Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В Тверь прп. Савватий мог попасть в свите свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). Митрополит Киприан известен прежде всего тем, что активно вводил в Русской митрополии Иерусалимский устав взамен бывшего у нас до этого Студийского устава. Поэтому неудивительно, что вместе с собой он решил взять несколько монахов с православного Востока, и, надо думать, монахов выдающихся, могущих передать непосредственно русским опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим высоким авторитетом. В 1390 г. свт. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и Савватий. В свите митрополита находилась целая группа «палестинских иноков», принесших в Москву в 1390 г. чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина». В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не задержался. Ища более строгого иноческого подвига, он удалился в глухие лесные дебри. В 12 верстах к востоку от Твери на берегу р. Орша (древн. Вороша, Ворша) он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней. Тело свое подвижник изнурял ношением тяжелых железных вериг, к которым прикреплялся камень. Общий вес вериг прп. Савватия с камнем составлял 57 фунтов, т.е. около 25 кг. Кроме того, старец имел обычай ходить босиком, очевидно, принесенный им с Ближнего Востока. В уединенном молитвенном подвиге прошли многие годы, в конечном итоге принесшие плод святости и обильных даров Духа.
В конце 90-х гг. XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью известные в то время тверские подвижники: прпп. Савва Бороздин, Вишерский чудотворец († 1460), Савва Тверской чудотворец (†1461) и Варсонофий Тверской чудотворец (†1467), основатели и игумены Саввина монастыря; прп. Нектарий Тверской чудотворец (†XV в.), основатель Нектарьевой пустыни; прп. Ксенофонт Тутанский чудотворец (†XV в.), ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на р. Тьме; прп. Зосима Клинский, основатель Зосимовой пустыни и многие другие. По преданию, старец Савватий, провидя духом приближение посетителей, выходил им навстречу из своей лесной пустыньки и беседовал с ними, а затем провожал их по направлению к Твери на расстояние шести верст. Впоследствии на месте, где Савватий встречал своих собеседников и где он прощался с ними, были воздвигнуты памятные часовни. Многие из тех, кто приходил к прп. Савватию, желали остаться жить рядом с ним и подвизаться под его руководством. Так и возник монастырь Савватьева пустынь.
Согласно Иерусалимскому Уставу, обитель была общежительная, т.е. все братия жили вместе и имели все общее. Наряду с этим наиболее строгие иноки селились вокруг монастыря в уединенных келиях, подражая в подвиге своему учителю, старцу Савватию, который и после основания обители не оставил своего уединения в лесной пещерке. В ней подвижник прожил 44 года вплоть до своей кончины 24 апреля 1434 года. Первый монастырский храм прп. Савватий поставил по особому откровению свыше, на том месте, где он сподобился видеть сияющий нетварным светом животворящий Крест Господень. Первоначально это была небольшая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Надо думать, этот храм был первым на Руси (!) с таким посвящением, т.к. образ Богородицы «Неопалимая Купина» стал известен на Руси только в 1390 г., когда икону принесли в Москву с Ближнего Востока те самые «палестинские иноки», среди которых, предположительно, был прп. Савватий. Позже, но еще при жизни Савватия, этот храм был разобран или сгорел, а на его месте новгородскими мастерами была воздвигнута церковь «Знамения» Богородицы, которая долгое время оставалась главным монастырским храмом или собором. В конце апреля 1434 года здесь в Знаменском храме и было отпето и погребено честное тело основателя монастыря преподобного старца Савватия, пустынника Тверского, Воршинского чудотворца. В XV веке монастырь быстро обустраивался попечением богатых и знатных жителей города Твери.
