Саранск. Собор Иоанна Богослова.

Одним из самых старых памятников православной архитектуры в мордовском крае является Иоанно-Богословская церковь в Саранске. Кирпичное здание бывшей приходской церкви расположено в центральной части города на ул. Демократической. Вытянутый план составляют квадрат летнего храма и семигранная апсида (1693), прямоугольник четырехстолпной трапезной и квадрат колокольни (1824).
В объемной композиции уравновешены куб двухсветного храма, перекрытого четырехскатной кровлей и увенчанного декоративным пятиглавием, и вертикаль трехъярусной колокольни (три четверика, верхний — арочный звон — завершен куполом с башенкой и шпилем). Неоштукатуренный фасад храма и апсиды прорезаны небольшими прямоугольными проемами, обрамленными пучками балясинок и завершенными килевидными кокошниками. Композиционный центр фасада храма — перспективный портал входа. Высокий карниз храма образован рядом декоративных кокошников. Маленькие глухие барабаны украшены аркатурными поясами и увенчаны луковицами. Трапезная украшена упрощенным декором, имеет крупные прямоугольные проемы, увенчана маленькой луковицей.
В интерьере храм перекрыт высоким сомкнутым сводом. Представляют значительный интерес барочный иконостас и монументальная живопись в «академическом стиле». Иоанно-Богословская церковь является одним из немногочисленных сохранившихся примеров каменной архитектуры конца XVII в., которую стилистически можно отнести к допетровской, заслуживают внимания методы реконструкции древнерусского храма в начале XIX в. Аналогов данной церкви можно найти немало. Это Троицко-Никольский собор и Владимирская церковь в Городце (1680-е гг.) — пятиглавые двусветные храмы с одной апсидой, в интерьере сомкнутый своды, декор их фасадов — кокошники, поребрик и килевидные наличники.
Из статьи  В.Б. Махаева «Классическая архитектура православных церквей Мордовского края»

Построен ориентировочно в 1693 году на дальней западной окраине города, в стиле «нарышкинского барокко». Старейшее сохранившееся здание города Саранска и Мордовии в целом. В 1711 году к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня. В последующие десятилетия он был дополнен двумя приделами. До настоящего времени здание, к счастью, не претерпело заметных изменений архитектурного облика. В записках священника-краеведа Алексия Масловского об этой церкви сообщается, что в 1873 году при снятии с престола покрова в престольной доске найден антиминс из толстого холста, отмеченного датой 1600 года, без патриаршей подписи, но с указанием наименования храма – Иоанно-Богословский. Кроме того, одна из храмовых икон – образ Благовещения Пресвятой Богородице – был датирован тем же 1600 годом.
Из этого следует вывод, что стоявшая неподалеку от этого места более древняя деревянная церковь, в 1824 разобранная и перевезенная в село Маколово, была построенная первопоселенцами в первые годы существования Саранской крепости, и имела то же наименование, что и настоящий храм. Исследователь истории Саранска профессор И.Д. Воронин выдвинул версию, согласно которой на этом месте еще со времен царя Иоанна Грозного в лесу существовало русское поселение, которое называлось Ивановым или Богословским, жители которого и построили самую первую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
До революции при Иоанно-Богословской церкви имелось 113 десятин пашенной и лесной земли. Богослужения вел один штат церковно- и священнослужителей. Рядом с храмом в собственном доме на улице, в честь храма именовавшейся 1-й Богословской, жил протоиерей Димитрий Иоаннович Охотин.
Храм был закрыт для богослужения в начале 30-х годов XX века. Через несколько лет, по настоятельным просьбам верующих, его вновь открыли, но опять закрыли в феврале 1938 года из-за того что, якобы, «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». В 1946 году церковь была опять открыта (благодаря письму прихожан в адрес союзного правительства) отреставрирована и заново расписана. К этому времени она стала соборной, поскольку оставалась единственной действующей в Саранске.
Здание поставлено на учет, как памятник архитектуры XVII века федерального значения. В этом качестве храм пребывала до освящения нового Свято-Федоровского собора.
В 1991 году, с образованием Саранской и Мордовской епархии храм стал кафедрой правящего архиерея – епископа (ныне митрополита) Варсонофия. В 2002 году на территории прихода построено 2-хэтажное здание духовно-просветительского центра, на первом этаже которого находится крестильная церковь, освященная в честь Богоявления Господня 20 января 2003 года.
