Сельцо. Троицкий Михаило-Клопский монастырь. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь с трапезной палатой Клопского монастыря — уникальный памятник XVI века — в настоящее время находится в катастрофическом положении, на грани полного разрушения. Насколько ухудшилось его состояние с послевоенного периода, можно увидеть, сравнив снимки 1948, 1965 и 1980-х гг. В 1960-е гг. рухнул свод трапезной палаты, в 1983 г. — западная стена. На грани обрушения свод церкви. В скором времени единственным методом исследования памятника останутся археологические раскопки. Начало натурного исследования памятника положил Л.Е. Красноречьев, занимавшийся в 1960-е гг. восстановлением Троицкого собора. Основываясь на прекрасном знании новгородской архитектуры XVI в., визуальном обследовании, изучении изобразительных материалов (гравюр, фотографий, изображения монастыря на южной стене придела Михаила Клопского в диаконнике Троицкого собора), Л.Е. Красноречьев выполнил первую графическую реконструкцию памятника в формах XVI в.
В документальных источниках, а также в трудах дореволюционных исследователей постройка датируется либо периодом правления Ивана Грозного, либо 1632 г. Иногда она вовсе не датируется по причине отсутствия в архивах монастыря каких-либо сведений. Л.Е. Красноречьев относил строительство здания к 1570 г. Е.А. Турова в дипломной работе, выполненной под руководством В.А. Булкина в ЛГУ, высказала предположение о более ранней дате сооружения храма — в 1530-1540 гг. Д.А. Петров и Э.А. Гордиенко считают датой строительства 1560-е гг., т.е. незадолго до закладки Троицкого собора. Постройку Никольской церкви нельзя относить к 1632 г., поскольку «…церковь с трапезою камена Никола Чюдотворец» упоминается в описи монастыря 1581-1582 гг. и Описи Новгорода 1617 г. Верхняя граница возможного сооружения храма устанавливается точно: 1581-1582 гг. Стилистический анализ архитектурных форм памятника также не позволяет вывести его за пределы XVI в.
В пользу более ранней датировки Никольской церкви свидетельствуют следующие факты. Во-первых, в описи 1581-1582 гг. Троицкий собор назван вновь построенным («поставлен ново»), в то время как о Никольской церкви не сообщается. Во-вторых, описи монастыря XIX века упоминают 2 колокола, отлитые в 1531 г. с одинаковыми надписями: «Лета 7039 лит колокол сей в обитель живоначальныя Троицы и Чюдотворца Николая и к Покрову Пресвятыя Богородицы Святителю Михаилу…». В этой надписи особо выделено 2 главных престола: св. Троицы и св. Николая Чудотворца, придельные же храмы Троицкого собора (имеется в виду церковь XV в.) — Покровский и Михаила Клопского, названы после них. Отливка сразу двух колоколов — важное событие в монастырской жизни, и вполне логично, что оно было связано с сооружением трапезной палаты с храмом, где обычно устраивались звонницы в соответствии с правилами монашеского общежития. В-третьих, в сравнении с другими памятниками новгородской архитектуры XVI в. Никольская церковь обнаруживает наибольшее стилистическое сходство с Покровской церковью Троицкого Александро-Свирского монастыря. На это обращают внимание Е.Л. Турова, Н.Н. Кузьмина и другие исследователи. Автор Жития Александра Свирского, его ученик Иродион, свидетель строительства двух каменных храмов в монастыре, сообщает, что Покровская церковь с трапезой была заложена незадолго до смерти святого, последовавшей в 1533 г. Д.А. Петров, не доверяя житийному рассказу, относит Покровскую церковь к 1580-м гг., основываясь на композиционных и архитектурно-декоративных особенностях памятника. Если принять дату строительства Покровской церкви, исходя из житийного рассказа, то можно предположить, что трапезная с храмом Клопского монастыря была сооружена несколько ранее и послужила для него образцом. Таким образом, хронологические рамки строительства Никольской церкви с трапезной можно отнести к 1530-1570-м гг.
