Собор Сретения Господня на протяжении нескольких веков был главным храмом Савватьева монастыря. Точное время строительства собора трудно определить, предположительно это середина XVI века — эпоха знаменитых «макарьевских» соборов (1547-49г.г.) в Москве, когда шла канонизация всех русских святых известных на то время. В их числе был и преп. Савватий Тверской, Оршинский, новый чудотворец (+1434г.) К этой канонизации в Савватьеве писалась икона «Изображение жития преподобнаго отца нашего Саватия…». На иконе изображен план монастыря с постройками того времени. Здесь видим три каменных строения — это церковь «Неопалимой Купины», Никольская церковь и высокая столпообразная колокольня. Сретенского собора на этом плане нет. Есть только икона Сретения Господня над святыми вратами обители. Иконописец очень точно передает планировку и отдельные здания. Несомненно, он был очевидцем и писал с натуры, ничего не выдумывая. Он должен был знать о будущем соборе, а может быть, и видел начало этого строительства. Значит, в 1540-х г.г. это строительство ещё велось, но не было завершено. В это же время братанич преп. Иосифа Волоцкого знаменитый книжник старец Досифей Топорков сделал вклад в Савватьев монастырь: «Досифей старец Иосифов дал есми в Саватьев монастырь по родителех своих две книги бытейские в десть написати им в повседневной список инока Евфима и иноку Иулию, а опосле моего живота написати мене Досифея в повседневной список доколе и монастырь стоит, да Ивана брата написати доколе я жив, да три иконы деисусъ в Саватев же манастырь, а поставити их в церкви Стретения на левой стороне, да патерик синайской, да 5 рублёвъ денег».
Итак, на рубеже 40-50 х г.г. XVI века в Савватьево появляется собор Сретенья Господня, который становится главным храмом обители. Собор должен был быть каменным, как и другие храмы монастыря. Обитель в ту пору не бедствовала и вполне могла себе позволить масштабное каменное строительство. Странно было бы предположить, что главная церковь обители была из более дешевого материала, чем другие храмы.
В начале XVII века тверские монастыри много претерпели от «литовских людей». Практически все пригородные обители были разорены. Люди спасались от банд разбойников в лесах или укрепленных городах. За все смутное время по этой территории прошло несколько разорительных волн бесчинствующих грабителей. Все это сопровождалось массовыми убийствами. Многие монастыри и селения вокруг Твери запустели на долгие годы. А в Савватьевом монастыре куда-то «исчезли» все каменные постройки.
В дозорной книге Тверского уезда 1615 года Сретенский собор с теплым (зимним) приделом святителя Николая чудотворца названы «древены клецки». В Писцовой книге Тверского уезда 1626-1627 г.г. читаем о ещё более бедственном положении обители: «Монастырь Саватьева пустыня на реке на Воршине, а в нем церковь Стретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а другая церковь Иоанна Богослова, древяны клецки, около монастыря ограда деревянная обвалилась, на монастыре келья игуменская, да две кельи брацких, а иные кельи розвалились; а церкви и в церквях образа и книги, и колокола, и всякое монастырское строение их, Саватьева монастыря». Храмы есть, но они деревянные. Никольский придел поименован Иоанна Богослова, впрочем, это могла быть и ошибка писца.
Восстановление каменных храмов обитель смогла себе позволить лишь в 1670-80-х годах. И заслуга в этом деле во многом принадлежит одному из знаменитых насельников монастыря соборному старцу схимонаху Ионе Грязнову. Мирское имя его — Иван Федорович Грязнов, он был соседний помещик. Иван и Федор Осиповичи Грязновы упоминаются как владельцы деревни Заборовье на Волге в 1620-х годах. Потомки их сидели на тех же землях рядом с Савватьевской вотчиной до XIX в.
