Савелий (Изевель) Сорин: Мастер психологического портрета. Часть 1

«МАСТЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА» (Ч.1)
Мир живёт только по одному ему ведомым законам. Не исключение искусство, точнее мода на художников. Когда я, проходя по книжному магазину, увидела на обложке одного бульварного романа репродукцию с портрета работы Сорина, то решила тоже быть «в тренде» и сделать публикацию.
Почему последнее время стал так популярен Сорин непонятно. Его и раньше знали искусствоведы и коллекционеры как прекрасного портретиста, но до такой массовости, когда любая поисковая система интернета предлагает многочисленную, зачастую очень поверхностную, неточную, надуманную информацию о живописце и его произведениях, никогда не было. Я попытаюсь рассказать о жизни и творчестве Савелия Сорина максимально хронологически верно, но, иногда, делая свои выводы.
Изевель Сорин родился в ортодоксальной иудейской семье 14 февраля 1878 года в Полоцке, который тогда был нищим местечком. Фанатично религиозный отец запрещал детям учить что-либо кроме религиозных книг. Не вынеся такой жизни, Изевель, которого в метрике записали как Завель, бежал. Мальчик бродяжничал, голодал, пытался подработать в Орле, Туле, потом путь привёл его в Одессу. Дар рисования у него был врождённым. Посмотрев его работы, преподаватель Мужского общеобразовательного училища первого разряда при Рисовальной школе Одесского общества поощрения искусств Кирияк Костанди принял его учащимся. Завель был неграмотен, у него не было жилья, ночевал в пекарне, где подрабатывал и там же ему давали кусок хлеба, чтобы не умер с голоду. Вопреки всему он заканчивает школу с Большой медалью, получает ходатайство о зачислении в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге без экзаменов и справку-разрешение покинуть черту оседлости.
В Академии художеств он учился одержимо, стараясь повысить и свой общекультурный уровень. Жил также нище, подрабатывая уроками рисования, но никогда не прося взаймы. Это будет отличительной чертой его характера. За других он просил долго, упорно, порой низко кланяясь. За себя никогда.
На втором курсе Сорина берёт в свой класс И.Е.Репин. Дальнейшие его работы маслом написаны под заметным влиянием мастера. Начиная со второго курса, Савелий, как его стали называть, получал денежные премии от Академии и заказы на картины. Материальное положение постепенно улучшалось. Во время каникул в 1902 году он совершил путешествие по Волге, заехал в Арзамас, где его познакомили с Максимом Горьким и его тогдашней женой Екатериной Пешковой. Итогом знакомства стало написание двух портретов совершенно непохожих на соринский стиль, но показательные с точки зрения формирования художника. Тогда же художник познакомился и подружился с Шаляпиным. Спустя 36 лет в Париже он понесёт его гроб, провожая друга в последний путь.
В 1906 году на свои средства Сорин едет во Флоренцию, изучать живопись старых мастеров. 1907 год — это год блестящего окончания Академии: золотая медаль, диплом с отличием, звание художника и средства на годовую поездку за границу для совершенствования мастерства. Художник едет во Францию, Бельгию, Голландию, Швейцарию, Германию. В отличии от других пенсионеров он не записывается учеником ни в одну студию или школу, только смотрит. Париж навсегда останется для него местом встречи с Серовым, которого он считал величайшим портретистом. Их даже можно сравнить. Оба были виртуозами психологического портрета, видя глубинную суть характера модели. Только Серов выпукло изображал, не скрывая, отрицательные черты, а Сорин — положительные, не находя таковых, отказывался от работы. Поэтому заказные портреты, написанные ради гонорара за границей, он не ценил, понимая их недостатки.
Вернувшись в Петербург, он начинает получать заказы не только от творческой элиты, но и от представителей великосветских кругов. Сорин находит свой особый стиль, который потом будут называть неоакадемизмом. Он отходит от холста и масла. Его материалом становится бумага, наклеенная на картон, холст и даже на клеёнку. Некоторые профессионалы продолжают спорить не графика ли это. Акварель он сочетает с графитными, угольными и цветными карандашами, тушью, белилами, пастелью. Редко пишет во весь рост. Главное для него лицо, потом руки. Работал с тремя подрамниками. На первом делал начальный рисунок; на втором — окончательный вариант между сеансами. Потом второй подрамник становился рабочим и уже туда вносились изменения, которые учитывались на последнем третьем подрамнике. Титанический труд. А ведь художник практически всегда делал авторские повторения, поэтому, например, портрет Шаляпина есть и в России, и в личной коллекции князя Монако. А по музеям разбросаны ещё и работы и с первого, и со второго подрамников.
Можно сказать, что период безденежья окончательно закончился для Сорина в 1912 году, когда он переехал в квартиру на Екатерининском канале. Там был дорогостоящий в то время телефон и прекрасная студия для работы.
Личная жизнь не складывалась. Одна девушка, на которой он собирался жениться, сбежала, забрав свой паспорт, воспользовавшись женихом для «освобождения от родительского гнёта». Молодая жена умерла в родах. Успокаивало, что семья примирилась с ним и принимала его финансовую помощь.
И в России, и потом за границей Сорин старался не вступать ни в какие объединения, сторонился близкого общения, хотя круг его знакомств был очень широк. Причин тому несколько. Его общекультурный уровень был невысок, сказывалось отсутствие светского воспитания, закладываемого в детстве и юности. Он стеснялся поддерживать беседу на отвлечённые от живописи темы. Часто при малейших поводах и без поводов ему приходилось слышать в свой адрес «жид». По-русски он говорил с сильным еврейским акцентом. Зачастую собратья по цеху пользовались этим оскорблением из зависти, понимая, что с каждым днём его профессионализм поднимается на недостижимую для них высоту.