Документальные источники, изобразительный материал, а также натурные данные позволяют выделить несколько основных этапов перестроек памятника. Первый этап можно отнести к 1630-м гг. В 1580 г. монастырь был захвачен войсками Стефана Батория, вплотную приблизившегося к Новгороду, а в 1611 г. — отрядом шведского военачальника Самуила Коброна. И хотя в Описи Новгорода 1617 г. говорится только о разграблении монастырской ризницы шведами, можно предполагать, что и храмы пострадали в это смутное тяжелое время. Известно, что в 1632 г. игумен Никодим с братиею обратились с челобитной к царю Михаилу Федоровичу, после чего из царской казны были отпущены на возобновление обители. Рисунок члена австрийского посольства Мейерберга, сделанный в 1661-1662 гг., зафиксировал, хотя и условно, архитектурный облик Никольской церкви с трапезной после перестройки 1630-х гг. Монастырь изображен с юго-запада, со стороны реки Веряжи. Оба фасада храма развернуты в одной плоскости, завершены восьмикратной кровли и одном главой. Трапезная имеет двускатное перекрытие, при этом коньковый брус размещен по оси восток-запад, что соответствует действительности. К 1630-м гг. предположительно можно отнести устройство восьмискатного завершения церкви. Для новгородской архитектуры XVI в. характерно палаточное завершение, xoтя не исключено и восьмискатное (церкви Благовещения на Торгу, Сретения в Антониевом монастыре). Сравнение рисунка Мейерберга с изображением монастыря в приделе Михаила Клопского позволяет предположить, что во второй половине XVII в. была осуществлена следующая перестройка церкви с трапезной палатой. В отличие от рисунка Мейерберга, настенное изображение более детально и реалистично. Храм представлен с четырех-скатным завершением. На фасадах четко показаны горизонтальные тяги и люнеты, расположенные по три на каждом фасаде в одном уровне над верхней горизонтальной тягой. Подобное расположение люнет предполагает, как наиболее вероятное, первоначальное палаточное завершение фасадов. В отличие от рисунка Мейерберга, трапезная представлена как протяженная на 10 оконных осей постройка. К северному фасаду примыкает двухъярусная паперть с крыльцом, но по высоте равная трапезной. Первый ярус ее решен как открытая галерея, верхний — с большими проемами.
Судя по описям 1781 г. и XIX в., а также книге Н. Озерецковского начала XIX в., в западной части большого трапезного корпуса размещались настоятельские кельи. Для XVI в. подобное совмещение братской трапезы и настоятельских келий было не характерно. К трапезному корпусу обычно примыкала келарская палата. Был ли западный объем пристроен к трапезному корпусу но второй половике XVII в., когда подобное функциональное совмещение здания становится нередким (церкви Благовещения в Николо-Розважском монастыре, Иоанна Богослова и Николо-Вяжищском) или являлся первоначальным, остается до конца неясным. Разрешить этот вопрос можно лишь с помощью археологических раскопок. Следующий строительный этап можно условно датировать XVIII в. На гравюре, исполненной при игумене Герасиме Гайдукове в начале XIX в., а также гравюре XIX в. с изображением Михаила Клопского, Никольская церковь представлена ярусной постройкой типа восьмерик на четвериковом основании. Восьмерик упоминается в приходо-расходных книгах под 1807 г. На гравюре начала ХIХ в. фасады восьмерика оформлены сдвоенными пилястрами, а кровля показана с изломом — барочного типа. Тогда-то, вероятно, и был разобран верхний ярус храма.
Большие работы по переустройству церкви и трапезного корпуса были осуществлены при игумене Герасиме Гайдукове (1807-1817 гг.). В 1809 г. храм и настоятельские кельи были расписаны, в 1810-1812 гг. в верхнем помещении трапезного корпуса устроены приделы в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и Иоанна воина. Братская трапеза была перенесена в нижний этаж корпуса, где размешались также кладовые, кухня, поварня, просвирня и братские кельи. В приделах были установлены новые резные иконостасы, вызолоченные червонным золотом. Внутреннему переустройству предшествовало «поновление» здания. Скорее всего, в этот период были растесаны окна в церкви и трапезном корпусе. Большие окна с арочным завершением в церкви и в уровне второго этажа трапезного корпуса сохранились до настоящего времени. После пожара, случившегося в 1812 г., когда сгорели купол и крыши на церкви и настоятельском корпусе, все здание в 1813 г. было перекрыто листовым железом. Следующий строительный этап по документальным материалам датируется 1850-1860 гг. Работы начались при игумене Дмитрии, который получил разрешение на исправление ветхости Никольской церкви настоятельского корпуса, и продолжились после его перевода в 1858 г. в Кириллов монастырь. В приходо-расходных книгах 1861-1862 гг. зафиксированы произведенные в эти годы работы в настоятельских покоях: устройство филенчатых дверей, отделка потолков, оклейка комнат шпалерами. Снаружи исправлялась штукатурка, чинились и красились кровли. К этому времени относится, вероятно, и растеска окон с лучковым завершением в уровне первого этажа настоятельского корпуса, а также кирпичная облицовка его северного фасада. Последняя перестройка, повлиявшая на архитектурный облик здания, относится к началу XX в. На фотографиях 1930-х гг. церковь предстает без восьмерикового завершения. Четверик перекрыт четырехскатной кровлей с изломом. Над ней возвышается маленькая главка.
