Саврасов Алексей Кондратьевич
«Домик в провинции. Весна», 1878
Дерево, масло. 44 x 32,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Нежный, обаятельный своей безыскусностью пейзаж А.К. Саврасова «Домик в провинции. Весна» – бесспорная драгоценность собрания Веры Георгиевны Дуловой (1909–2000), профессора Московской консерватории, величайшей русской арфистки. В 2000 году Третьяковская галерея получила в дар по завещанию Веры Георгиевны ее замечательную коллекцию – 58 произведений русских художников второй половины ХIХ – начала ХХ века.
Захватывающее чувство радости, весеннего пробуждения природы, первой нежной зелени наполняет этот мажорный по звучанию пейзаж. В многочисленных картинах и этюдах Саврасов изобразил самые разные оттенки весенних состояний природы. Как никто другой он умел передавать вздох и затаенную радость северянина при виде солнца, новой листвы, первых цветов, птичьих голосов (о птицах он никогда не забывал). В саврасовских весенних пейзажах есть какое-то шалое опьянение весной.
В камерном пейзаже Саврасова «Домик в провинции. Весна» завораживает обилие обаятельных подробностей: с равным интересом художник пишет курицу с цыплятами, распахнутое навстречу весеннему дню окно неказистого домика, канарейку в клетке, кошку, крадущуюся по коньку крыши за птичкой, тень от церкви на крыше. Солнце закрыло набежавшее легкое облачко, но и сквозь него сноп лучей льется на землю, благословляя природу и жизнь людей. Вспоминаются слова английского пейзажиста Джона Констебля, который говорил, что предмет его искусства можно найти под каждым забором, что ему достаточно вида лопуха для вдохновения.
Исследователи русского пейзажа второй половины ХIХ века не раз отмечали его жанровое начало, которое проявляется в присущей ему повествовательности, связи природы с жизнью и настроениями людей, их деятельностью. Природа показана глазами человека, она очеловечена и одушевлена. Повествовательность подробного рассказа не мешает цельности впечатления. Взгляд зрителя свободно поднимается от позема земли к тонким зазеленевшим березкам, терракотовой крыше и растворяется в голубизне неба. Здесь нет ни высокого, ни низкого: все пронизано радостными горячими токами восхищения жизнью, светлым одухотворенным согласием человека и природы.
Непритязательная повседневность провинциальной жизни с ее уютом и очарованием, хрупкая красота и поэзия, бережно запечатленные Саврасовым, найдут душевный отклик в творчестве Поленова и нового поколения русских художников рубежа ХIХ и ХХ веков. «Интимизация» пейзажа, проявившееся в таких малоформатных саврасовских работах как «Летний день. Куры на задворках», «Домик в провинции. Весна», «Дворик. Зима» будет развита В.Д. Поленовым в знаменитых произведениях конца 1870- годов – «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».