное письменное упоминание о монастыре в духовной грамоте рузского князя Ивана Борисовича, в которой он назначает «в Селижаров монастырь сорок рублев да два».
1505 год — к этому году относится летопись, в которой упоминается первый игумен Троицкого монастыря — Сергий.
В 1506 году последний волоцкий князь Фёдор Борисович жалует игумену с братией «пятьдесят рублев с рублем да с четвертью».
В 1519 году князь Василий III жалует в Селижаров монастырь деревню Хотошино с четырьмя другими деревнями: Сушково, Опокли, Андреяново, Скоково, две пустоши, половину озера Волго и малое озеро Волосце.
В 1539 году царь Иоанн Васильевич Грозный пожаловал Селижарову монастырю грамоту, по которой воспрещалось брать пошлину с крестьян монастыря, проезжавших в других городах с монастырскими припасами.
В 1547 году царь Иоанн Грозный посетил Селижарову обитель, да Оковцы и пожаловал монастырю грамоту на сбор мостовой пошлины через реку Селижаровку.
1554-1555 гг. — по повелению Иоанна Васильевича Грозного, архиепископ Гурий, первый архиепископ Казанский и Свияжский, был игуменом Троицкого Селижарова монастыря.
В начале ХVII века Свято-Троицкий Селижаров монастырь является крупным собственником окрестной местности.
В 1607 году есть первое упоминание в исторических источниках о наличии у Троицкого монастыря вотчины, называемой «Подмонастырской слободой».
После Смутного времени и разорения поляками святой обители, в 1624 году в монастыре числится всего 5 монахов, да 4 приписных деревни.
В 1625 году царь Михаил Фёдорович пожаловал Свято-Троицкому монастырю грамоту на право самостоятельного управления монастырскими крестьянами.
1681-1699 годы знаменуются постройкой нового Свято-Троицкого собора, возведением каменной колокольни, трапезной Петропавловской одноглавой церкви и каменной ограды высотой 4,2 метра и протяжённостью 414 метров.
В 1702 году в Троицком монастыре был возведён 2-х этажный каменный корпус больничных келий.
В 1705 году Селижаровой обители принадлежало 100 деревень. В описях монастыря числится мукомольная мельница при впадении р. Песочни в Волгу.
В 1748-1760 гг. — на территории обители построены каменные палаты для настоятеля. Также в это время строятся на средства князя Василия Дмитриевича Путятина двухэтажные каменные больничные и братские кельи, два каменных флигеля и каменная житница.
В 1766 году освящается новая каменная монастырская церковь во имя Петра и Павла.
В 1764 году все монастырские земли с монастырскими крестьянами в результате секуляризационных мер против церковных земель, предпринятых правительством Екатерины II, переданы в государственный фонд. Монастырь был лишён земельных угодий, и тем самым лишился 2786 душ крестьян. Впоследствии образовались 4 волости: Талецкая, Сухошинская, Дмитровская, Дрыгомская. Свято-Троицкий Селижаров монастырь был определён как третьекласный с монастырской братией в количестве 12 человек. В собственности обители осталась мельница (в нынешней Чёрной Грязи), именуемая «Мельничной слободкой».
В начале ХIХ века при монастырской слободе насчитывалось 75 дворов, имелся деревянный хлебный магазин и питейный дом на левом берегу реки Волги возле дороги Осташков — Ржев-Володимиров. В 1820 году решено было увеличить высоту колокольни выстроенную ещё в 1681-99 годах с северо-западной стороны трапезной части Петропавловской церкви на один ярус. В это время она венчается куполом со шпилем. Но 6 июня 1825 года случилась беда. Видать, колокольня, не выдержав нагрузки, рухнула на земь. Новую четырёхъярусную надвратную колокольню выстроили в 1832-35-х годах на другом месте, включив её в линию ограды посередине северного прясла.
Проект ампирной колокольни выполнил тверской губернский архитектор Иван Фёдорович Львов. В первом ярусе были устроены проездные ворота. Второй ярус четверика украшала колоннада ионического ордера (20 колонн), арочные проёмы третьего яруса звона фланкировались 12-ю полуколоннами. Высота вместе со шпилем и крестом составляла 42,5 м. Колокольня имела 10 колоколов. Вес самых больших составлял от 1652 до 245 кг.
С приходом советской власти монастырские здания и храмы, перешли в собственность государства, тотчас изъявшее из них основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Отныне монастырская братия была вынуждена арендовать нагло отобранную у них собственность и платить ещё за неё налог!
До 1930 года Троицкая обитель находилась в статусе монастырском, полностью ликвидировать которую власть не решалась. Священство и братия оставалась, духовная жизнь не прерывалась, был создан приход для жителей посёлка, который расположился в Троицком соборе. В 1929 году в монастыре проживало 9 насельников: архимандрит настоятель Модест (Клюев), 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 2 послушника. В мае 1930 года все они были арестованы представителями ОГПУ по Ржевскому округу Западной области. Представители духовенства так и не вернулись больше в Селижарово, дальнейшая судьба насельников неизвестна.
Ещё в 1923 году разбирается часть стены от ворот до реки Селижаровки (кирпичи продают на нужды клуба, однако 60% кирпичной кладки в процессе демонтажа, было раздроблено на мелкие кусочки). С этого времени начинается методическое разрушение всего монастырского ансамбля.
В 1937 году уничтожают величественный Троицкий собор, где до этого уже «крутили кино», затем очередь доходит и до колокольни. По воспоминанием очевидцев, в основании колокольни специалисты-подрывники разобрали кирпичную кладку, и опору перевели на деревянные конструкции. После чего их подожгли. Медленно по стенам поползли трещины. Высотная доминанта стала наклоняться, а затем враз рухнула. После чего над грудой кирпича долго стояла пыль уничтоженного строения. Мужики очистили кирпич от раствора и на лошадях перевезли его в сторону железнодорожного вокзала. Из этого церковного строительного материала стали возводить селижаровскую среднюю школу №1. Школу возвели за несколько летних месяцев и уже в том же, 1937-м году, школьники сели за парты. Что касается оставшейся Петропавловской церкви, то в её подвалах до 1941 и после 1945 года находилась тюрьма для противников советского режима.
В 1960-70-е годы в церковном здании располагались магазины книг, музыкальных инструментов, Детский мир(!). Магазины перенесены из бывшей церкви в 1980-х годах.
19 августа 1992 года здание Петропавловской церкви было возвращено верующим. В этот же день состоялся молебен в помещении, где сейчас располагается крестильня. С 1992 по 1997 год в церкви велись ремонтно-восстановительные работы. 12 июля 1997 года состоялась первая литургия в восстановленной церкви святых апостолов Петра и Павла. Спустя некоторое время при храме была открыта Воскресная школа, а в 2000 году создана вышивальная мастерская.
В 2009 году полностью завершено строительство новой колокольни при храме Петра и Павла. Колокольня построена на её историческом месте и является точной копией колокольни Св. Троицкого Селижарова монастыря, выстроенной по проекту тверского архитектора И Ф. Львова в стиле ампир и разрушенной в 1937-м году. Колокольня — главная доминанта монастыря и посёлка сооружена по инициативе главы Селижаровского района А. А. Титова на средства жителей посёлка и благотворителей, стала как и прежняя, «великолепного тосканского стиля».
Из книги: Г.Н. Осипова «Святые места земли Селижаровской». — Тверь, 2007 и с сайта: www.wishivka7.narod.ru/История Селижаровского монастыря/Основные даты в истории Селижаровского Троицкого мужского монастыря

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?