После упразднения монастыря в 1920 г. судьба здания Новгородского Клопского монастыря складывалась непросто. До того, как в 1930-е гг. он был передан в ведение музея, стоял вопрос о полном его уничтожении. Именно тогда началось постепенное разрушение архитектурного памятника — была проведена разборка западной части настоятельского корпуса. Это отчетливо видно при сравнении фотоснимков дореволюционного периода и 1930-х гг. До настоящего времени уцелели: стены храма с алтарной апсидой и часть трапезного корпуса — четыре прясла. Пятое прясло представляет собой груду развалин. На фасадах церкви и южном фасаде трапезного корпуса сохранились первоначальные двухуступчатые лопатки, следы междуэтажной тяги, несколько оконных проемов, а также нишек с килевидным подвышением на лопатках. При обрушении штукатурки на южном фасаде трапезного корпуса на второй с востока лопатке обнаружились следы круглого окна XVI в. Кроме того, выяснилось, что лопатки в нижнем ярусе храма были стянуты арками с килевидным подвышением, а восточные стены трапезы были декорированы сдвоенными арочками с гирькой между ними. В пятах распалубок трапезного зала зафиксированы фигурные «подвески», выполненные из кирпича. В связи с разборкой верхних участков стен церкви остается невыясненным характер ее первоначального завершения.
Для графической реконструкции памятника в формах XVI в. важным представляются поиски аналогий и тщательное изучение материалов исследований ближайшей аналогии — Покровской церкви Александро-Свирского монастыря. Сходство отмечается в плановых размерах, объёмно-пространственной композиции, в построении отдельных архитектурных форм, декоративном оформлении фасадов. А.Н. Милорадович, автор исследований и проекта реставрации Покровской церкви с трапезной, пришел к следующим важным выводам относительно ее первоначального архитектурного облика: все три сохранившиеся объема (церковь, трапезная и келарская) являются первоначальными, хотя впоследствии неоднократно перестраивались. Восьмискатное завершение фасадов, хорошо сохранившееся под поздними закладками, относится к XVII в. Первоначальное завершение было в виде трех ярусов кокошника. Основания для кокошников вокруг барабана были обнаружены в процессе исследований. Храм перекрыт сферическим куполом на тромпах, трапезная палата — коробовыми сводами, опирающимися на центральный столп и в угловых частях переходящими в сомкнутые. Звонница располагалась в угловой части между трапезной и келарской. Решения двух планов близки, но не идентичны. Аналогичны квадратные планы храма с одной алтарной апсидой и прямоугольные одностолпные помещения трапезной палаты, поставленные симметрично по продольной оси. Фасады трапезных палат аналогично разделены на пять прясел лопатками. В Покровской церкви келарская палата сдвинута относительно трапезной к северу и обходит частично ее северный фасад. В постройке Клопского монастыря западный объем, объединенный с трапезной палатой сенями, расположен строго по продольной оси, составляя единое целое с трапезным корпусом. При этом остается сомнение в первоначальности западного объема, занятого в XVIII — начале ХХ вв. настоятельскими кельями. Сомкнутый свод, перекрывающий помещение Никольской церкви, возможно, не является первоначальным и устроен в XVII в. вместе с восьмискатной кровлей.
Нерешенным остается вопрос о характере завершения Никольской церкви. Л.Е. Красноречьев предполагает палаточную одноярусную форму покрытия, Н.И. Кузьмина, по аналогии с Покровской церковью, Никольским приделом церкви Никиты Мученика на Торговой стороне и Варлаама Хутынскога в Хутынском монастыре — палаточную трехъярусную. Что касается расположения звонницы в этом сложном комплексе, можно высказать осторожное предположение о двух возможных вариантах: существование в северо-западной угловой части храма внутристенной лестницы, ведущей в верхним ярус, возможно, указывав на использование разобранного верхнего яруса для звона северная паперть, изображенная на стене Троицкого собора, представляла собой двухъярусную небольшую постройку с открытыми проемами. Верхний ярус ее вполне мог использоваться для подвески колоколов.
Статья с сайта http://www.klopsky.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?