Сарафоново. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь села Сарафонова одна, каменная. Престолов в ней 4-е: в холодной во имя Казанской Божией Матери (праздн. 8 июля и 22 окт.); на правой стороне в алтаре — во имя Св. прор. Иллии (20 июля). В трапезе теплой церкви, на правой стороне — во имя Св. Правед. Захария и Елизаветы (5 сент.); на левой стороне — во имя Свят. Чудотворца Николая (9 мая и 6 дек.).
Пoстpоена церковь в 1600 году усердием живших в сём селе г.г. Долгово-Сабуровых и прихожан. Земли при церкви 36 дес. Для священника и церковного сторожа дома церковные. Церковного капитала в % бум. 592 р. Прихожан в усадьбе 5 м. 4 ж.; в деревнях: Хозницах 1 м. 3 ж., 1/4 вер.; Бардукове 21 м. 16 ж., 1/2 вер.; Зяблицах 67 м. 58 ж.,1 вер.; Жукове 15 м. 36 ж., 1 вер.; Самотынине 11 м. 13 ж., 2 1/2 вер.; Веретях 18 м. 18 ж., 2 1/2; вер.: Молозинове 60 м. 58 ж., 3 вер.; Скокове 38 м. 39 ж., 3 1/2 вер.; в сельце Анцыферове 3 м. З ж., 3 вер.; дер. Курилкове 24 м. 38 ж., 3 1/2 вер. Расположено село на левом берегу реки Пажицы. Адрес: Спас-ярыжницкое волостное правление.
В погосте церковно-приходская школа, помещается в доме, занимаемом местным священником. По штату положено быть свя¬щеннику и псаломщику. Причт получает казенного жалованья 392 р. Капитала причтового 850 руб. в бил.
По данным 1908 г.

Построена в 1600-м году усердием живших в сем селе г.г. Долгово-Сабуровых и прихожан.
Источник: «Краткие сведения о монастырях и церквах ярославской епархии». 1908г.

Патриархальность жизни села Сарафонова хранит уникальный по старине и архитектуре крестово-купольный Казанский храм – единственный безмолвный свидетель многовековой истории. Чьим усердием был создан этот храм? Известно, что ещё в ХIII веке в Ярославль из Большой Орды приехал мурза Атун Анданович. Так понравилась ему земля Ярославская, что принял мурза крещение с именем Бориса. Затем в городе Владимире стал он боярином у великого князя Александра Невского и всем потомкам своим завещал служить русскому государству. В деревне Сарафоново Борис (Анданович) и повелел заложить храм.
…В XVI–XIX веках Сарафоново было владением старинного дворянского рода Долгово-Сабуровых – потомков мурзы Атуна Андановича. Уже в XVI веке представители этой фамилии занимали видные места при дворе. Один из последних потомков мурзы, служивший ярославским исправником, был страстным охотником. На этой почве он близко подружился с великим русским поэтом Н.А. Некрасовым. Именно Долгово-Сабуровы после явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани (1579 г.) решили построить каменный сарафоновский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Белоснежная красавица церковь с пятью изящными главками и высокой колокольней мало кого могла оставить равнодушным.
…Мощные колокола, самый большой из которых весил 150 пудов, придавали храму особое величие и торжественность, а обнесённое забором церковное кладбище хранило покой последнего земного пристанища сарафоновцев. В церкви находилось 4 престола: главный, центральный – во имя Казанской иконы Божьей Матери; другие – во имя св. пророка Илии, св. правед. Захарии и Елизаветы и св. Чудотворца Николая.
http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=12100