В 50-х гг. здесь возводится еще одна каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца и большая каменная колокольня при ней. Предположительно в первой половине XVI века здесь возводится большой собор в честь праздника Сретения Господня, ставший главным храмом обители. Слава о савватьевских старцах распространялась далеко за пределы Тверского княжества. В поисках опытного духовного руководителя сюда приходили многие стремившиеся к совершенству подвижники, в числе которых известнейшие русские святые прп. Иосиф Волоколамский (†1515) и прп. Корнилий Комельский (†1537). Даже в XVI веке, известном общим упадком подвижничества на Руси, Савватьева пустынь не теряет своего значения, оставаясь одним из заметных духовных центров русского Северо-Запада. Согласно «Переписной книге Савватьева монастыря 1692 года», монастырь в конце XVII века был процветающим, имел значительные вотчины, крепкое хозяйство и даже подворье в Тверском кремле рядом с архиерейскими палатами. Любопытный факт, карету тверского владыки, которым в то время был Архиепископ Сергий, возили иноходцы с савватьевского конюшенного двора. Роковую роль в истории монастыря сыграло приписание его в 1693 г. к Воскресенскому на р. Истре монастырю «Новый Иерусалим» и начавшиеся в XVIII веке «великие реформы» Петра I. Уже в 20-х гг. XVIII века Савватьевский монастырь запустел, в 1764 г. – упразднен в связи с введением «монастырских штатов» и стал обычным сельским приходом. Однако история обители прп. Савватия на этом не закончилась. Савватьевские храмы называли не иначе как «монастырем», а почитание самого святого было весьма сильно в Твери. Это связано прежде всего с многочисленными исцелениями по молитвам к прп. Савватию от различных болезней. Раз в году, во вторую неделю по Пятидесятнице, в Савватьево проходил многотысячный крестный ход в память исцеления по молитвам святого Савватия домашних животных от падежа. Со временем этот день стал отмечаться как главный праздник села Савватьево и назывался «Сборная», потому что в этот день собиралось в савватьевском Сретенском соборе множество духовенства и народа из г. Твери и окрестных селений. Их число доходило до 7 тысяч человек. Рассказывают, что очередь в собор из желающих помолиться у местных святынь начиналась от самой дальней окраины села — так много людей собиралось.
В XX веке в дни жестоких гонений на церковь савватьевских храмах служба совершалась до окончательного их закрытия в 1935 году. В 1936 году весь архитектурный ансамбль монастыря был варварски разрушен, позже – сломана пещерка в лесной пустыньке прп. Савватия, а примерно в 1979-80 гг. засыпан прудик и колодец рядом с пещеркой. Но, несмотря на все усилия богоборцев, народ не переставал почитать прп. Савватия, молиться ему и получать по его молитвам от Бога исцеления от душевных и телесных недугов. В лесной пустыньке тайно совершались молебны, а на разрушенной пещерке верующими был водружен крест с одного из взорванных храмов. В начале 90-х гг. его сменил большой поклонный крест, а знаменитую своим целебным свойством савватьевскую воду верующие стали набирать из источника, открывшегося на берегу р. Орша рядом с дорогой.
Возрождение святой обители по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора началось в 2000 году, когда духовенством и прихожанами Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери было принято решение о возрождении главной святыни монастыря церкви «Знамения» Богородицы, в которой под спудом покоятся мощи самого святого основателя преподобного старца Савватия пустынника Тверского, игумена Оршинского чудотворца (†1434). Еще ранее этого, с 15 марта 1998 года в пустыньке святого Савватия начались регулярные богослужения. Дважды в месяц по воскресеньям от Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери в Савватьево стал отправляться автобус с паломниками, желавшими помолиться на святом месте за себя и своих близких. Начали поступать свидетельства от верующих об исцелениях. На разрушенной пещерке преподобного служились молебны. В 2001 году был найден фундамент разрушенной церкви и выполнен проект возрождаемого храма, к концу года – завершены работы по сооружению нового фундамента. В 2002 году началась кладка стен, а к концу этого года кровля была подведена под купола. В 2003 году – кровля покрыта металлом и начались отделочные работы. 28 июня 2003 года (савватьевская «Сборная»), на месте разрушенного Сретенского собора Савватьева монастыря был водружен большой поклонный Крест, а в воскресенье 29 июня, в самый канун праздника после Божественной литургии, в строящейся Знаменской церкви перед этим Крестом отслужен первый молебен. 23 августа 2003 г., был установлен еще один поклонный Крест — на том месте, до которого прп. Савватий провожал приходивших к нему тверских подвижников и где они прощались. В 2004 году продолжаются отделочные работы в Знаменской церкви, в которой по праздникам совершаются богослужения.