Но какое-то общение было необходимо. Его дружба с очень сложным по характеру Сергеем Судейкиным объясняется именно этим. Их взамоотношения и покровительство Сорина подробно описаны в опубликованных дневниках Веры Артуровны Судейкиной, во втором браке Стравинской, урождённой Боссе-Шиллинг.
Когда жизнь в Петрограде становилась всё сложнее, они вместе уехали в Ялту, потом в Новороссийск. Здесь их пути ненадолго разошлись. Судейкины уехали в Тифлис, а Сорин должен был отплыть во Францию, но не смог бросить друзей и поехал за ними. Благодаря этому его художественное наследие обогатилось портретами грузинских красавиц.
В 1920 году Сорин с Судейкиными добрались до Парижа. Не думаю, что психологически его эмиграция была очень тяжёлой. По сути у него никогда не было родины. В России большинство держали с ним дистанцию. Но в эмиграции для всего мира Савелий Сорин стал русским художником. Благодаря тому, что он взял с собой повторения своих работ, ему было, что показать. А написанные им портреты русских эмигрантов отличаются необыкновенным проникновением во внутренний мир этих потерявших всё людей. Сорин умел изобразить их глубокий внутренний мир, благородство и невыносимую боль.
Вскоре его талант получил мировое признание. Он мог позволить себе отказать королеве Англии от написания серии портретов членов британской королевской семьи. Ему в день позировали до 5 человек. В основном нувориши из Америки. Платили много, но портреты, в лицах которых была отражена лишь жажда наживы и духовная пустота, угнетали.
Сорин смог вызвать к себе больного туберкулёзом брата и мать. Мать вернётся в Ленинград, чтобы пережить расстрел сына, арест невестки, в 81 год остаться с малолетней внучкой на руках и умереть в блокаду от голода. А у брата во Франции родится сын больной лейкемией, которого Сорин большую часть своей оставшейся жизни будет безуспешно лечить.
Американские миллионеры-заказчики помогли художнику с организацией выставок в США, познакомили с влиятельными владельцами галерей. Теперь Савелий Абрамович половину года живёт в Америке, зарабатывая деньги, а вторую половину во Франции (в Париже или на Лазурном берегу), где пишет «для души», иногда пейзажи маслом. Увлекается (и опять неудачно) Галиной Кузнецовой, о чём та подробно написала в своей книге воспоминаний «Грасский дневник».
В 1939 году Сорин получает американское гражданство и женится на Анне Степановне Валовой. У них рождается сын Иван. Брак оказался счастливым.
В войну он высылает во Францию посылки с продуктами и самой необходимой одеждой. Престарелый Александр Бенуа с женой выжили во многом благодаря его помощи. Каждое утро Сорин слушает сводки Совинформбюро, теперь точно определяя себя русским. Переводит крупные денежные суммы в Фонд помощи СССР в борьбе с фашистами. На эти деньги были куплены самолеты и другое оружие. Получает от Советского правительства «Благодарность за вклад в победу над врагом», подписанную от лица страны А. Громыко в то время послом СССР в США. Пишет патриотический портрет Дасии Шаляпиной «Партизанка» или «Девушка с гармонью».
В 1951 году у Савелия Сорина обнаруживают неоперабельную форму рака. Умирал он очень мучительно, оставя завещание, в котором указал всех родственников, жену и сына, между которыми должно было быть разделено наследство. А незаказные картины он оставлял СССР с условием, чтобы портреты грузинских красавиц были в музее Тбилиси, а остальные в одном музее Москвы или Ленинграда. Умер Савелий Сорин 22 ноября 1953 года. Его могила в Нью-Йорке в Бронксе на кладбище Вудлаун.
Когда родственников Сорина, живущих в Советском Союзе, известили о полагающимся им наследстве, они все написали отказ, чтобы их не заподозрили в связях с заграницей. Анна Степановна получила предложение от правящего князя Монако Ренье III передать все доставшиеся ей по наследству картины ему в обмен на щедрое пожизненное обеспечение. Но Анна Сорина была действительно преданной женой. Она связалась с Советским посольством и рассказала о последней воле покойного мужа. Процесс перевоза картин курировала лично Е.Фурцева. В СССР Сорину принимали с почётом. Портреты, написанные в Грузии, были переданы в Художественный музей в Тбилиси. Далее Анна Степановна каким-то образом узнала, что условия договора не выполняют. Часть картин забирает Русский музей, часть Эрмитаж, часть Третьяковская галерея, остальное распределяют по провинциальным музеям республик Советского Союза. Ни о какой единой экспозиции не было и речи. Далее версии расходятся. По одной, вдова Сорина учинила скандал, угрожая мировой оглаской, привлечением князя Ренье, имевшего личную заинтересованность. Советское правительство, не желая такого развития событий, вернуло часть картин. По другой версии, Анна Степановна не успела перевести все работы в Союз и отказалась от передачи оставшейся части.
Неоспоримым фактом является то, что князь Ренье согласился даже на неполную коллекцию, которая располагается сейчас в нескольких залах княжеского дворца и считается самым крупным частным собранием работ Сорина в мире. Анна Степановна прожила на полном иждивении государства Монако свои последние годы жизни. Они были тихими и спокойными. В знак благодарности она подписала свой портрет работы мужа:
«С Рождеством вас всех с любовью и благодарностью от меня и Сорина
Князю Ренье , Княгине Грейс и семье
21 Декабря 1979 года в Монако
Аня Сорина
Painting by Савелий Sorine».
****
В этой и следующей публикации я размещу работы Савелия Сорина разных периодов его жизни — от первых портретов до пейзажей. Некоторые будут прокомментированы выдержками из различных интервью художника или воспоминаниями самих портретируемых. По возможности напишу краткую историю создания некоторых портретов.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?