Остается загадкой, из каких средств старец Иона смог выстроить небольшой, но изысканный архитектурный ансамбль. На то, что это сделал именно он, указывает следующий факт. Купцы и мещане города Твери в 1772 году писали в консисторию прошение о сохранении в Савватьеве независимого прихода. В нем говорилось: “Самые церкви построены тверским помещиком Иваном Федоровичем Грязновым, в монашестве Ионою, который здесь и погребен, не оставлены же и наследниками его”. Это значит, что спустя столетие об этом событии хорошо помнили внуки и правнуки Ионы Грязнова, которые жертвовали в уже упраздненный монастырь деньги на ремонт храмов, построенных их предком. Кстати, по-видимому, именно от них исходит дата “1679 г.” – единственная известная, но не вызывающая сомнений дата постройки Сретенского собора. Она впервые была указана в клировых ведомостях именно в 1772 году. Место погребения старца Ионы тоже известно — это притвор Знаменской церкви у правой стены. Преставился раб Божий схимонах старец Иона в 1685 году.
Храмовый ансамбль XVII века теперь мы можем видеть только на фотографиях конца XIX – начала XX веков, правда, Знаменская церковь на них в сильно измененном виде (перестроена в 1742 г.). Эти храмы и были взорваны в рамках борьбы советской власти с религией. Но за два года до этого здесь успели побывать ученые из Москвы.
В 1933 году летом в Савватьево и в Оршу приехала экспедиция Академии наук, проводившая исследования памятников архитектуры и археологии в зоне возможного будущего затопления Иваньковского водохранилища. Из отчета экспедиции: «Упраздненный в XVIII в. монастырь у с. Савватьева. Церковь выстроена в 1679 году. Необходимо отметить четырехгранную звонницу, являющуюся особенно интересной в связи с проблемой функциональности в решении архитектурного оформления типа московской звонницы феодальной эпохи». Этой экспедицией были сделаны обмерные чертежи и фотографирование савватьевских храмов. Обмерами руководил С. С. Чижов, известный реставратор с еще дореволюционным стажем. Зимой 1933-1934 г.г. он сделал полный обмерный чертеж всего ансамбля храмов в Савватьеве. Данные материалы сейчас находятся в научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве и в будущем могут послужить для восстановления Сретенского собора в его первозданном виде.
1936 год стал роковым для Савватьева. Из воспоминаний местной жительницы Голядкиной Марии Ивановны: «И вот окошко у церкви к этой стороне (к селу), рос цвяток зима и лето, и цвел он желтеньким. Ходили смотреть: Батюшки! Цвятет! Мы ходили, вся деревня ходила, кто приежжяли, все ходили смотреть. Долго он цвел, лет пять. И потом этот цветок так и погиб. Мы говорили, что-нибудь будет, загубят нашу церьковь. И потом быстро все взорвали. Когда взорвали, ничего нету на этом месте, не осталось, груда кирпича, кирпич красный был. Когда взрывали, динамит этот ставили, вся деревня тут стаяли плакали, зачем церьковь разрушаете? А потом она не падала, она так, пашаталась-пашаталась, а не упала. А потом еще подложили, больше, и она и упала. А мы все стояли, выгнали нас. Окошки велели газетами залепить, чтобы, это, не розбить, вот». Этот странный желтый цветок, который цвел круглый год в окне между рамами Сретенского собора и стал, видимо, причиной сноса церквей. Посмотреть на это чудо приезжали многие паломники из Твери.
Об этом свидетельствует и потомок коренных савватьевских крестьян Хохловых живущий ныне в Твери Олег Хохлов: «Храмы были закрыты в 20-х г.г. Они стояли величественные и пустые, пока в 1930 или 1932 году не явилось чудо. В одном из храмов в конце февраля — начале марта, между окнами проросло зеленое растение и брызнуло яркими желтыми цветами. По Твери разнеслась весть, что Савватий послал знамение. Протопталась тропинка в снегу. И закапалась стена воском принесенных свечей. Судьба храмов была решена в срочном порядке. Рассадник религиозной заразы должен быть уничтожен. Подогнали машины с динамитом. Взорвали торопливо, не сняв колоколов. И дядя мой, Алексей, тогда мальчишка, принес осколок колокола».