Главный престол храма освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый престол – в честь Благовещения Пресвятой Богородице, левый – во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. В храме находится чтимый список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, датируемый XVI веком.
Источник: сайт Саранской епархии Мордовской митрополии http://sarep.ru/1982

Иоанно-Богословская церковь является важнейшей исторической святыней столицы республики. Сегодня это — одна из древнейших достопримечательностей не только города Саранска, но и всей Мордовии, её ценная и редкая жемчужина. Храм великого евангелиста отсчитывает свою долгую историю предположительно с начала ХVII столетия. Датой рождения его нынешнего здания считается 1700 год, а по некоторым версиям — 1693-й. Саранский храм располагается в самом центре этого старинного города, а когда-то здесь была его далёкая западная окраина. Саранск изначально строился как сильная крепость на черте пограничных засек, протянувшихся отсюда до Симбирска. Возведение крепости положило долгожданный конец частым и разорительным набегам на Русь Ногайской орды и крымчаков из соседнего Дикого поля. Именно здесь был положен водораздел войны и мира в этих прежде неспокойных краях.
Согласно историческим источникам, первые письменные свидетельства о крещении мордвы относятся к ХVI веку, а примерно к середине следующего столетия этот процесс в целом завершился, во многом благодаря появившимся местным православным храмам. Жители Саранска крепки были оружием и верой. Неслучайно первую церковь в честь великого евангелиста выстроили в 1600 году, когда даже крепостных стен ещё не возвели — в соседнем сельце Ивановском. Этим же годом датируется и образ Благовещения Пресвятой Богородицы, бывший одной из храмовых икон церкви. Стоит сказать, что сам факт наличия храма Иоанна Богослова и дата его возведения во многом проясняют историю возникновения самого Саранска, который, очевидно, строился рядом с уже существовавшими поселениями, такими как Ивановское, где к тому времени уже имелась собственная церковь во имя Иоанна Богослова. Эта церковь продолжала оставаться действующей ещё целое столетие с лишним после постройки нового каменного храма, освящённого также во имя Иоанна Богослова. Только в 1824 году она была аккуратно разобрана и с великим тщанием и осторожностью перевезена по брёвнышку в село Маколово. Население в этих краях быстро прибывало: к началу ХVIII столетия в одном лишь Саранске оно уже составило четыре тысячи человек, и каждый храм в округе был важен. Предтечей нынешнего каменного храма, который и сегодня в Саранске привычно именуют собором, стала небольшая деревянная церковь.
Зачастую точные даты постройки первоначальных зданий многих российских православных храмов теряются в веках, однако о времени возведения церкви Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова можно судить с большой долей уверенности. Местный священник и краевед Алексей Масловский (1838-1892) свидетельствовал, что в процессе снятия покрова с престола храма в 1873 году был обнаружен антиминс из толстого холста, датированный 1600 годом. Такого рода четырёхугольный плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика обычно находится на престоле в алтаре для совершения полных литургий и одновременно является разрешающим их документом. На явленном антиминсе отсутствовала патриаршая подпись, но зато было указано название церкви — Иоанно-Богословская. Когда же пришла пора возводить каменное здание для Божиего дома, решено было выписать опытных мастеров из Москвы.
Впрочем, существует и другая версия — храм строили специалисты из Нижнего Новгорода. Так или иначе, им было поручено возвести новый Иоанно-Богословский собор в традициях модного тогда в отечественной архитектуре стиля московское барокко. Это направление русского столичного зодчества часто называют нарышкинским. Оно стало популярным в Россиии с конца ХVII cтолетия и характерно, в частности, широким использованием центрической композиции. Несмотря на столичное происхождение, нарышкинское барокко было распространено и в русской провинции, чему подтверждением — Иоанно-Богословский храм Саранска. Архитекторы отмечают, что нынешнее каменное здание Иоанно-Богословской церкви изначально «жило» своею собственной, обособленной жизнью. Здание было построено с ориентацией не на окружающую его архитектурную сетку Саранска и его позднейшую прямоугольную планировку улиц по европейским стандартам, а с точки зрения местной географии, по сторонам света — с запада на восток.
