Сатка. Церковь Троицы Живоначальной.

В самом старом здании Сатки сегодня находится городской краеведческий музей. Его фундамент и кирпичные стены были возведены в 1780-е годы. Когда-то это была церковь во имя Живоначальной Троицы. В недавно обнаруженной ревизской сказке 1834 года о священнослужителях церкви «во именование Святыя Живоначальныя Троицы» указано, что она начала действовать в 1790 году. Церковь была двухэтажной, покрыта тёсом и выкрашена красной краской, имела «одну главу» зеленого цвета. На колокольне даже были часы, сделанные при Саткинском чугуноплавильном заводе слесарным мастером-самоучкой (имя его неизвестно). В 1815 году в верхнем этаже церкви насчитывалось 45 икон, в нижнем – в иконостасе размещалось около 30 икон. Стены в церкви были толщиной в полтора аршина. Шесть колоколов звонили в будни и праздники. Самый большой колокол был отлит в Москве и весил 26 пудов 21 фунт, а колокол весом в 2 пуда 8 фунтов — в Тюмени.В таком виде церковь простояла до 1850 года, когда решено было её отремонтировать и кое-где перестроить из-за ветхости. Ремонтные работы велись летом в 1850 и 1851 годах. Под руководством мастерового из Златоуста Якова Ершова вольнонаёмные рабочие перестроили три стены, переделали лестницу на второй этаж с западного фасада. Крышу покрыли листовым железом, побелили храм снаружи. За свой цвет церковь в народе называли Белой. В 1894 году при церкви открыли попечительство над престарелыми, немощными и сиротами. В храме была своя библиотека — около 400 книг духовного содержания.В начале 30-х годов ХХ века Белая церковь была закрыта. Купол и колокольню разобрали. В разное время в здании располагались столовая, школа снайперов, Дом пионеров, кинотеатр имени С. М. Кирова, городской выставочный зал. С 21 августа 1990 года в здании находится краеведческий музей.
Источник: satka.jprom.ru

Свято-Троицкий храм, Сатка, автор проекта неизвестен. Саткинский завод.
Первые православные храмы начали возводиться в Сатке и на территории нынешнего района одновременно со строительством Троицко-Саткинского завода. На площади перед заводом поставили маленькую деревянную церковь в честь Живоначальной Троицы. В июне 1774 ее вместе с заводом сожгли повстанцы из отряда Пугачева.
Новый храм (он указан на плане Саткинского завода 1782 г.) вновь выстроили на заводской площади. Каменная церковь, построенная заводовладельцем Лугиным в 1785 г. Первые ее описания относятся к 1798 г.: «Церковь двухэтажная из кирпича, покрыта тесом, об одной главе, длина 14 сажен 1,5 вершка, ширина 5 сажен 2 вершка, высота колокольни с крестом 18 сажен 2,5 вершка, толщина стен 1,5 аршина. На колокольне 6 колоколов». В колокольне имелись часы, сделанные при Саткинском заводе самоучкой слесарным мастером. Церковь была двухпрестольной: первый во имя Николая Чудотворца, второй во имя Живоначальной Троицы. В нижнем этаже церкви в иконостасе было 29 икон, в верхнем – 45. На колокольне – 6 колоколов: большой праздничный колокол московского литья весил 26 пуд. 21,5 ф.; великопостный – весом 10 пуд. 23 ф.
В 1850-1851 гг. в Свято-Троицкой церкви перестроили три стены и наружную лестницу на 2-ой этаж с западного фасада. Здание побелили. Купол позолотили.
17 июля 1894 г. при церкви было открыто попечительство. Земли при ней небыло. Причт состоял из 2 священников и 2 псаломщиков, получал в год 770 р. казеннаго жалованья (в том числе пособия квартирное и на содержание) и до 750 р. дохода от прихода, помещался на наемных квартирах. В заводе было 2 училища — М. Н. П. мужское двух-классное и женское начальное.
Приход состоял только из завода с 8950 д. обоего пола (4251 мужчин и 4699 женщин), в том числе раскольников 207 д.
В 1921 г. в верхнем этаже церкви было 90 икон, в нижнем – 64. Церковь освещалась 13 электролампочками. В начале 30-х гг. церковь закрыли, купол и колокольню разобрали. Перед Великой Отечественной войной в здании располагалась столовая, 1941-1944 гг. – школа снайперов, 1945-1953 – Дом пионеров, 1956-1988 – кинотеатр им. С. М. Кирова, 1989 — июль 1990 – выставочный зал, с августа 1990 – Саткинский городской краеведческий музей.
