г. Сарапул Сарапульского уезда. Благовещенская церковь (1877–1923 гг.)
Указом Св. Синода от 22 сентября 1881 г. № 3683 женская община сестер трудолюбия была переименована в Сарапульский Благовещенский общежительный женский монастырь. Под монастырь были отведены земли в северо-западной части города. Религиозные обряды сестры отправляли в каменной церкви, построенной в 1877 г. на средства пермского купца 1 гильдии Никандра Алексеевича Дедюхина. В церкви имелось 3 придела: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, правый (в теплом храме) – во имя Всех Святых, левый – во имя Св. Равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1882 г. для послушниц монастыря была открыта школа грамоты, в монастыре они также обучались пению, рукоделию, иконописи и другим искусствам. Рукоделие послушниц монастыря славилось не только в Вятской губернии, но и за ее пределами. В 1897 г. за представленные рукодельные работы на Всемирной колумбийской выставке монастырь получил почетный диплом и бронзовую медаль. В 1904 г. по результатам Первой всероссийской выставки монастырских работ Благовещенский монастырь “за отличное исполнение рукоделий” был награжден дипломом и малой серебряной медалью.
В 1899 г., на пожертвования купца Николая Ивановича Дедюхина была построена в ограде монастыря домовая церковь, освященная в честь Мученицы Александры Монастырь и церкви были закрыты на основании постановления Сарапульского окрисполкома от 14 ноября 1923 г., помещения переданы под детский городок.
Материалы ЦГА УР
Благовещенский собор в Сарапульском женском Благовещенском монастыре построен в 1877 году на средства пермского купца 1–й гильдии Никандра Алексеевича Дедюхина. В церкви имелось 3 престола: главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, правый (в теплом храме – трапезной) — во имя Всех Святых, левый — во имя Св. Равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Церковь кирпичная, оштукатуренная с белокаменным цоколем. Не сохранились (квадратные со скосами) три яруса колокольни с крупными арочными проемами звонов, повторяют формы звонов Спасского собора в городе Елабуга. Характерная для Сарапула церковь с разновременным основным ядром и трапезной: первое – выдержано в традициях русской архитектуры 17 века, вторая (как и не сохранившаяся колокольня) — в стиле раннего классицизма.
Продольно-осевая композиция церкви состоит из четверика с более узкой пониженной полуовальной апсидой и широкой прямоугольной трапезной, которая включает в свой объем нижний ярус колокольни. Односветный четверик завершен четырехскатной кровлей, над которой возвышалось на глухих цилиндрических барабанах пятиглавие с луковичными главками. К прототипам, восходящим к допетровскому зодчеству 17 в., наиболее близки килевидные кокошники в верхней части стен четверика и аркатурно – колончатые пояса барабанов. Наличники удлиненных арочных окон завершены архивольтами. Дверные арочные проемы обрамлены профильными наличниками с подчеркнутыми килевидными очелиями.
Обширная четырехстолпная трапезная, построенная, очевидно, в начале ХХ века, отмечена лаконичным фасадным убранством. Фасад расчленен карнизами и филенчатыми лопатками на прясла; каждое из них прорезано крупными арочными окнами с килевидными очелиями. Пластику стены обогащают венчающий антаблемент и возвышающийся аттик.
ДРЕВЛЕХРАНИТЕЛЬ САРАПУЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ, http://drevlechranitel.cerkov.ru/kulturnoe-nasledie/