Иерей Андрей Егоров «Тверские епархиальные ведомости», ноябрь 2003 г. Статья взята с официального сайта Тверской епархии http://tver.eparhia.ru
Пожалуй, самый знаменитый в Тверской области святой источник находится в деревне Савватьево Калининского района. По преданию, святой колодец был выкопан здесь еще в XIV веке самим преподобным Савватием Оршинским на месте его отшельнических подвигов, так же как и прудик, расположенный в лесу недалеко от пещерки, в которой жил преподобный старец.
В период атеистических гонений колодец и прудик были засыпаны, пещерка полностью разрушена. И лишь только в 2000 году был восстановлен колодец, а два года спустя и пруд. И неиссякаемой вереницей вновь поехали паломники в Савватьево, чтобы искупаться, набрать святой воды и помолиться на месте духовных подвигов преподобного Савватия, пустынника тверского, игумена Оршинского, чудотворца.
Сайт «Святыни России» http://www.ruist.ru/index.php/tverskaya-obl/91-istochniki/3730
Согласно преданию, в пустыню к прп. Савватию для духовных бесед и наставлений приходили многие известные тверские подвижники, в числе которых прп. Савва Вишерский (Бороздин), основатель тверского Саввина монастыря на р. Тьме, и его сподвижники и преемники на игуменстве в этом монастыре прпп. Савва и Варсонофий Тверские; прп. Нектарий Тверской, основатель Нектарьевой пустыни на той же реке, прп. Ксенофонт Тутанский, ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря под Тверью, и многие другие. В конце XIX века А.А. Митропольский писал: «Местное предание и доныне указывает место собеседований преподобного Савватия с приходившими к нему подвижниками и место прощания его с ними, и на этих местах с течением времени построены были часовни». Часовни эти были очень древние. Переписная книга Савватьева монастыря 1693 года однозначно указывает на ту часовню, которая была рядом с дорогой при въезде в монастырь напротив лесной пустыньки прп. Савватия. Другая часовня находилась в 6 верстах, на полпути по направлению к Твери. До этого места прп. Савватий провожал своих собеседников. Другое предание указывает на это место, как на место встреч прп. Савватия со свт. Арсением Тверским.
По материалам издания: Егоров А.В. Тверской монастырь Савватьева пустынь. XIV-XXI вв. Святыни, тексты, исследования. / А.В. Егоров, П.С. Иванов. — СПб.: Ассоциация «Невская книга», 2006.
Современные объекты Савватьевой пустыни
Иконы Божией Матери «Знамение» церковьПервый храм будущей Савватиевой пустыни преподобный Савватий Тверской Оршинский построил на том месте, где, по преданию, он увидел сияющий животворящий Крест Господень. Это была маленькая деревянная церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Вероятно, этот храм стал первым с таким посвящением храмом на Руси, так как этот образ стал известен на Руси лишь с 1390 г., когда икона была принесена с Ближнего Востока в Москву «палестинскими иноками», среди которых, предположительно, был и преподобный Савватий. Этот храм еще при жизни Савватия был разобран либо сгорел. На его месте новгородские мастера возвели церковь «Знамения» Богородицы, долгое время остававшуюся главным монастырским храмом.
В апреле 1434 г. в Знаменской церкви было отпето и погребено тело основателя пустыни преподобного Савватия Тверского Оршинского чудотворца.
В 1530-х гг. в Савватьевом монастыре, ставшем одним из самых значимых тверских обителей, был построен большой Сретенский собор. К этому времени в монастыре уже имелись две каменные церкви, одной из которых была церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы, стоявшая, предположительно, на месте храма иконы Богоматери «Неопалимая Купина». Время постройки следующей каменной Знаменской церкви известно лишь приблизительно. Скорее всего, это произошло между 1679 и 1685 гг. Храм был высоким, т.к. известно, что в нем стоял пятиярусный иконостас. Пожар, случившийся в 1713 г., и приписка церкви к Новому Иерусалиму стали причиной ее запустения.
В 1742 г. на средства богатого мельника Якова Афанасьева, проживавшего в Савватьеве, Знаменская церковь была перестроена, но формы храма при этом были очень упрощены. Кроме того, не было получено разрешение епархиального начальства. В результате освящение церкви состоялось с большой задержкой – только в 1757 г.
