Вся история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, подвижничество, духовные и физические труды сестер обители тесно увязаны с деятельностью широко известного в России Саровского мужского монастыря. Две соседствующих друг с другом святых обители составляют как бы единое целое в составе Русского Православия, пополняющего его служение высоким, нерушимым христианским началам.
Первым и самым важным письменным источником о начальном этапе деятельности Саровской пустыни и последующей ее истории является сочинение иеромонаха Иоанна, удостоенного впоследствии саровской братией доверия быть первоначальником обители. Сочинение было написано между 1710-1712 годами. Первоисточник-сочинение свидетельствует, что датой начала деятельности Саровского монастыря является день освящения первого храма — 16/29 июня 1706 года. До этого же здесь на лесном холме у слияния речек Сатиса и Саровы жительства не было. А среди окрестной мордвы и русских крестьян это место именовалось Старым Городищем.
Местные исследователи раннего времени утверждают, что возникновение Городища связано с приходом в этот дикий лесной край и на лесной холм монголо-татар, которые появились здесь в 1298 году. Они и избрали холм местом своей стоянки. Далее исследователи указывают, что и название речки Саровы пришло из татарского наречия, что означает заболоченная река. Оно так и было: берега речки Саровы у холма в те далекие времена и много позднее представляли собой болотистую низменность. Исследователи коснулись и происхождения названия — пустынь, Саровская пустынь. Утверждается, что воины Дмитрия Донского под предводительством князя Бориса Константиновича Городецкого наголову разбили здесь в 1377 году татаро-монголов, стерли с лица земли их городок с названием Сараклыч, превратив его в пустынное место. Отсюда, по мнению исследователей, среди окрестных жителей и закрепилось название места, на котором потом встала Саровская обитель — Старое Городище.
Необитаемым Старое Городище оставалось очень долго. Время от времени сюда заходили только промысловики из местной мордвы. Первым монахом, избравшим Старое Городище для отшельнического жительства, был Феодосий. Он пришел сюда в 1664 году из одного из монастырей под городом Пензой и прожил вместе с другими монахами, что приходили к нему, около пяти лет. Затем вернулся в Пензу. Перед тем как Феодосию пришлось покинуть Старое Городище, здесь поселился еще один отшельник — монах Герасим. Он пришел на лесной холм у слияния речек Сатиса и Саровы из Спасо — Преображенского монастыря, что находился возле Красной Слободы (Краснослободск, Мордовия). Около десяти лет Герасим жил в одиночестве. Потом по пришествии сюда других пустынножителей, возглавил здесь небольшую общину. Основатель монастыря О.Иоанн пришел на Старое Городище в 1691 году вместе с монахом из Санаксара (Мордовия) Филаретом. Монах Иоанн в миру носил имя Иван Федорович Попов. В Арзамасском Веденском монастыре принял постриг с именем Исакий, а в схиме получил наречение Иоанн. Пустынножители облюбовали лесной холм для будущей обители, что О.Иоанн и свершил в 1706 году.
20 ноября (3 декабря) 1778 года в Саровскую обитель вступил уроженец г. Курска, выходец из купеческой семьи Прохор Исидорович Мошнин. 13(26) августа 1786 года подвижник обители принимает монашеский постриг с именем Серафим, а 27 октября (9 ноября) того же года он посвящается в сан диакона. 2 (15) сентября о. Серафим был рукоположен в иеромонахи. Здесь, в Саровской Пустыни, о. Серафим и творил свой великий духовный, молитвенный и трудовой подвиг. Жил в глухом лесу отшельником, накладывал на себя обет молчания, перенес нападение разбойников. В одинокой подвижнической жизни преподобный провел более 20 лет. Из них 15 лет (1794-1810гг.) он провел в своей дальней пустынке. В 1825 году О.Серафим окончательно выходит из затвора и целиком возлагает на себя обязанности по устройству Дивеевской общины. С основательницей дивеевского женского общежительства Агафьей Семеновной Мельгуновой — в схиме матерью Александрой преподобный встретился перед ее кончиной петом 1789 года. Встречался с ней и ранее. Всегда помогал дивеевским сестрам своими молитвами, советами, трудами. Теперь же, по выходе из затвора, он в дела общины вникнул более полно и вел их до своей кончины, приумножая славу Саровского монастыря и величие Дивеевской обители.
Известность Сарова своими подвигами множили и настоятели лесной обители Дорофей (второй ее строитель, 1731-1747гг.), Ефрем (1758-1777 гг.), Пахомий (1777-1794 гг.), Исайя (1794-1809 гг.) и другие. В Саровском монастыре подвизались схимонах-мопьчальник Марк, иеромонах Маркеллин, игумен Назарий и другие подвижники, вписавшие яркие страницы в духовную историю пустыни. В период гонений на православие после революции 1917 года за веру приняли страдания Маркеллин (много лет стоял гробным у мощей преподобного Серафима), иеромонах Исакий, иноки монастыря Василий, Федор и другие.
Саровский монастырь славился известностью и многими духовными материальными ценностями православия. Среди них: церковь Пресвятой Богородицы Живоносного источника, Успенский собор, колокольня, церкви Зосимы и Савватия, Иоанна Предтечи, Всех Святых, Серафима Саровского, пещеры. Особо почитались в обители места, связанные с подвигом о. Серафима — Ближняя пустынка и источник, часовня над камнем преподобного, Дальняя пустынка, часовня и купальня на источнике Серафима. Широкой известностью пользовались Саровские источники. Их было семь.
Ценности монастыря были порушены при Советской власти. В настоящее время кое-что восстанавливается, что служит признаком возрождения Святого места. Хотя и не в прежних масштабах.
Саровская Успенская пустынь, общежительная, 237 верстах от уездного города Темникова, на границе Нижегородской и Тамбовской губернии, в 60 верстах от железнодорожной станции Арзамас (в 90 верстах от пристани на реке Оке Ватажка, при впадении реки Саровки в реку Сатис), на высокой горе, окруженной со всех сторон густым хвойным лесом. На ее месте находился прежде татарский городок Сараклыч, или Саракнич, и жил в нем некий татарский князь Бехан. По взятии Казани Иоанном Грозным, Сараклыч подвергся разорению, запустел и стал называться «Старым Городищем». В XVI веке здесь появляются отдельные пустынножители. Имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах Савроских лесов, остались неизвестны.
Основание пустыни, как монастыря, положено иеромонахом Исаакием (в схиме Иоанном), в 1705 году. Поселившись в Сарове, он построил для пустынников, с разрешения местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» и ввел устав древних подвижников Востока. Вскоре им положено было основание другой церкви, каменной, во имя Успения Божией Матери. Пустынь прославилась именами великих подвижников и старцев — Назария, Дорофея, Иллариона, Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, как преподобный Серафим (см. 2 января).
Все здания монастыря—каменные. Громадные двухэтажные корпуса, назначенные для братских келий и расположенные четырьмя угловыми башнями, служат вместо каменной ограды, при чем южный и северный фасады почти висят над обрывами. Над главными западными воротами возвышается величественная колокольня, вышиною в 40 сажень. Из храмов обители прежде всего останавливает на себе внимание чудный пятиглавый храм Живоносного Источника. Он очень красив и снаружи и внутри. Алтарь отделен от храма резным золоченым с колоннами иконостасом. За клиросами находятся такие же резные и золоченые кисты, в которых помещаются иконы: за правым клиросом — икона Живоносного Источника Божией Матери, которая, по преданию, принесена первыми основателями пустыни, перед которой часто молился отец Серафим и от которой многие получали исцеление, молясь перед нею по совету преподобного Серафима; за левым — Успения Богоматери. Громадный купол, в котором написана Святая Троица и Собор всех святых, покоится на 4 столбах, из которых 2 находятся в храме, а другие 2 — в алтаре, за иконостасом.