Год 1711-й стал знаменательной вехой в судьбе каменного храма: к основному зданию добавились новые колокольня с трапезной. В будущем Иоанно-Богословский собор обретёт и два придела. Господь уберёг свой Дом от многочисленных губительных пожаров, наиболее известные из которых пылали в Саранске в 1817, 1852 и 1869 годах. Всякий раз пламя уничтожало большую часть города, который долгое время состоял преимущественно из деревянных строений, и храм во имя Иоанна Богослова можно считать одним из немногих счастливо уцелевших свидетелей былых времён. В числе сведений, сохранившихся о нём, — данные о церковной собственности. За храмом вплоть до революционных потрясений 1917 года числились пашенные земли и лесные угодья общей площадью в 113 десятин. Штат был невелик: службы обычно проводили двое священников, один диакон и два псаломщика.
Собор благополучно миновал век ХIХ и начало ХХ, а вот октябрь 1917 года открыл «зелёную улицу» к откровенному и массовому разграблению православных храмов, более 47 тысяч из которых были физически уничтожены по всей стране. Варварство и вандализм в отношении христианства, царившие повсюду при полном попустительстве, а зачастую и по прямой указке властей, привели к разрушению и упадку большинства сохранившихся церквей. На фоне этого беззакония судьба уцелевшего и сохранившего свой внешний облик Иоанно-Богословского храма в Саранске кажется поистине чудом Господним. Мало кому из храмов, подобно Иоанно-Богословскому, удалось претерпеть два закрытия подряд. Впервые двери церкви закрылись перед её прихожанами в начале 1930-х годов. Официальным мотивом стало мнение партийных руководителей Саранска о том, что горожане полностью разделяют политику воинствующего атеизма, и потому число посетителей собора умньшается «не по дням, а по часам». После того как в храме окончательно прекратились богослужения, городские чиновники принялись искать подходящее применение опустевшему в одночасье просторному зданию. Однако ничего подходящего не придумали, и здание продолжало пустовать.
Спустя несколько лет после закрытия, уступая шедшим во всевозможные республиканские и столичные инстанции массовым и настоятельным письмам с просьбами верующих вернуть церковь прихожанам, Иоанно-Богословский храм был им возвращён. Однако радость оказалась недолгой. Власти вовсе не намеревались сдаваться, готовя очередной удар, однако для повторного закрытия храма за столь короткий срок требовалось убедительное обоснование. Была спешно созвана специальная комиссия с участием архитекторов, которым дали недвусмысленно понять, какого результата власти ожидают от их «вердикта». Уже в феврале 1938 года была проведена экспертиза здания, весьма спорная и тенденциозная, в ходе которой приглашённые «эксперты» вынесли безапелляционное заключение: «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». Ни один здравомыслящий специалист не сделал бы подобных выводов на основе ни тогдашнего, ни даже сегодняшнего состояния здания храма. Тем не менее, тогда это автоматически явилось предлогом для повторного его закрытия.
Вторично Иоанно-Богословская церковь прекратила свою деятельность в феврале 1938 года. После этого в её помещениях решено было разместить архивную документацию республиканского отдела НКВД — возможно, именно это обстоятельство и уберегло церковь от последующего разрушения. Вместе с тем в точности неизвестна судьба многих икон, находившихся перед закрытием в храме. По-видимому, они были попросту уничтожены, а в лучшем случае — пополнили экспозиции республиканского краеведческого музея. Он, в свою очередь, занял довольно просторные интерьеры Трёхсвятской церкви, тоже закрытой властями.
Снова Иоанно-Богословский храм стал действующим в суровые годы Великой Отечественной войны, начиная с 1944-го. Именно с этого момента он оставался ещё многие годы действующим храмом во всём православном Саранске и районах ближайшей округи. Повторному открытию церкви, ставшей по сути, городским кафедральным собором, предшествовала долгая борьба прихожан и всех заинтересованных лиц. Люди не убоялись возможных преследований и риска лишиться работы, а возможно, и свободы. Православная община Саранска вновь обрела свою духовную твердыню и оплот веры.
