Седов Григорий Семенович
«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1882
Холст, масло. 127 x 164 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты. По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву. По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток. Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженной.
Живописный образ юного самодержца Алексея Романова «Тишайшего» соответствует дошедшим до нас описаниям его внешности и характера: румянец, кротость во взгляде голубых глаз, высокий рост, но некоторая тучность. Царь внимательно рассматривает девушек. В руках он держит платок и кольцо, предназначенные будущей избраннице. Ею станет скромная и небогатая Ефимия Всеволожская. Можно предположить, что на картине девушка изображена крайней слева. Она выделяется высоким ростом, небогатым нарядом (ее платье-«опашень» оторочено беличьим мехом, в то время как другие девушки — все в основном в дорогих соболиных мехах), позой, неуловимым благородством облика.
Обстоятельства сватовства царя Алексея Михайловича описаны во многих источниках, но Григорий Седов при работе над картиной опирался на труд известного историка Сергея Соловьёва «История государства Российского». Живописец демонстрирует глубокое знание бытовых реалий исторического прошлого. Парчовые, атласные, бархатные опашни, съемные расшитые зарукавья, венцы, кафтан из красного рытого бархата и зеленые расшитые сапожки Алексея Михайловича соответствуют моде того времени. Причесаны девушки «в четыре косы» — такую прическу они носили на выданье (после свадьбы волосы заплетали в две косы). Седов допускает единственную погрешность, изображая не серебряное, а золотое кольцо в руке царя.
Дальнейшая судьба Ефимии была трагичной. От волнения невеста упала в обморок на глазах жениха, что дало повод слухам о наличии у нее падучей болезни. За это несчастную вместе с семьей сослали в Сибирь. «Русское известие говорит, что Всеволожскую испортили жившие во дворце матери и сестры знатных девиц, которых царь не выбрал», — пишет Соловьев.
В густой тени за спиной Алексея Михайловича изображен боярин Борис Морозов, ставший воспитателем и ближайшим доверенным лицом царя после ранней смерти его родителей. По преданию, именно Морозов велел “испортить” Ефимию, чтобы устроить встречу царя с Марией Милославской, так как сам был влюблен в ее сестру Анну. Узнав о болезни Ефимии Всеволожской, царь «о том очень печалился и на много дней лишился еды». Но через некоторое время он увидел в храме сестер Милославских. Через год после запечатленного на картине события (в 1648 году) Алексей Михайлович женился на Марии Милославской. А через неделю свадьбу с ее сестрой Анной сыграл и Борис Морозов, мечтавший породнится с царем и еще больше укрепить свое положение.