За храмом Живоносного Источника находится еще более величественный главный храм пустыни — Успенский собор, в котором находится главная святыня обители — святые и многоцелебные мощи преподобного Серафима. Они почивают в кипарисовом гробе, вложенном в дубовый гроб, представляющий собой художественное произведение той дубовой колоды, в которой 70 лет хранились всечестные останки преподобного. Этот дубовый гроб помещен в раку, сложенную из четырех массивных плит белоснежного мрамора, утвержденных на возвышенном каменном помосте, к которому с двух сторон ведут по три ступеньки. Рака сделана из камня, в воспоминание великого подвига моления преподобного и отречения его от благ мира, вся рака кругом украшена одной резьбой, без шлифовки и позолоты. Над ракой устроена величественная сень тонкой чеканной работы из позолоченной бронзы. Вокруг раки поставлена бронзовая чеканная решетка с изображением двуглавых орлов по углам и шестикрылых серафимов по сторонам. В общем устройство гробницы преподобного Серафима, сооруженной усердием и щедрым иждивением их императорских величеств, отличается величавой строгой красотой. Стоимость раки (весом до 100 пудов) с сенью простирается до 35,000 рублей. Нынешний Успенский собор, заложенный в 1730 году и оконченный постройкой в 1744 году, вначале был небольшим храмом, простой архитектуры. Затем, когда увеличились потребности (а вместе с тем и средства обители), к нему был пристроен храм больших размеров, вдвое выше и с главою.
Новая пристройка была обращена в храм, а прежний храм был сделан алтарем. Но вскоре и этот храм оказался тесным для массы богомольцев, посещавших Саровскую пустынь, и, вот, к прежнему (второму) храму был присоединен новый — нынешний, громадный пятиглавый собор, 19 1/3 сажень длины, 13 сажень ширины и 28 сажень вышины. Прежний храм был обращен в алтарь главного придела, а алтарь бывшего до того храма (первоначальный храм) — в ризницу. Новый храм отличается роскошью и художественностью внутреннего устройства. Громадный иконостас покрыт иконами художественного письма в дорогих ризах. Царские врата исполнены с замечательным искусством. Над средними царскими воротами находится храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы — копия с чудотворной иконы, находящейся в Киево-Печерской лавре. Над кельей преподобного Серафима, в которой он жил, подвизался и в молитвенном подвиге скочался, сооружен в русско-византийском стиле Троицко-Серафимовский храм, освященный 21-го июля 1903 года. В нем находится 42 хоругви, пожертвованные при открытии мощей преподобного Серафима от 18 обществ хоругвеносцев. В кельи преподобного Серафима собраны сохранившиеся его вещи: мантия, шапочка, четки, два шейных креста, часть камня, на котором молился он, и Евангелие, обгоревшее во время пожара при кончине его. В западной части храма над кельей преподобного устроена бронзовая кувуклия (шатер).
Могила преподобного Серафима, над которой установлена часовня, с одной стороны сделана открытою; в ней помещается за стеклянной перегородкой старый дубовый гроб-колода преподобного: на стенах часовни помещены изображения из жизни преподобного Серафима: моление его на камне, явление ему Богоматери, отец Серафим, идущий в пустыньку, отец Серафим, беседующий с мирянами, он же, кормящий медведя, кончина отца Серафима и пр. В церкви преподобных Зосимы и Савватия замечателен престол из кипарисового дерева, представляющий собою дело рук преподобного Серафима, который лично и устроил его. Вблизи церкви святого Иоанна Крестителя находятся пещеры, вырытые спасавшимися здесь некогда подвижниками; кельи их напоминают затворы знаменитых Киевских пещер. Здесь можно видеть железные кресты, пояса и вериги — очень тяжелые, принадлежащие подвизавшимся схимникам. В 1 версте на юго-восток от пустыни находится «источник отца Серафима», выкопанный им самим; над источником устроена часовня, а вода из него проведена в особое здание, рядом в котором устроены купальни. Множество больных получило здесь дивные излечения.
