Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Савинов Александр Иванович «Девушка и парус» (1906). Александр Савинов – мастер, удивительно тонко чувствовавший и умевший передать трепетную жизнь природы. Его дробная, неровная и нервная техника живописи подчинена этой идее. Творчество художника формировалось на рубеже XIX–XX веков, на перекрестиях академизма, модерна и импрессионизма. Будущий художник родился в семье купца-лесоторговца в Саратове и окончил там же Боголюбовское рисовальное училище (1897–1901). С 1901 года он продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге у Я.Ф. Ционглинского, И.И. Творожникова, Г.Р. Залемана. В 1903 году поступил в мастерскую к И.Е. Репину и Д.Н. Кардовскому. Еще будучи студентом, в феврале 1906 года он вступил в «Новое общество художников», основанное Дмитрием Кардовским. На деньги от продажи своих произведений с выставки Общества Савинов осуществил давнюю мечту – отправился через Лондон в Париж, где занимался в студии Ф. Коларосси. По совету Д.Н. Кардовского, познакомился с живописью Сезанна, Ван Гога, Дени, Ренуара, Дега. Наполненный свежими впечатлениями, художник вернулся в родной Саратов, где и приступил к созданию полотна.
Картина «Девушка и парус» несет в себе авторское переосмысление произведений Ван Гога и Гогена. Савинов пробует писать выпуклыми разнонаправленными мазками, отчего поверхность картины кажется вибрирующей. Силуэт девушки, любующейся лодкой с парусом, воссоздает мечтательное состояние, свойственное юности. Автор сосредоточен на передаче примет весны с ее ярким солнечным светом, проявляющим краски природы. Голубизна волжской воды, желтоватые краски берега, темно-серые оттенки деревянного забора, у которого стоит героиня, – все они проникают друг в друга, создавая красочную симфонию. Белый парус и цветущее дерево добавляют мажорные ноты в общее звучание.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва