Весной 2016 года началось восстановление Успенского собора. Проект воссоздания главного храма Саровской пустыни выполнен ООО «Региональный инженерный центр». При разработке учтены все особенности грунтового основания, связанные с высокой карстоопасностью площадки строительства, близостью расположения пещерного храма и промышленной сейсмикой. Грандиозный 60-метровый собор был заложен 1 августа 2016 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Расписан храм иконописцами нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова в классическом стиле.
31 июля 2019 года в Свято-Успенском мужском монастыре — Саровской пустыни был освящен Успенский собор — главный храм обители. Чин Великого освящения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В новоосвященном храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.
https://pravsarov.su/content/news/7229/7696/7745.html
Одно из значимых свершений 2019 г. – освящение Успенского собора Саровской пустыни, совершенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 31 июля. Этому торжеству Русского Православия предшествовали многолетние труды по воссозданию святыни.
Саровская пустынь – одна из самых почитаемых, строгих и значимых обителей Российской Империи. В ХХ столетии она была закрыта. На месте монастыря появился секретный город, где велись разработки ядерного оружия. Казалось, что святыню не восстановить. Но сегодня почти все храмы обители отстроены заново или отреставрированы, в них совершаются богослужения, идет монашеская жизнь.
Успенский собор Саровской пустыни и посвящением, и обликом напоминал о духовной связи с Киево-Печерской лаврой. Освященный в 1744 г., он стал первой каменной постройкой обители. Собор украшал величественный пятиярусный иконостас высотой 19 метров. Примечательно, что иконы его были выполнены в византийской стилистике. Собор был летним – в нем служили только в теплое время года. Зимой братия собиралась на богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Интересно, что по образцу Успенского собора было построено несколько храмов: Успенский в Вышенской пустыни (1785 г.), Казанский в Казанском монастыре в Тамбове в 1794 г., Предтеченский в Трегуляевом монастыре в 1799 г. и другие. При воссоздании святыни это помогло восстановить её облик.
У стен Успенского собора погребали настоятелей обители и самых славных её подвижников. В их числе был и прп. Серафим Саровский, над могилкой которого позднее была устроена небольшая поминальная часовня. В 1903 г. в ходе торжеств по канонизации Саровского старца его честные мощи были обретены и положены в раке внутри собора. Перенесение мощей совершили лично Император Николай Александрович и великие князья.
В 1925 г. Саровский монастырь закрыли. При закрытии Саровской пустыни 5 апреля 1927 г. мощи преподобного были увезены в Москву. Успенский собор стал ветшать, и в 1951 г. был снесён. При взрыве собора были уничтожены почти все фундаменты храма.
В 1991 г. на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, а в 2002 г. — крест с лампадой. В 2004 г. над могилой преподобного Серафима была восстановлена часовня, построенная в конце XIX в.
В 2007 г. археологи начали поиск остатков фундамента Успенского собора. Только благодаря знаниям и опыту археологов московской фирмы «Симаргл» под руководством Елены Хворостовой, руководившей раскопками, удалось определить местоположение собора, а также уточнить размещение захоронений Серафима Саровского и Марка-мольчальника.
Проект воссоздания Успенского собора выполнен ООО «Региональный инженерный центр». Воссоздание главного храма Пустыни вошло в активную фазу в 2016 г., его строительство шло небывалыми темпами. 20 июля 2018 г. завершилось золочение куполов и крестов строящегося Успенского собора.
Храм отстроен в прежнем облике. При его возведении применены современные технологии, которые облегчают эксплуатацию здания. Интерьер собора был воссоздан в стилистике, аутентичной для его архитектуры и эпохи, когда он был построен. Стенопись и иконостас Успенского собора выполнила мастерская «Ковчег». Храм украсила академическая живопись, лепнина. Художники разыскали сохранившиеся исторические материалы и на их основе составили проект интерьера собора. Хотя информация была неполной, исторические фотографии дали мастерам очень многое. Конечно, в программу росписи вошли и новые сюжеты, которых сегодня просто не может не быть в этом святом месте – в частности, из жития прп. Серафима. Иконостас собора был воссоздан по мотивам алтарных преград работы Растрелли, которому приписывают исторический иконостас Саровской пустыни.
30 января 2020 г. Издательство РУСИЗДАТ, Благоукраситель. Итоги года. Итоги года-2019, №71, http://rusiz.ru/2020/01/30/vossozdan-uspenskij-sobor-sarovskoj-pustyni/
Отличительной особенностью убранства Успенского собора Саровской пустыни был пятиярусный резной позолоченный иконостас. По преданию, его эскиз выполнил сам Бартоломео Растрелли. Эта легенда заинтересовала иконописцев нижегородской мастерской «Ковчег», которым было поручено расписывать собор. Исторический иконостас, сожалеют мастера, сохранился на фотографиях лишь небольшими фрагментами, и потому им пришлось искать другие пути.
«В качестве образца мы взяли иконостас Растрелли, который сохранился в храме Рождества Богородицы в Черниговской области, в усадьбе Разумовских. Нашли его не сразу, ибо иконостасов Растрелли сохранилось очень мало», — объяснил руководитель иконописной мастерской Алексей Анциферов. Программу росписей для нового собора пришлось разрабатывать заново, поскольку в литературе они описаны скудно и фотографий сохранилось мало. В новый арсенал вошли ветхозаветные сюжеты, двунадесятые праздники, несколько историй из жизни отца Серафима. И всё же одну особенность убранства Успенского собора художникам удалось воспроизвести точно. «Сохранилась информация и точное описание 16 напольных киотов, которые находились вокруг четырёх колонн собора. Иконы были более 2 м. высотой. В навершии киотов располагались маленькие иконы. Мы решили сделать те же иконы, что и были, по две на каждый киот», — проинформировал руководитель мастерской «Ковчег».
Сейчас иконостас главного собора Саровской пустыни блистает позолотой своих украшенных резьбой пяти ярусов. Все иконы, как и росписи, выполнены в академическом стиле ХVIII-ХIХ веков, характерном для времени постройки Успенского собора Саровской пустыни, выстроенного по образцу Успенского собора Киево-Печёрской лавры в 1770-1777 годах.
Из журнала: «Журнал Московской Патриархии», сентябрь (9), 2019