Пение в пустыни — своеобразное: имеет особый склад, ритм и совсем иные, измененные напевы; оно — древнее, столповое, которое искони держится на святом Афоне, откуда и усвоено саровцами; пение это проникнуто глубоким чувством и потому сильно действует на слушателя. Ризница пустыни замечательна по выдающейся ценности, красоте и изяществу хранимых в ней богослужебных принадлежностей. Между прочим, в ней находится медный крест, вырытый еще до основания обители из саровской горы; в этот крест впоследствии были вложены частицы святых мощей Киево-Печерских угодников. Библиотека заключает в себя массу ценных книг и рукописей. При пустыне больница с амбулаторией и аптекой для бесплатного отпуска лекарств.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Главное украшение Саровской пустыни — Успенский собор. Это величественное сооружение строилось саровскими монахами по образцу Киево-Печерского Успенского собора. Это было первое каменное здание Саровской пустыни. Вначале Успенский храм представлял собой небольшую каменную однокупольную церковь. Закончена она была в 1730 году и строилась на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым.
Маленькие храмы не вмещали приходящих богомольцев, и в 1770 году началось строительство нового большого собора. Успенский собор создавал талантливый саровский монах Иоаким, в миру Иван Федоров. По его замыслу прежнюю церковь не стали разрушать, а превратили в алтарь нового храма. Строительство вели владимирские мастера. Купола храма были вызолочены червонным золотом, его высота превышала 60 метров. Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы из истории Ветхого и Нового Завета. Пятиярусный иконостас, резной и покрытый позолотой, был уставлен иконами византийского письма. По легенде рисунок этого иконостаса сделал архитектор В. Растрелли.
15 августа 1777 года, в день Успения Богородицы, храм был освящен. У его стен похоронены многие саровские настоятели. С северо-восточной стороны Успенского собора у алтаря были похоронены преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник.
Здание собора после закрытия монастыря в 1927 году просуществовало до 1951 года. В советское время этот памятник зодчества был взорван. В 1991 году на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, в 2002 — крест с лампадой. В 2004 году началось восстановление часовни, построенной в конце XIX века над могилой преподобного Серафима.
При входе в монастырь внимание паломников привлекал соборный храм Саровской обители, названный в честь Божией Матери, Живоносного Ея Источника. Это самый первый храм, построенный в Саровской обители. Он перестраивался неоднократно. В 1706 году всего за 50 дней была возведена деревянная церковь, давшая жизнь обители. Через три года храм был перестроен и в этом виде простоял до 1752 года. Каменное строительство однокупольного каменного здания было начато в 1752 году. Большое пятикупольное здание было завершено в 1846 году. Выполнено оно в формах, переходных от классицизма к русскому стилю XIX века. Храм называли «зимним собором», потому что он отапливался и в зимнее время там шли службы до самой Пасхи.
Обширный и светлый, храм поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главной ценностью собора была особо чтимая и богато украшенная икона Божией Матери, Живоносного Ея Источника.
У стен этого храма также были похоронены настоятели Саровского монастыря, знатные покровители обители и старшая братия. После закрытия обители здание использовали для различных целей. Среди жителей города за ним закрепилось название «Веревочка», так как храм имел белокаменные украшения, напоминающие переплетенные пряди каната.
В 1953 году здание было разрушено. В наши дни на его месте установлены камень и поклонный крест с лампадой.
http://www.vniief.ru/
Свято-Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь основан 29 июня (н.с.) 1706 г.; возрожден 17 июля 2006 г. Саровская пустынь – место молитвенных подвигов и обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца – была основана во второй половине XVII в. Возник монастырь на территории Темниковского уезда Тамбовской губернии, в лесной глуши, где речка Саровка впадает в Сатис. По названию этих рек обитель и получила свое первое официальное наименование – Сатисо-градо-Саровская пустынь. Благодаря трудам и заботам ее насельников, к началу XX в. монастырь стал одним из основных духовных центров земли Российской.
Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 г. и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.
Около 1683 г. приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 г. Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.
Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.
В 1705 г. князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 г. митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 г. отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 г. совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.
В 1731 г., ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.
Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 г. Во время голода 1775 г. отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.
Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.
В 1897 г. началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А.С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 г. храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.
В 1906 г. Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.
После революции 1917 г. хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 г. было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 г. было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.