В 1812 г. храм заново оштукатурили. В 1822 г. паперть 3наменской церкви сделали теплой, выстроив между столбов кирпичные стенки. С южной стороны в стену встроили надгробную плиту Ионы Грязнова 1685 г., с западной – древнюю безымянную плиту с посошным крестом. В 1831 г. храм был снова оштукатурен, в 1860 г. устроена железная кровля.
После революции на Церковь начались гонения. Службы в савватьевских храмах совершалась до 1935 г., когда они были окончательно закрыты. Весной 1936 г. церкви монастыря были взорваны сотрудниками НКВД.
В 2000 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил восстановление каменной Знаменской церкви, являвшейся главной святыней Савватиевой пустыни, где под спудом, по преданию, покоятся мощи преподобного Савватия Тверского. 4 апреля 2001 г. был отслужен молебен перед началом работ по восстановлению храма. Вскоре под слоем дерна обнаружили фундамент разрушенной в 1936 г. Знаменской церкви.
Летом 2001 г. тверским архитектором Александром Соколовым был выполнен проект новой церкви по образцу новгородского храма Иоанна Богослова на Витке. В том же году, зимой, завершились работы по строительству фундамента. К концу 2002 г. была полностью завершена кладка стен, кровля подведена под купола. В следующем году кровлю храма покрыли металлом, после чего начались отделочные работы.
14 октября 2003 г. открытие прихода церкви иконы Божией Матери «Знамение» в деревне Савватьево благословил Владыка Виктор. С 10 декабря 2003 г. в храме начались службы, сначала по великим и двунадесятым праздникам. В феврале 2004 г. священником в 3наменскую церковь был назначен Андрей Егоров. С марта 2004 г. стали проводиться регулярные службы по воскресным и в праздничные дни. 4 апреля 2004 г. на купол церкви установили крест. В 2008 г. проведена реконструкция и расширение здания храма.
Домовая церковьДомовая церковь Знаменского прихода, переоборудованная из приходской библиотеки на время строительных работ по расширению Знаменской церкви.
Неопалимой Купины часовня6 марта 2018 г. было положено начало возведению храма Неопалимой Купины в Савватьево, в лесу на кладбище. 7 мая освящён и водружён на купол храма Святой Крест. 5 июня митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил Чин освящения часовни.
Часовня-звонница27 ноября 2015 г. закончена основная часть работ по возведению прихрамовой часовни. Здесь можно поставить свечи и помолиться в том случае, если по тем или иным обстоятельствам у человека нет возможности поставить свечи в храме. Подобные часовни есть во многих православных странах, в частности в Греции. На часовне есть колокол, который собирает на молитву христиан ежедневно утром и вечером.
http://hram-tver.ru
Многочисленные предания и легенды окутывают историю Савватьевой пустыни. В те славные времена, когда имя преподобного Сергея Радонежского давно уже гремело по всей Руси, в 1390 году на реке Орше, в сосновом бору, в 12 верстах от города Твери, поселился в небольшой пещерке палестинский монах Савватий. Пришёл он из славного города Иерусалима. Пришёл, как говорит предание, со свитой митрополита Киприана по просьбе тогдашнего тверского князя Михаила. Но в самом городе он не задержался, а пошёл искать место строгого подвига, и, как видно из дальнейшей истории, – нашёл. Носил вериги весом более двадцати пяти килограммов.В конце 14-го века слава разнеслась по деревням и монастырям тверской земли о палестинском отшельнике, живущем в пустыни. И начали к Савватию приходить для наставлений простые люди и тверские подвижники, многие из которых впоследствии вошли в Собор всех святых, в земле Тверской просиявших.Первый монастырский храм был деревянным. По легенде, Савватий увидел Крест Господень, сияющий нетварным светом, то есть Божественным светом. На этом месте и был построен храм, который был освящён в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Бытует мнение, что это, возможно, была первая церковь на Руси с этим посвящением. Но простояла она не долго, по причине, о которой история умалчивает.
На месте деревянной церкви, как предполагают историки, была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». По всей видимости, эта церковь была небольшая. И о наличии её говорит тот факт, что в ней был отпет и погребён сам основатель монастыря Савватий.
