Саврасов Алексей Кондратьевич
«Просёлок», 1873
Холст, масло. 70 x 57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот, совершенно новаторский для русской живописи 1870-х годов, пейзаж рожден из импрессионистической тоски по «остановись, мгновенье» — в данном случае, это мгновенье между только что закончившимся обвальным ливнем и солнцем, которое вот-вот вспыхнет ярким светом на очистившимся от туч небе. Для картины характерна почти импрессионистическая техника, хотя, в сущности, она не смотрится не органичной в ряду других работ художника. Известна эмоциональная формула самого Саврасова, донесенная до нас его учениками: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь — значит, пейзаж — дрянь… » «Проселок» написан словно для того, чтобы проиллюстрировать этот тезис. Впрочем, сам автор — судя по ряду косвенных свидетельств — не был доволен своей работой. Более того, она ровно двадцать лет находилась «под спудом». Дело в том, что Саврасов подарил ее своему другу и соратнику по Товариществу передвижных художественных выставок, И. Прянишникову (1840-1894), и она хранилась в его закрытой коллекции. Показали «Проселок» широкой публике лишь в 1893 году.