На базе Саровского монастыря в 1927 г. была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 г. трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 г. эта колония также была закрыта.
В сентябре 1989 г. состоялся первый приезд в город Саров приснопамятного владыки Николая (Кутепова), архиепископа Нижегородского и Арзамасского. Спустя три года, впервые после долгих богоборческих лихолетий в город прибыл настоятель вновь созданной приходской общины — о. Владимир Алясов. 5 апреля 1992 года им был отслужен первый молебен, а в августе следующего года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в Сарове был освящен храм в честь Всех Святых, возвращенный Русской Православной Церкви.
В августе 1991 г., уже после памятных событий чудесного второго обретения святых мощей преподобного Серафима и торжественного перенесения их в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Саров и на Монастырской площади, рядом с храмом, совершил Божественную литургию под открытым небом в сослужении сонма архиереев и священников. На следующий год, также при участии Святейшего Патриарха, на Дальней пустыньке — месте молитвенных подвигов преподобного Серафима — был отслужен молебен с чтением акафиста святому старцу, великому подвижнику Русской земли.
Начиная с 1996 г. возобновлялась традиция ежегодного крестного хода из Сарова в Дивеево и обратно — накануне праздника обретения святых мощей преподобного Серафима.
17 мая 1997 г. на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 г. такая передача состоялась.
30 июля 2000 г. впервые служили Божественную литургию на Дальней пустыньке, где была воздвигнута и освящена часовня. В богослужении приняли участие сестры Дивеевской обители.
В июле — августе 2003 г. в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 г. на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского.
17 июля 2006 г. Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.
27 июля 2009 г. наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.
7 сентября 2009 г. монастырю передано здание северного келейного корпуса.
9 сентября 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, церковь Иоанна Предтечи, подземный храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.
29 июня 2010 г. архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
12 ноября 2010 г. архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 г., на следующий день купол с крестом были установлены. 26 мая 2012 г. митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.
21 декабря 2012 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении клириков Нижегородской епархии совершил чин великого освящения церкви во имя Преображения Господня, находящейся в ротонде храма прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.
18 июня 2013 г. — часы, установленные на Саровскую колокольню в 1965 г., были остановлены, и стрелки завершили свой бег на отметке 11 часов 20 минут.
В 2016 г. в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора.
http://nnesp.ru
Законченность и красоту архитектурному облику Саровской пустыни во многом придавали башни со шпилями, стоявшие по углам монастырской территории и над восточными проездными воротами. Таких башенок было пять, сохранились из них две, и ещё одна частично (Северо-западная). В начале ХVIII века монастырь был окружён деревянной оградой. В 1753 году стали строить каменную ограду с «фасадной» западной стороны. С обоих концов ограды были построены две двухэтажные башни. Их строительство окончилось в 1756 году. Угловые башни западной стороны монастыря — древнейшие из построек, сохранившихся в Сарове.
В 1789 году западная каменная ограда вместе с церковью Николая Чудотворца была сломана, и на её месте построена колокольня с двумя двухэтажными корпусами: певческим и губернаторским. Поскольку новые здания оказались выше стоявшей ранее ограды и не гармонировали со сравнительно низкими угловыми башнями, высота башен была увеличена ещё на один ярус. Нижния ярусы 1756 года — в плане четырёхугольные, а надстроенные позднее верхние — круглые, украшенные нарисованными высокими окнами. Башни на восточной стороне монастыря не такие старые. Их строительство началось в 1782 году, и возводились они одновременно со всем комплексом зданий восточной стороны (рухлядной и жилым келейным корпусом). Стилевое единство с башнями западной стороны при этом было сохранено. Работами руководил иеромонах Вонифатий.