Ист.: ГАСО, ф. 24, оп. 2, д. 1926; ЗГАО, ф. И-19, оп. 1, д. 154, 1569; там же, ф. Р-76, оп. 1, д. 172; ОГАЧО, ф. И-170, оп. 1, д. 13; фонды Саткинского краеведческого музея, д. 296.
Лит.: Беляева О. Л. И прошлое, и будущее / О. Беляева // Саткинский рабочий. 1997. 6 нояб.
Печальна и трагична судьба Белой (Троицкой) православной церкви в Сатке. Она обладала уникальными сокровищами. Эта церковь возвышалась в центре Заводской (ныне 1 Мая) площади в старой части города. В послевоенные годы на ее нижних этажах размещался кинотеатр имени С.М. Кирова, выставочный зал, а в последнее время — музей. В Саткинском краеведческом музее хранится «Докладная записка М.Ф. и Мали Э.И. о поездке с 18 по 23 июня 1925 г. по исследованию пещеры в Саткинском заводе, инструктировании в саткинской ячейки краеведения и обследование реки Хуторки, вода которой производит рвоту». В этом документе сказано следующее:
«Собор, построенный Лугининым в 1770-1776 годах, имеет весьма интересное прошлое. Собор разделен на два этажа. Нижний был отделан в стиле Людовика 14-го, а верхний — в царствовавший тогда итальянский стиль художниками, выписанными для этой цели. Но общее убранство и красота отделки художников уже потеряли свое величие и в настоящее время превратились в сборище разнохарактерных церковных убранств. Из наиболее заслуживающих внимание редкостей второго этажа собора можно отметить: 1) две статуи, поднятые к самому потолку, изготовленные итальянскими мастерами по заказу Лугинина. Статуи представляют двух женщин. Резано из дерева. Статуи довольно внушительных размеров, высотой, по данным тов. Завоевоновой, около 1,9 м, были завезены в Саткинский завод через несколько лет после построения собора. 2) В алтаре хранится полотно кисти, несомненно, итальянских мастеров. На нем изображено сидящим на троне одно из лиц божественного состава, окруженного массой летающих ангелов. Работа очень хорошая и заслуживает внимание музея. 3) Евангелие с шикарнейшим давлением по бронзе, пайке — издание конца 18-го века. Характерен как образец древнего искусства. 4) Несколько икон, рельефно изображающих те или иные моменты жизни богов, отделанные цветными камнями с Урала — работа Саткинских мастеров, особенно ценный и богатый материал в отдел народного творчества музея.
На колокольне этого лугининского собора помещаются часы — изобретение одного из саткинских рабочих, а по смерти его находящиеся в бездействии. Подвесные гири приводили в движение целую серию шестеренок, откованных из железа. На валиках этих шестерен помещаются несколько десятков различной длины и ширины зубьев, захватывающих веревки от колоколов, и через каждые 15 минут часы отсевали время. Причем 15-минутный бой производился в один колокол, а 0,5-часовой — в другой и часовой — в третий. Механизм весьма сложный и требует больших трудов в разгадке. Не часы эти достойны музея, а музей достоин часов. На это мы обращаем внимание правления ЗООК и при первой возможности настаиваем на их перенесение в музей к реставрации. Это единственное сохранившееся изобретение рабочих из массы остальных, не принятых правительством и церковью, и поэтому, естественно, погибших. Кроме того, одно важное обстоятельство может повлиять на дальнейшую судьбу часов. Колокольня, имеющая 17 сажень в высоту, в настоящее время дала очень сильный наклон при сильных ветрах и звоне в большой колокол. На этой колокольне видна расходящаяся щель. Это говорит о том, что колокольня через известный промежуток времени может окончательно потерять равновесие и упасть. Тогда последнее изобретение рабочего будет обречено на гибель. Во избежание этого мы настаиваем на переведение этих часов в музей».
Но от перечисленных богатств ничего не осталось. Даже колокольни с часами. Нет, она не упала. Саткинскую родственницу знаменитой Пизанской падающей башни просто сломали как ненужный атрибут. Все пошло в костер «культурной революции» (а точнее инквизиции), на свалку, на слом, в металлолом. Сбылись пророческие слова благочестивого протопопа Аввакума: «Выпросил у бога Сатана светлую Русь…» Так на практике осуществилась свобода совести, свобода вероисповедания в СССР.
http://hramsatka.orthodoxy.ru/hrams/satka_sth.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?