С уходом Савватия монастырская жизнь продолжает развиваться и монастырь в течение 15-го века быстро обустраивался стараниями знатных жителей города Твери. А в середине 16-го века происходит прославление Савватия на церковном соборе в лике преподобного.Знаменская церковь перестраивается приблизительно во второй половине 17-го века, так как сведения о том времени имеются совсем скудные. Описывается эта церковь очень высокой, с пятиярусным иконостасом. В это же время в монастыре строится большой пятиглавый собор в честь Сретения Господня, до этого бывший деревянным. Впоследствии собор станет главным храмом обители.В пустыни ещё в давние времена были построены две деревянные памятные часовни с главками на крыше. И как раз в конце 17-го века их и упоминают в переписной книге пустыни. По легенде, поставлены они были в местах встреч и прощания с гостями преподобного Савватия.В первой четверти 18-го века пустынь неожиданно приписывают к Новоиерусалимскому монастырю в Истре. Как полагают историки, это могло произойти из-за пожара, случившегося в пустыни. Отчего монастырь запустел. Но через тридцать лет, в 1742 году Яков Афанасьев на свои средства капитально перестраивает Знаменскую церковь, без разрешения из епархии. Почти детективная история развернулась с этой перестройкой, как пришлось изворачиваться Якову и строителям перед Консисторией, чтобы освятить церковь. Видимо, в это же время в церкви была устроена гробница преподобного Савватия.О хозяйственных постройках практически ничего не известно. В это время была уже в пустыни каменная звонница. Братские корпуса, службы и ограда были деревянными. И в 1764 году пустынь попала под секуляризацию, в связи с введением монастырских штатов. Храмы стали приходскими. Но что удивительно, весь церковный комплекс, в простонародье, монастырём и оставался. И почитание Савватия только усиливалось. По разным сведениям – в связи с исцелением от различных болезней. Раз в году в Савватьево проходил многотысячный крестный ход.Как бы там ни было, но на протяжении конца 18-го и весь 19-ый века храмы регулярно ремонтировались и в некоторых частях даже перестраивались. Территорию окружала невысокая ограда с башенками по углам и каменными воротами.
В первой половине 19-го века пещерку преп. Савватия реконструировали. Из лаза, похожего на что-то вроде норы в небольшом пригорке, вокруг окружённого соснами, сделали землянку, вставив в лаз деревянный сруб с деревянным навесом. Обустроили небольшой пруд и колодец, вырытый, по преданию, самим преп. Савватием.Так спокойно и мирно приход прожил до наступления 1917 года. В период начала богоборчества эти волны не сразу докатились до бывшей пустыни. Служба в храмах совершалась до их закрытия в 1935 году.Надо отметить, что в 1933 году летом в Савватьево приезжала экспедиция Академии наук. Она провела исследования памятников архитектуры в селе, которое может попасть в зону затопления будущего водохранилища. Она и оставила нам обмерные чертежи и фотографии монастырских храмов.Но в 1936 году все церкви пустыни были поспешно взорваны службами НКВД. Пещерка и часовни сломаны. Колодец и пруд были засыпаны в наше время, в годы так называемого «застоя». Что послужило для этих варварских действий, можно только догадываться. Одно из предположений высказали местные жители. Говорят, что перед закрытием храмов в одном из них в конце зимы между окнами проросло и расцвело растение с жёлтыми цветками. Люди подумали – это знамение, которое послал им Савватий. И стал народ приходить к чуду. И власти порешили – этот рассадник религиозной заразы немедленно уничтожить. Что и было быстро сделано.В 1994 году были проведены работы по благоустройству лесной пустыньки прп. Савватия и освящению вновь водружённого на этом месте Поклонного Креста. Возрождение обители началось в 2000 году, когда в городе Твери принимается решение о возрождении монастырской церкви «Знамения» Богородицы, в которой под спудом почивают мощи преподобного старца Савватия Тверского. Был найден фундамент разрушенной Знаменской церкви, а впоследствии найден и фундамент Сретенского собора.
В 2004 году в новой Знаменской церкви начались регулярные службы. В 2007 году здание реконструируется и в 2015 году возобновились богослужения.https://proza.ru/2021/10/17/1504