23 ноября 1880 г. жители Слободы при г. Сарапуле на общественном сходе постановили построить каменный храм на Старцевой горе “в благодарность Господу Богу за благополучное существование города Сарапула в течение ста лет и процветание его”. В 1881 г. купеческим обществом г. Сарапула был образован строительный комитет. Строилась церковь на пожертвования купцов, мещан, крестьян г. Сарапула и Слободы с 1881 по 1889 гг. 9 июня 1894 г. церковь освятили в честь св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Своего прихода церковь не имела, была приписной к Вознесенскому собору.
По указу Св. Синода от 29 ноября 1899 г. за № 7641 при этой церкви был учрежден Старцевогорский Иоанно-Предтеченский общежительный монастырь с целью религиозно-нравственного воспитания проживающих в Сарапульском викариатстве удмуртов и татар. Торжественное открытие монастыря состоялось 24 июня 1900 г. Здание церкви, постройки, земля, денежные вклады, принадлежащие Иоанно-Предтеченской церкви, передавались монастырю.
В 1901 г. сарапульский купец П.И. Пименов построил для монашествующей братии 2-этажный каменный дом. В 1911 г. на втором этаже была устроена домовая 2-придельная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь московских четырех святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, на средства, пожертвованные сарапульскими купеческими вдовами Евдокией Пименовой и Анной Дедюхиной. Церковь была освящена 3 декабря 1911 г. Вся территория монастыря была обнесена каменной оградой. Кроме того, к монастырю были приписаны 2 деревянных молитвенных дома: один – в Воткинском заводе, построенный благотворителями в 1901 г., другой – скит в Бурановской лесной даче, построенный в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1912 г. При них имелись жилые постройки для монашествующей братии.
Монастырь и церкви при нем были закрыты на основании решения Сарапульского окрисполкома от 7 декабря 1923 г. Помещения переданы исправдому.
http://gasur.ru/databases/orthodox-churches-udmurtii/detail.php?ELEMENT_ID=5420
Тёплым июньским днём 1900 года в Сарапуле на Старцевой горе был открыт первый и единственный, к тому времени, на всё Сарапульское викариатство мужской монастырь.
В прежние времена в окрестностях Сарапула существовало два мужских монастыря, Успенский (ныне на его месте с. Яромаска) и Спасский Усть-Сарапульский монастырь. По сведениям сарапульского краеведа о. Николая Блинова известно, что Успенский монастырь (известный также под названием Успенский Лихоткин в Арамаске) основан ещё до 1600 года, а по уверению неизвестного автора, ссылающегося на тетради, хранившиеся в Яромасской церкви, монастырь был основан старцем Евфимием, во времена царствования Иоанна и Петра Алексеевичей.
Так или иначе, но согласно переписным книгам 1678 года, Сарапульский Успенский монастырь был, и ему принадлежали 10 крестьянских дворов. Крестьяне оброчились у монастыря, платя оброк в основном столовыми припасами (мясо, масло, яйца, орехи, ягоды) да припасами конюшенными (телеги, хомуты, сани, вёдра и т.д.). Успенский монастырь был закрыт в 1724 году, братию вывели в Уфимский Успенский монастырь, а земли в 1726 году передали Казанской семинарии. О Спасском Усть-Сарапульском монастыре известно, что основан он в 17 столетии, а закрыт в 1764 году после издания «прогрессивной» Екатериной манифеста об упразднении монастырских земель. Земли его были переданы Сарапульской Покровской церкви. В Календаре Вятской губернии за 1885 год дана информация, что оба эти монастыря изначально находились в ведении Московского Саввино-Сторожевского монастыря.
Открываемый более чем через полтора столетия монастырь был миссионерским и потому являлся, несомненно, преемником предыдущих монастырей. Местом нового монастыря была выбрана Старцева гора, в то время пригород Сарапула, а ещё ранее Подмонастырская слобода, именно так она именовалась в переписных книгах начала 18 столетия.