Строительство шло этапами, и третьи этажи на восточных башнях были сооружены в 1802-1803 годах в связи с тем, что достраивались вторые этажи на прилегающих зданиях. Саровские башни не имели официальных собственных имён. Обычно они назывались по местоположению: юго-западная, северо-восточная и т. п. Но в документах иногда встречаются более короткие и удобные названия, связанные с хозяйственным использованием построек. Северо-западная башня называлась Просфорная, так как под ней находились просфорные кельи. Северо-восточная (снесённая) называлась Водяная — в ней наверху стоял бак с водой, часть системы монастырского водопровода. Юго-восточная башня носила прозвище Рухлядной башни, в ней жили монахи при складе (рухлядной). Название юго-западной башни не найдено. В помещении средней восточной башни (не уцелевшей), которая была над проездными воротами, находилась живописная мастерская. В Водяной башне внизу — свечная и столярная.
Из книги: Агапов А. А. Саров-Дивеево: Путеводитель. — Саров; Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2002
После канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году обитель стала знаменитой на всю Россию. Со всех уголков страны богомольцы шли в Саров, чтобы поклониться великому заступнику Земли Русской, преподобному Серафиму Саровскому. В 1914 году началась Первая мировая война, последствия которой сказались и на жизни монастыря. Саровская обитель посильно помогала фронту, снаряжая послушников в действующую армию, отправляя посылки с тёплыми вещами. Всего на фронт ушло около 100 человек. Были среди них убитые и раненые. После окончания мировой войны поток богомольцев уменьшился, но всё равно в день Саровскую пустынь посещало две-три тысячи человек. Саровская пустынь продолжала выполнять роль духовного центра, куда стремились попасть многие православные со всей России.
После Октябрьской революции начинается период разрушения монастыря. В сентябре 1918 года в монастырь приехала группа чекистов с требованием внести взнос в размере 300 000 рублей, а в ноябре на Саровскую пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере 1 000 000 рублей. В декабре начались обыски по кельям с изъятием имеющихся в них ценностей, но предметы культа ещё не трогали. В монастырских делах того времени фиксировалось всё, что вывозилось: драгоценности, мебель, скот, настенные звонки, вёдра, карандаши. Ещё жила у монахов надежда, что могут возвратиться старые времена и монастырь вновь возродиться. Но уже шла директива о составлении подробных описей предметов культа, содержащих серебро и золото. Началась всероссийская кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых.
В 1920 году мощи преподобного Серафима Саровского были вскрыты, после чего были отправлены в музей атеизма и религии, который открылся в Москве, в Донском монастыре, а затем переехал в Казанский собор Ленинграда. (В конце 1990 года мощи были обнаружены и вторично обретены в 1991 году). Хозяйство закрытой обители было разорено, святыни осквернены. Один из последних настоятелей Саровского монастыря игумен Руфин так описал состояние монастыря: «Осталось 160 человек, в основном престарелые, больные, увечные, слепые и хромые, которые не могут трудом добыть себе пропитание. Осталась одна надежда — на милосердие православных христиан». В апреле 1922 года в Темниковском уезде была образована комиссия по изъятию церковных ценностей. В первый приезд этой комиссии в Саров было изъято 9 кг. жемчуга и 150 кг. серебра. Вторая кампания по изъятию ценностей в Саровской пустыни состоялась 30 июня 1922 года, при этом количество изъятого было значительно больше, чем в первый раз. К концу 1925 года из-за возрастающего влияния на верующих округи Саровский монастырь решено было закрыть. В январе 1926 года разрабатывается план ликвидации монастыря. Упразднить монастырь решили зимой, когда невелик наплыв паломников.
В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Оставшееся имущество и строения были переданы Нижегородскому управлению Народного комиссариата внутренних дел. В эти годы в России было много беспризорных детей, их собирали по всей стране и отправляли во вновь открытые детские коммуны. На базе бывшего Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В детскую колонию были завезены станки и инструменты, и под руководством павловских мастеров было налажено производство. Делали ножи, бритвы, ногтечистки. Затем в закрытых зданиях монастыря расположили деревообрабатывающий, слесарный и токарный участки. В ноябре 1931 года трудовая коммуна в Сарове была закрыта. Основная масса подросших ребят была направлена на Горьковский автозавод. С 1946 года Саров — закрытый город, где создавалось ядерное оружие.
Из книги: Агапов А.А. Саров-Дивеево: Путеводитель. — Саров; Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2002