Сретенский собор упал не сразу. По воспоминаниям очевидцев, только со второй попытки подрыва собор всей своей массой приподнялся от земли, наклонился в сторону села Савватьево, как бы прощаясь с ним, и рухнул, обратившись в гору битого красного кирпича. Куда пошел материал, неизвестно. Местная жительница Зинаида Николаевна Кузнецова была еще маленькой девочкой тогда, но помнит гору красного кирпича на месте собора, дети там игрались в ту пору. Позже по территории монастыря прошла новая асфальтированная дорога на Поддубье к р. Волге, может быть, часть материала разрушенного собора пошла на насыпь. Во время этого строительства были частично нарушены захоронения монастырского некрополя и более поздних захоронений. Кладбище действовало до войны 1941-45 г.г. Таким образом, этот участок дороги (крутой поворот напротив храма Знамения Богородицы) стоит буквально на костях наших предков. В послевоенный период, скорее всего в 1970-80-х годах, на месте собора устроили свалку бытовых отходов. Все это очень печально.
В 2003 год ознаменован возрождением духовной жизни в Савватьво, в восстановленной Знаменской церкви начались регулярные богослужения, образован Православный приход. В мае 2003 года усилиями добровольцев из Твери мусор с места собора был убран и вывезен в подобающее место на свалку. 28 июня 2003 года в субботу, накануне Сборного воскресенья (местный праздник в честь преп. Савватия) на месте собора был водружен поклонный крест. Во время установки этого креста произошло чудесное событие, о котором стоит рассказать отдельно.
Крест был изготовлен заранее и находился в здании строящейся Знаменской церкви. Вынесли его на улицу у больших ворот к ограде стройплощадки. В этот момент приезжают к нам гости: матушка игуменья Иулиания настоятельница Свято-Екатерининского монастыря в Твери и с нею какой-то батюшка, монах. Матушка и говорит нам, что батюшку зовут Иоанн и что он архимандрит с Синая. Вот хорошо, отвечаю, у нас Савватий тоже из тех краев к нам пришел, какое совпадение! И рассказал я о. Иоанну о том, что преп. Савватий пришел к нам из Иерусалима, поставил здесь первый на Руси храм в честь Неопалимой Купины Богородицы (это синайская икона); что преп. Савватий принес с собой из Святой Земли крест с частицей Животворящего Креста Господня; что преп. Савватий может быть и сам монашествовал на Синайской горе; и показал я батюшке архимандриту Иоанну икону «Жития» преп. Савватия, которая только тогда была списана нашими тверскими иконописцами Валерием и Натальей Колтовыми с оригинальной иконы XVI века. Батюшке икона очень понравилась, можно сказать, поразила.
После этого о. Иоанн уехал с матушкой Иулианией в Оршин монастырь, а мы принялись за дело, стали устанавливать поклонный крест. Прошло часа два, крест мы установили, вот хотели уже и помолиться. Как вдруг из Орши возвращается о. Иоанн, выходит их машины и бежит к нам радостный, что-то у него в правой руке. Оказывается, у него с собой был энколпион с частицей Древа Креста Господня! Такого мы себе и представить не могли, чтобы на установку креста к нам в Савватьево приехал монах с Синая, т.е. откуда и преп. Савватий, и с такой же святыней, как у преп. Савватия! Это было настоящее чудо. Преп. Савватий таким образом благословил наши труды по возрождению его обители. Отец Иоанн освятил поклонный крест на месте разрушенного Сретенского собора, прикладывая к нему Древо Креста Господня. Мы были переполнены радостью и благодарностью Господу за чудные Его дела.
С тех пор минуло уже почти 12 лет. Стоит поклонный Крест, напоминая нам о великой святыне бывшей здесь в прошлые века, призывая русский народ к покаянию за грехи богоборчества XX века. Пришла пора собирать разбросанные камни нашей веры. Наступает пора восстановления Святой Руси. Даст Бог, восстановим и Сретенский собор. Дай Бог.