В нелёгкую военную годину собор был нужен городу как никогда. В Саранске было размещено несколько эвакогоспиталей, смертность в них поначалу была высокой, и священники, явно или тайно, отпевали в единственном городском храме воинов, умерших от ран. В 1946 году по настоянию прихожан Иоанно-Богословский храм был основательно отремонтирован. Были заново оштукатурены стены и отреставрированы росписи внутренних интерьеров. Именно поэтому некоторые исследователи истории собора датируют его последнее открытие для верующих 1946 годом. До настоящего времени так и остались загадкой источники средств для обустройства собора, изысканные всего лишь через год после окончания войны, притом что официальный статус памятника архитектуры ХVII века федерального значения Иоанно-Богословскому собору был присвоен только пятнадцать лет спустя, в 1960-м.
В годы послевоенного «потепления» в отношениях Церкви и Государства, пришлось восстанавливать храм всем миром, и прежде всего — собирать с миру по нитке детали внутреннего убранства. Долгое время храм никак не охранялся, были нередки случаи расхищения его ценностей, которые в основном поступали в собор из закрытых церквей города. Началом подлинного возрождения храма Иоанна Богослова, его былой славы и авторитета стали 1970 — 1980-е годы. Сюда ехали со всего Саранска и окрестностей, многие шли пешком, потому что городской транспорт не мог забрать всех желающих. Здание собора порой тоже не вмещало всех богомольцев. По рассказам священников того времени, в иные воскресные дни здесь выпадало крестить до 80 младенцев и венчать по 25 пар молодожёнов.
В 1991 году была образована Саранская и Мордовская епархия, после чего Иоанно-Богословский собор, будучи главной кафедрой её правящего архирея, получил статус кафедрального. Он пребывал в этом высоком и ответственном качестве вплоть до постройки нового кафедрального собора епархии, освящённого во имя Феодора Ушакова.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №317, 2018 г.

Допетровское каменное зодчество — именно так можно охарактеризовать стиль старинной церковной архитектуры, в котором построен саранский собор Иоанна Богослова. Примечательно, что здание, несмотря на дополнения и перестройки, практически сохранило свой облик начала ХVIII века, когда к основному объёму церкви добавились трапезная с колокольней, внесшие существенное разнообразие в стилистику всего храмового комплекса. Приметы популярного к моменту постройки каменного храма нарышкинского барокко угадываются и в структуре здания — по его арочным сводам и по элементам русского барочного декора, таким как кокошники над окнами. Московские каноны зодчества обеспечили всей постройке необыкновенную лёгкость и устрмлённость к небу.
Весь комплекс церковных построек заметно вытянут; в плане он представляет собой композицию квадратов основного объёма и колокольни в сочетании с прямоугольником четырёхстолпной трапезной и единственным полукружием апсиды. В основу здания церкви поставлен куб, увенчанный пятью декоративными главами. Таким образом достигнуто композиционное равновесие двусветного основного объёма, перекрытого кровлей в четыре ската с пятиглавием, и вертикали колокольни.
Будучи одной из первых каменных построек Саранска, храм украшен перспективным порталом, карнизом, кокошниками килевидной формы и оконными наличниками из оригинального фигурного кирпича. Декор здания дополняет фриз, устроенный под карнизом в древнерусских традициях подмосковных и, в особенности псковских, храмов. Колокольня Иоанно-Богословской церкви сравнительно невысокая, прямоугольная в плане, строгих очертаний. Она состоит из трёх ярусов, сложенных четвериками, верхний из которых — арочный звон — завершается куполом с башенкой и тонким, острым шпилем. Шпиль колокольни — её особая достопримечательность. Он является характерным примером гармоничного сочетания в едином облике храма канонов более древней русской традиционной архитектуры и элементов стилистики западного барокко. Шпиль этот стал первой постройкой такого рода в Саранске, своеобразной данью новым петербургским, а значит, и европейским архитектурным модам. В нём можно усмотреть сходство с аналогичной деталью Петропавловской крепости и ряда других зданий тогдашней российской столицы.
Трапезная, как и колокольня, была добавлена к четверику храма в 1711 году, двадцать лет спустя после постройки основного здания собора. Главы чёрного цвета, красиво контрастируя с белым, основным колером всего храмового комплекса, порождают ощущение строгости и величия, исходящее от облика собора. У всех куполов выпуклая «луковичная» форма с плавным заострением к вершине. Это — также образ, схожий с пламенем свечи, зажжёной в ходе молитвы, обращённой к Господу, олицетворение духовного подъёма и жажды совершенства.