Инициатива открытия принадлежала епископу Сарапульскому Никодиму (Бокову), владевшему особенными качествами делового административного ума и известного своим ревностным отношением к духовному образованию и миссионерству. За средствами он обратился к сарапульскому благотворителю купцу П.И. Пименову, но тот надежды никакой ему не дал. Тогда Преосвященный Никодим поехал в Троице–Сергиеву Лавру помолиться и, будучи приглашён в келью к наместнику монастыря, поведал ему о своей цели приезда. На что тот ему сказал: «Преподобный Сергий поехал уже впереди Вас». И действительно, по приезде он получил от Пименова значительные средства. Ещё до открытия монастыря были принесены с Афона иконы Пресвятой Богородицы Афонской и Св. Крестителя Иоанна Предтечи. В иконах этих были вложены частицы мощей Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Животворящего древа Креста Господня и ещё 20 святынь.
Торжество открытия совершал Преосвященный Алексий, епископ Вятский и Слободской, прибывший в Сарапул 22 июня (ст. ст.). Само торжество началось 23 июня крестным ходом из всех городских церквей в открываемый монастырь. В крестном ходе участвовали оба Преосвященные – Алексий и Никодим. Сразу после крестного хода при участии обоих епископов было совершено всенощное бдение, причем лития была совершена вне монастыря, на особом помосте. Прошения литии были произнесены на четырёх сторонах площади вокруг монастыря. Всё это при тёплой погоде, освеженной непродолжительным дождём, произвело на молящихся особенно радостное впечатление. На следующий день во время Литургии Преосвященный Никодим произнёс слово о значении монастыря, в котором он с печалью отражал состояние современного общества, охладевшего в вере, всецело преданного житейской суете и труду за земное благо. Особенностью сарапульского общества было наличие в нём «людей, сосланных сюда за вредный образ мыслей, людей без веры в Бога, без нравственных правил, с глумлением относившихся к вере и Церкви и заразивших своим тлетворным духом даже и православных людей». Помимо этого на Старцевой горе «нашло себе приют глубоко вредное сектантство, мнящее в самоумерщвлении найти себе путь к царству небесному». Сим «и вот Премудрость Божия воздвигает на горе сей обитель, чтобы воочию и торжественно показать сим заблуждающимся, как крепки и нерушимы в Церкви и вера, и подвижничество, и установленный издреле богослужебный чин, и что в ней не оскудели ещё люди, вопиющие к Богу в молитве день и нощь».
Во вновь открытом миссионерском монастыре на Старцевой горе изначально было около 30 человек братии, в том числе иеромонах Авраамий, один иеродиакон и послушники. Временно заведовал монастырём городской благочинный протоиерей Алексий Утробин. Вскоре после открытия, в 1901 году, следуя указу Синода, где «целью открытия монастыря указано церковно-религиозное воздействие на проживающих в Сарапульском викариатстве черемис и вотяков», монастырь строит молитвенный дом в поселке Воткинского завода (1901 г.), а затем в 1902 году открывает там монастырское подворье. Место для подворья избирается на северной окраине посёлка, на въезде в него из деревень Шарканской и Дебёсской волостей, в которых проживали в основном удмурты, приезжавшие в завод на базары, и по соседству с улицей Татарской, на которой жили практически все воткинские татары.
На средства благотворителей на улице Бердышевой, в последующем Монастырской (ныне Пугачёва) был построен деревянный храм и два дома для монашествующей братии, один рядом с храмом, другой через дорогу от него. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы состоялось 24 февраля 1902 года. Богослужения в нём совершали иеромонахи монастыря, среди которых Дионисий (Павлов) был пострижеником Белогорского монастыря (именуемого в народе Уральским Афоном), Авксентий (Кирилов) Троице-Сергиевой Лавры, Онуфрий (Шемяк) Сапаро-Савиннова монастыря Грузинской епархии, Виссарион (Яковлев) и Амвросий (Поджаров) были пострижены в Успенской крестовой церкви при Сарапульском архиерейском дворе.
http://izhiza.ru/index.php/reportfoto/все-фото/view-photo/22/434