5.03.15 г. Настоятель Знаменской церкви деревни Савватьево, протоиерей Андрей Егоров http://savatievo.ru/news/item/103-sretenskiy-sobor-v-savvatevo
Во время раскопок под Тверью был найден фундамент главного храма Савватьева монастыря.
С 15 мая 2018 года в деревне Савватьево, что в 11 км от Твери, начались археологические раскопки на месте, где предположительно располагался главный храм Савватьева монастыря – Сретенский собор. Собор был построен в 1679 году, а разрушен до основания в 1936-м.
— Научный отчет по результатам раскопок позволит нам лучше узнать историю Саватьевой пустыни, — написал за несколько дней до начала работ настоятель Знаменской церкви отец Андрей Егоров. Уже на второй день работ удалось найти следы сразу двух храмов.- Найдены оба храма — Сретение и Никола! – написал отец Андрей Егоров на своей страничке в соцсети. После чего раскопки, в которых задействованы в большей степени добровольцы, продолжились.
http://arhnasledie.ru/во-время-раскопок-под-тверью-был-найде.html
1679 год — единственная известная, но не вызывающая сомнений дата постройки Сретенского собора. Она впервые была указана в клировых ведомостях в 1772 году. Собор построен старцем Ионой Грязновым. Мирское имя его — Иван Федорович Грязнов Сретенский собор. Можно довольно хорошо представить себе, что за артель строила собор, поскольку по фотографиям и обмерам его облик реконструируется полностью. Храм возводили какие-то московские мастера, но не высшего уровня, достаточно консервативные в своих вкусах. В годы, когда буйство узорочья на фасадах церквей достигает пика, савватьевский храм украшен очень скупо. Кроме хорошо сделанных поребриков простого рисунка, объединяющих в единое целое собор, придел и колокольню, да таких же простых и обыденных для XVII века наличников с треугольным завершением, никаких других украшений в храмах нет. В свое время своды покрывали кокошники, от которых в последующем остались только следы на основаниях глав. В XIX в. при устройстве железной кровли остатки кокошников оказались скрыты под кровлей и для нас утрачены навсегда.
Неизвестно, что оставалось от древних каменных храмов Савватьева монастыря при старце Ионе. Собор строился вместо деревянного храма. Его облик не имеет следов более ранних построек. Но при сооружении колокольни зодчие руководствовались явно не только своими расчетами, но и видом прежней колокольни. Вот только видели ли они ее саму или только ее изображение на древней иконе — неизвестно. Для конца XVII — 1 пол. XVIII вв. известны такие столпообразные колокольни, но завершающиеся, преимущественно, шатрами, ближайший пример — колокольня Успенского Старицкого монастыря. Савватьевская же колокольня — редкий пример воспроизведения в конце XVII в. гораздо более ранних образцов XVI столетия.
В общей картине строительства в Тверском крае савватьевский ансамбль стоит между, с одной стороны, архиерейской резиденцией архиепископа Иоасафа (1671-1675 гг.), тверскими церквями Николы на Городу (1674 г.) и Симеона Столпника (1676 г.), выстроенными калязинской артелью зодчего Аверкия Мокеева, а с другой стороны, монастырскими соборами Кашина, где последовательно строились Троицкий собор Дмитровского монастыря (1680-1682 гг.), Троицкий собор Клобукова монастыря (1687 г.), Сретенский собор Сретенского монастыря (1690-1692 гг.). По внешнему виду последний особенно близок к собору Савватьева монастыря, и это сходство усиливается одинаковым посвящением. Троицкий собор Дмитровского монастыря более сложен по объему — это двухэтажный храм, но конструктивно близость этого храма савватьевскому собору настолько очевидна, что почерк одной артели не вызывает сомнений. Очень похоже, что работала приглашенная еще архиепископом Иоасафом артель, калязинская по составу, первоначально провинциально-московская по стилю и манере, а потом постепенно приобретавшая свой, местный почерк.