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сарафаново, бывшей вотчине дворян Долгово-Сабуровых — малоизвестный памятник архитектуры ХVII века. В какие годы и чьим усердием был создан этот храм? Точная дата возведения храма неизвестна. Есть сведения, что церковь в Сарафанове была освящена при правлении царя Бориса Годунова, около 1600 года. Но так ли это на самом деле? Профессор архитектуры Н. С. Борисов, относит Казанский храм к более позднему времени — 1660-м годам. Действительно, в убранстве доминируют великолепные по рисунку наличники редкой формы «коруна» с тройным «очельем». Световые проёмы западного и южного фасадов искусно обрамлены филигранными «цепями». В целом можно усматривать сходство этого ярославского храма с декором Троицкой церкви в Останкине (Москва), построенной во второй половине ХVII столетия. Обратясь к более далёким временам, мы узнаем, что ещё в ХIII веке в Ярославль из Большой Орды приехал мурза Атун Анданович. Ему очень понравилась Ярославская земля, что и послужило для этого господина принять здесь обряд крещения с именем Бориса и получить небольшой надел. В деревне Сарафаново Борис (Анданович), спустя некоторое время решил заложить деревянный храм. В ХVI-ХIХ вв. Сарафаново было владением старинного дворянского рода Долгово-Сабуровых — потомков крещёного мурзы Бориса (Атуна Андановича). Стоит сказать, что Дологово-Сабуровы после явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани (1579 год), решили построить каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Белоснежная красавица-церковь с пятью чешуйчатыми главками и пристроенной в ХIХ веке к трапезной трёхъярусной колокольни мало кого могла оставить равнодушным. Звонкий и мелодичный набор колоколов, самый большой из которых весил 150 пудов, придавали храму особое величие и торжественность. В церкви находилось 4 престола: главный, центральный — в честь Казанской иконы Божией Матери; другие — во имя св. пророка Илии, св. праведных Захарии и Елизаветы и св. Николая Чудотворца.
Годы советской власти не пощадили святыню старинного села Сарафаново. Ещё в 1922 году из Казанской церкви были вывезены все более или менее ценные предметы церковного культа в виде риз с икон, серебряных окладов с образов, медная и другая представляющая ценность богослужебная утварь. Колокола были сброшены со звонницы и увезены на переплавку для нужд индустриализации. Храм ещё какое-то время оставался действующии. Но приходская церковь в окрестностях Ярославля не могла оставлять в покое богоборческую власть. Казанскую церковь закрыли в 1935 году после ареста настоятеля. Святые образа и некоторые предметы культа прихожане смогли тайно укрыть в своих домах, но большая часть икон, а также прекрасный иконостас были выброшены из дома Божиего, как ненужный хлам. Что только не было в этом сельском храме… Сменяя друг друга, в здании церкви размещались разные гражданские учреждения. Здесь находились клуб с бильярдной и столярная мастерская и пилорама, продуктовый магазин, буфет, а после перестройки внутреннего интерьера — общежитие для погорельцев. В колокольне, как высотной доминанте, устроили водонапорный бак с трубами. Как уже было сказано, в бывшей церкви частично были перестроено внутреннее пространство и приспособлено под хозяйственные нужды, что исказило архитектурную симметрию церкви и привело в последствии к трещинам на фасаде. В 1935 году, по словам старожилов, на месте захоронений прихрамового кладбища, безбожники устроили танцплощадку. В клубе, организованном в летнем храме, танцевать было душно, и территория церковного кладбища богохульникам показалась как нельзя более подходящей для этих целей. Подогнали бульдозер и острым ковшом посносили все могилки и надгробные памятники, разровняв тем самым землю. Но, как не старались плясуны, ничего у них на этой территории не вышло. Грязь и пыль не давали этим людям повеселиться вдоволь. Был даже и трагический случай. В начале 90-х гг. ХХ столетия на территории этого осквернённого более 50 лет назад погоста, военные пытались построить бараки-времянки. Строительство не заладилось сразу, а позже и вовсе было остановлено: щиты заготовили, стали под фундамент землю копать, а там человеческие кости… Так и уехали.
Восстановление порушенного храма началось в июле 2000 года с субботника по расчистке территории церкви от мусора. Силами прихожан из неё было вывезено более 30 тракторных телег мусора, щебня, битого кирпича, деревьев… Зимой 2001 года в колокольне демонтировали водонапорную систему, а весной, когда сошёл снег, приступили к масштабной реставрации силами прихожан и благотворителей. В 2002 году было восстановлено богослужебное помещение в пристройке с западной стороны, установлены двери, покрыта листовым железом кровля, оштукатурены стены, сложена каменная печь, настелен пол и сделан алтарь. Первая Божественная литургия, после многих годов лихолетья, в храме совершена 21 июля 2002 года — на летнюю Казанскую.
С сайта: www.kazanskayacerkov1600.prihod.ru/khronika-vosstanovlenija-khrama

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?