Седельницы. Церковь Рождества Христова.

Храм построен в 1905-1810 гг. на средства уроженца села, крупного фабриканта Михаила Алексеевича Павлова, сына и наследника А.Д. Павлова, владевшего в 1868 г. ситцепечатной и миткалевой фабрикой в Писцове. Архитектура и грандиозность храма перекликается с собором Всех Скорбящих Радость в Середе (Фурманове), заказчиком строительства которого был также М.А. Павлов.

СЕДЕЛЬНИЦЫ (СИДЕЛЬНИЦЫ)
В 1905 г. М.А. Павлов, разбогатевший на поставках тканей военному ведомству, начинает в родном селе сооружение грандиозной церкви Христа Спасителя. Стремясь создать лучший храм в округе, он заканчивает строительство лишь в 1910 г. Поставленный в западной стороне разросшегося к этому времени села, храм объединил своим крупным объемом протяженную и разбросанную на большом расстоянии застройку, определив масштаб главной площади, в центре которой, в седловине рельефа, был выкопан большой квадратный пруд. Пирамидальная композиция массивного пятиглавого объема с крупным световым барабаном центральной главы и высокой шатровой колокольней занимала доминирующее место в панораме села. К западу от церкви, за дорогой располагалось кладбище. Увеличив масштабы площади, храм определил направление ее застройки вдоль северной и южной границ. Более ранние дома расположены к востоку за прудом и Георгиевской часовней.
ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, нач. 20 в.
Стоит на западном конце села, раскинувшегося на вершине пологого безлесного холма. Апсиды храма обращены к большой торговой площади, на противоположной стороне которой находится Георгиевская часовня. Кирпичный, покрытый цементной обмазкой храм построен в 1905-10 гг. на средства уроженца села, писцовского фабриканта М.А. Павлова. Огромная не только по сельским меркам, богато украшенная церковь Христа Спасителя представляет собой несколько запоздалый, но выразительный пример культового здания в русском стиле кон. 19 в. Церковь состоит из вытянувшихся по продольной оси центрального, квадратного в плане объема с полуциркульной апсидой и прямоугольных трапезной и колокольни. В композиции пятиглавого храма господствует широкий и мощный центральный световой барабан, увенчанный позолоченной луковичной главой с крестом. Углы четверика в виде выступающих по отношению к стенам квадратных в плане башнеобразных пилонов завершены глухими барабанами с луковичными главками. Многоярусная колокольня заканчивается высоким, редко встречающимся в отечественной архитектуре конусовидным шатром.
Композиция и декор церкви восходят к древнерусскому зодчеству 16-17 вв. Равновысотные и разнохарактерные храм и колокольню объединяют в архитектурное целое пирамидальность силуэта и единый для всех объемов церкви уровень первого яруса, заканчивающегося развитым карнизом. Отрезки этого карниза фиксируют также переход от малых четвериков угловых частей храма к стоящим на них восьмерикам — башенкам угловых глав. Двум ярусам декоративных килевидных кокошников в основании барабанов малых глав соответствует аналогичный мотив, образующий переход от восьмигранных в плане верхних ярусов колокольни к конусовидному завершению. Перед всеми тремя входами в храм (с запада и в центре боковых сторон четверика) расположены крыльца на коротких каннелированных столбах. На северном и южном фасадах над крыльцами устроены огромные тройные арочные окна с висячими гирьками. Храм имеет позакомарное трехлопастное покрытие.
В интерьере господствует высокое центральное пространство. Переход от четверика к перекрытому куполом барабану осуществляется с помощью парусов. Интересен сужающийся кверху нижний ярус барабана, украшенный аркатурой. Ощущение простора и насыщенности светом усиливается благодаря преобладанию верхних источников света — трехчастных окон над входами и арочных окон в барабане центрального купола. Невысокий, вероятно мраморный иконостас (не сохр.) позволял воспринять пространство храма и апсиды как единое целое. Окна апсиды — единственный источник нижнего света в храме. Контраст между устремленным вверх пространством храма и более низкими помещениями апсиды и трапезной подчеркнут и формой их перекрытия. В барабане купола, парусах, в широких подпружных арках, образующих одновременно перекрытия ветвей внутреннего креста, инертные, глухие поверхности сведены к минимуму; в трапезной, перекрытой коробовым сводом без распалубок, и в полусферическом своде апсиды они преобладают. Затесненное узкое центральное помещение в нижнем ярусе колокольни, ведущее в трапезную, также перекрыто коробовым сводом. Мощные стены изолируют от него боковые ячейки: с юга — ризницу (вход из трапезной), а с севера — помещение с лестницами наверх и в подвал (вход с северного фасада). В подвале под трапезной находились обогревавшие церковь калориферы. Низкий свод подвала — железобетонный, гофрированный, на двутавровых балках — опирается на квадратные столбы небольшого сечения. Окна подвала напоминают бойницы.
Откосы окон и стен всех помещений покрыты штукатуркой с примесью предохранявшего от сырости тертого древесного угля. В интерьере был широко использован металл. Рамы, часть дверей, дверные и оконные колоды, решетки, тетивы лестниц — железные, фабричной работы. На полу частично сохранилась метлахская плитка. Богатство отделки и росписей интерьера подчеркивалось обильным применением позолоты в качестве фона, в одеждах святых, нимбах, в орнаментации. Лучше всего сохранились росписи верхней части храма (в частности, изображение Христа Спасителя в куполе). На стенах живопись в плохом состоянии и, за исключением изображений Константина и Елены на южной стене и Владимира и Ольги на северной, не поддается расшифровке. В трапезной до недавнего времени сохранялись мраморные киоты и лишь над аркой прохода существуют остатки мраморного барельефа с изображением «Деисуса».
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 548, 550-551

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?