Можно предположить, что и лично архиепископ был причастен к строительству и заказу каменщиков для работ в Савватьеве — об этом говорит его поминание в Синодике отдельно от всех других тверских владык. Но непосредственное исполнение заказа происходило уже при его преемнике, архиепископе Симеоне. В 1677-78 г.г., когда составлялась переписная книга, храм указан один — Сретения — и без пояснений, каменный или деревянный. Вероятно, имеется в виду еще прежний деревянный храм, в котором продолжались службы. Каменный же монастырский ансамбль строился именно в эти годы, возможно, поэтому незаконченные постройки и не попали в переписную книгу.
Во второй половине XVIII века в соборе произвели ремонт. В 1760 г. были настланы новые полы, в 1766 г. устроен иконостас (до того иконы стояли просто по полкам-тяблам), в 1768 г. поправлены крыши и сделаны новые кресты (на Сретенском соборе заменили 2 креста). Иконостас делал тверской купец Степан Степанов Подшивалов. На 1773 год работы по ремонту храмов были в самом разгаре.
После 1860 г. из диаконов погоста Рождество под Кушалином был переведен Дмитрий Михайлович Клобуков.К моменту назначения в Савватьево ему было уже сорок лет. Он много занимался благоустройством села и его церквей. При нем они были окружены новой оградой, а на колокольню в 1880 году слит новый большой колокол. Впрочем, и новый колокол был небольшим — около 30 пудов. Всего колоколов было девять. По надписям на них, колоколов старее 1825 года отец Димитрий не знал. Но мы можем предположить, что некоторые малые колокола оставались еще с монастырских времен или, минимум, с XVIII в.
Последнего священника села Савватьева звали Александр Разумихин. Он был определен в село 1906 году, к тому времени ему было тридцать два года. Из старожилов Савватьева и окрестных деревень многие помнили его еще в 90-х гг. ХХ в.
Судя по сделанным в 1890-х гг. фотографиям Ивана Александровича Виноградова, как включенным в труд А.А. Митропольского, так и не вошедшим в него и хранящимся ныне в архиве краеведа В.И. Судакова, храмы села Савватьева были незадолго перед тем отремонтированы (в последний раз). Заново была устроена ограда, окрашены стены, кровля и купола. В том же виде мы встречаем монастырь на последних фотографиях из архива Музея русской архитектуры им. Щусева в Москве. Среди огромных ровных полей стоит необыкновенно изящный и легкий монастырский ансамбль. Храмы выкрашены в красный цвет, купола — в голубой; детали наличников, карнизы и поребрики побелены. Нет сомнений, что, дождись Савватьево научной реставрации, Россия имела бы редкий по качеству и сохранности ансамбль 2 пол. ХVII в., а учитывая близость Оршина монастыря, вся округа была бы притягательным местом паломничества. Но, к сожалению, этого не случилось.
В 1933 году летом в Савватьево и в Оршу приехала экспедиция Академии наук, проводившая исследования памятников архитектуры и археологии в зоне возможного будущего затопления Иваньковского водохранилища. Обмерами храмов руководил С.С. Чижов, известный реставратор с еще дореволюционным стажем. Зимой 1933-1934 гг. он сделал полный обмерный чертеж всего ансамбля храмов в Савватьеве. Этот ценнейший обмер, надо надеяться, поможет со временем при восстановлении Сретенского собора и колокольни.
Ранней весной 1936 года монастырские храмы взорвали.
Пресс-служба 1-го Калининского благочиннического округа (по материалам сайта Тверской митрополии); Егоров А. В., Тверской монастырь Савватьева пустынь. XIV-XXI вв. Святыни, тексты, исследования. / А.В. Егоров, П.С. Иванов. — СПб.: Ассоциация «Невская книга», 2006http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/kalininskij-rajon/81-savvatevo-sretenskij-sobor