Русская театральная школа традиционно являлась одной из лучших в мире, и в дореволюционные времена Марья Гавриловна Савина заслуженно считалась ее ярчайшим представителем. Она родилась 11-го апреля 1854-го года в провинциальном Каменец-Подольске, ее родителями были малоизвестные актеры. С ранних лет Мария Гавриловна играла в театре, где ее дебют произошел в восьмилетнем возрасте. С тех пор она уже не расставалась со сценой, а после переезда в Москву получила прекрасное образование, которое заключалось в уроках актерского мастерства от гениев русского театра Шуберта и Щепкина.
Впервые Марья Савина (тогда еще Подраменцова) сыграла в московском спектакле в 15-летнем возрасте, после чего была принята в харьковский театр знаменитого режиссера Михаила Васильевича Лентовского. Вскоре она вышла замуж за коллегу по сцене Николая Савина и параллельно побывала с гастролями во многих городах. Ее театральная карьера неуклонно росла, а вот первый брак оказался неудачным и, кроме отрицательного опыта, «наградил» ее крупными финансовыми долгами. Однако Марья Гавриловна не унывала, она вначале перешла в саратовский театр, где стала ведущей актрисой, а затем переехала в столицу.
В 1874-м году Савина дебютировала в спектакле, который проходил на сцене Благородного собрания, где была замечена столичными режиссерами и приглашена в Александринский театр. Вскоре она заслужила расположение самого Александра Николаевича Островского, который теперь доверял главные роли в своих пьесах исключительно Марье Гавриловне. Ее изящество и многочисленные актерские навыки вкупе с природным талантом завоевывали сердца зрителей. В 1910-м году, благодаря своим выступлениям, она обрела личное счастье в лице своего преданного поклонника Анатолия Евграфовича Молчанова, который был сказочно богат и даже распорядился построить для их совместного проживания новый особняк. Однако семейная идиллия гражданского брака была недолгой, 21-го сентября 1915-го года 61-летняя Савина умерла. Помимо своих театральных работ, она оставила о себе добрую память, как о меценатке, основавшей Убежище для престарелых артистов, известное ныне под названием «Дом ветеранов сцены Всероссийского театрального общества».