Представитель старинного рода, философ и публицист, князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) в своей работе «Умозрение в красках» так охарактеризовал луковичную форму, которая присуща и куполам Иоанно-Богословского собора: «Наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма — как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Не случайно настоятель собора, протоиерей Алексей Селезнёв убеждён: «его строили столько лет назад, а он до сих пор смотрится настоящим архитектурным чудом на фоне безликих многоэтажек». Сплав мастерства, профессионализма, большого опыта и высокой духовности — неотъемлемые составляющие возникновения этого подлинного шедевра церковного зодчества на старинной мордовской земле. Интерьер собора, перекрытого внутри высоким сомкнутым сводом, в дореволюционную пору всегда радовал взоры посетителей и был гордостью его прихожан.
Сегодняшнее внутреннее убранство Иоанно-Богословского собора создано по большей части в середине 80-х годов ХХ столетия. Именно тогда ценой немалых усилий руководители епархии сумели привлечь городские власти Саранска к организации в храме масштабных ремонтных и восстановительных работ. Важнейшей их вехой стало изготовление в 1987 году и установка нового алтаря и высокого — в четыре яруса — храмового, иконостаса в стиле барокко. Его украсили иконы, традиционные для русских православных церквей: Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых, а также сцены из Святого Писания. Свои новые иконы обрели и придельные иконостасы церкви (Благовещенский и Никольский). Таким образом, иконописное наполнение собора приобрело некоторую эклектичность, поскольку в нём нашли пристанище как работы профессиональных мастеров ХIХ столетия, так и добротные дореволюционные иконы в академических традициях, а также работы местных художников, явно уступающие творениям столичных коллег. Однако в Божием доме всё свято, и каждая икона неизменно находит своих почитателей. ХХ век стал эпохой кардинального обновления внутренних интерьеров Иоанно-Богословского собора.
Как известно, уже в 40-е годы вновь возвращённый прихожанам храм полностью отреставрировали и заново расписали, что уже само по себе было подвигом: найти необходимые средства и материалы в пору послевоенной разрухи можно было только с Божией помощью. Роспись внутренних интерьеров собора выполнена по большей части в классической, «академической» традиции.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №317, 2018 г.

В конце XVII в. Саранск входил в Патриаршую область, так что для строительства в нем каменного храма вполне логично было пригласить мастеров из Москвы. Постройка свидетельствует и о высокой квалификации, и о художественном, поистине столичном вкусе своих создателей. Классическая колокольня 1824 г. своим аскетизмом удачно подчеркнула живописность и богатство отделки храма — яркого образца русского узорочья. В описании приходов Пензенской епархии, опубликованном в 1896 г., о саранском храме св. Иоанна Богослова сказано, что он имеет лишь 1 боковой придел, Благовещенский. Следовательно, крестообразный объем с 2 приделами, встроенный между колокольней и «настоящей церковью», был сооружен позже, на рубеже XIX-XX вв. И по высоте, и по форме он спланирован с редким тактом по отношению к древнему храму, совсем не нарушая его обзора.
Когда верующим в начале 1944 г. удалось добиться открытия храма, в нем размещался архив НКВД, который не спешил освобождать 2/3 его площади (т. е. для богослужений первоначально была предоставлена только «настоящая церковь» — легко представить, какая в ней происходила давка!). Как и в конце XVII в., весной 1944 г. Саранск оказался в «Патриаршей области»: Пензенская кафедра после Большого террора 1937/38 гг. была еще не замещена, и назначение духовенства к новооткрытому храму осуществлялось указами патриарха Сергия (Страгородского). Один из клириков, протоиерей Александр Дмитриевич Зарин, скрыл от патриарха свое отречение от сана священника в конце 1939 г. Через 3 года это обнаружилось, и патриарх Алексий (Симанский) с Синодом постановили почитать его лишенным сана, от которого он добровольно отрекся. Но вскоре строгое постановление было отменено: очевидно, «патриотическая деятельность» Зарина перевесила все его прежние грехи.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?