Село Санино от Владимира 30 верст, а от Суздаля 15 верст, при речке Уечке. Санино – бывшая вотчина Спасо-Евфимиева монастыря. Жалованные грамоты монастырю на Санино значатся в описи монастыря 1660 г. под №№ 106-124. Самая старинная грамота на Санино дана великим князем Иваном Васильевичем в 1462 г. Село упоминается в приходорасходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря под 1697 г.
Церковь каменная, в честь св. и чудотв. Николая, с придельным престолом в честь Богоявления Господня; когда построена – неизвестно. Теплая церковь, каменная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с придельным престолом во имя св. пророка Илии построена в 1825 г. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1818 г.; опись церковного имущества составлена в 1873 г.
Церковной земли имеется: усадебной 70 саж. поперечнику и 60 саж. длиннику, сенокосной 3 дес. и пахотной 30 дес.; план на землю и межевая книга имеются. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. От земли и от требоисправлений дохода причт получает 925 руб. сер. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход: село и деревни: Зауечье, Пруды, Песочново, Крутово и Сергеиха, деревни расстоянием от церкви от 1 до 7 верст; всех дворов в приходе 409, душ муж.пола 1160, а жен. 1294. В селе существует церковно-приходская школа, а в дер. Зауечье – школа грамотности.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.
Обе церкви, будто дружная чета новобрачных, перекликаются друг с другом рядом схожих элементов (фронтонами, карнизными поясами, выступами-пилястрами) и в итоге образуют гармоничный ансамбль главных монастырских строений. Пространство меж храмами занято большей частью сельским кладбищем. По внешнему кругу ансамбль церквей завершают дворовые постройки и монастырский огород с цветниками, благородная каменная ограда со Святыми вратами и другими входами. Чудеса позолоты обоих храмов стали итогом умелой масштабной реставрации 2002-2006 г.г.
В Санино, где традиции благочестия и верности православию оказались сильны, обе жуткие волны в 1930-е и 1950-60-е г.г. государственного терроризма, вандализма и откровенного грабежа не нанесли, к счастью, того урона, что был нанесен повсеместно. Это произошло благодаря самоотверженности причта и местных жителей. Старостами и священниками придумывались мыслимые и немыслимые способы-хитрости, чтоб отвести террор подальше от храма. Особенно изобретательна оказалась тайная монахиня, она же и староста, сестра Ангелина (Семенова), «вовремя» прятавшая от всевозможных комиссий ключи от храмов. И хотя церкви поновлять внутри и снаружи не разрешалось, отчего потихоньку сыпались стены, фрески и рушилась кровля, внутреннее убранство удалось сохранить почти нетронутым. Воистину, чудо! Царство небесное всем «черным» и «белым» платочкам — известным и неизвестным санинским подвижницам и подвижникам. Матерь-Церковь и их усилиями устояла на ногах. Обидно, что варварам новейших времен, откровенным ворам и святотатцам, в перестроечное время удалось все же в одну из ночей ограбить храмы, унеся из них 260 икон.
12 ноября 1999 г. был зарегистрирован приход Свято-Никольского храма села Санино. В октябре 2001 г. образовалась Свято-Никольская женская община из подвижниц, приехавших сюда из разных уголков бывшего СССР, представляющая собой подворье Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря. Сестры поселились в старом бревенчатом доме. Постепенно стали благоустраивать храмы и прилегающую к ним территорию. Нашли спонсора, который дает деньги на реставрацию двух церквей — храма Покрова и храма Николая Чудотворца. На церквях восстановлены купола, отремонтирован фасад. В храмах установили сигнализацию, ведь грабители неоднократно покушались на чудом уцелевшие иконы. Несколько икон, каждая из которых более двух метров высотой, имеющие серебряные оклады, украдены вандалами.
В храме села Санино иконы восстанавливаются без участия реставраторов. На чудо, которое происходит в церкви, обратили внимание сами художники. Научного объяснения этому факту пока не найдено. Монахини Свято-Никольского женского монастыря не знают, что означает проявление Божьего внимания к их обители. Главные чудеса богомольцев ожидают в храме, где можно наблюдать за процессом самообновления икон.
http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/suzdal/sv/65-1-0-2031