Санаксырь. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

Санакасарский Богородицкий монастырь, общежительный, близ города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Название получил от небольшого озера «Санаксар», находящегося под стенами монастыря. Основан в 1659 году.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Темниковский Санаксарский Рождество-Богородичный мужской общежительный монастырь основан в 1659 г. в царствование Государя Царя Алексея Михайловича, а утвержден благословенною грамотою Святейшего Патриарха Иосифа II 30 октября 1669 года, при основателе монастыря игумене Феодосии, а по оскуднении монастырских средств и от того запустении монастыря, восстановлен он в 1764 г. первоначальником иеромонахом Феодором.
Внутри монастыря две церкви каменные, крепкие. Первая соборная церковь, двухэтажная, о пяти главах, вызолоченных с крестом червонным золотом, покрыта железом, окрашенным медянкою. В верхнем этаже ее один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященный 16 августа 1780 г. Преосвященным Иеронимом, епископом Владимирским. В нижнем этаже престол в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Вторая церковь больничная, малая, в ней один престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, освящена настоятелем иеромонахом Венедиктом 6 июня 1782 г. Обе церкви снабжены утварью достаточно, полный круг богослужебных книг имеется. Есть книгохранилище с необходимыми книгами для чтения братии, большей частью на славянском языке. Ризница и книгохранилище помещаются в сухих хороших отделениях папертного притвора верхнего этажа соборной церкви.
На северной стороне соборной церкви, в полу-сажени от стены притвора над могилою возобновителя и настоятеля Санаксарского монастыря старца Феодора (Ушакова) построена с разрешения епархиального начальства в 1906 г. каменная о пяти главах часовня, осененная пятью зеркальными крестами, и покрыта окрашенным железом. Колокольня над святыми вратами, открываемыми только при торжественных случаях, состоит их четырех ярусов с главою и крестом вызолоченными. Во втором ярусе ее устроена малая, холодная церковь с крестом в честь Преображения Господня, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов.
Восемь каменных корпусов, из них пять двухэтажных для братской трапезы, кухни, хлебопекарни и кладовых, и один одноэтажный, примыкающий к церкви Владимирской иконы Божией Матери, для богадельни. В связи с ним устроены помещения для приема епархиального Архипастыря во время обозревании им епархии. Одно каменное одноэтажное малое здание для погребов и квасоварни. Между перечисленными зданиями по углам простенки с 5 башнями, симметрично расположенными. Сзади корпусов сажени на 2 кругом монастырь обнесен каменною стеною, покрытою окрашенным тесом. Вышина этой стены около полутора сажени, сделана она для укрепления площади, искусственно устроенной посредством насыпи земли с раздолбленным кирпичом для монастырских церквей и зданий.
Через дорогу от монастырских ворот саженей 10, стоят два двухэтажных каменных корпуса с одним двором для приема богомольцев и других посетителей; один из них с мезонином «дворянский», а другой «простонародный». В линию с дворянским корпусом стоит малый каменный флигель для помещения временных монастырских мастеровых. Рядом с простонародным корпусом расположен конный двор, обнесенный каменною стеною. При нем на южной лицевой стороне каменный двухэтажный корпус для помещения смотрителя с помощником и рабочих. Внутри каменные каретник и конюшня с деревянными над ними сеновалами, каменные амбар и бондарка. Против конного двора два больших житных амбара, один каменный, а другой деревянный, для ссыпки и хранения хлеба. Позади этих амбаров дровяной двор, обнесенный каменною стеною с двумя воротами. Там сарай деревянный для склада извести. В линию с конным двором деревянный на каменном фундаменте и с каменными в простенках столбами сарай для склада разных хозяйственных материалов. Тут бывший житный двор с малым каменным флигелем для бани и прачечной и с кельями в нем для жилья стирающих белье. Еще в нем каменная сушильня для белья. Рядом …лесной двор, обнесенный забором, для склада посуды, досок, соломы и прочего, двор служит и для склада поделочного леса. К югу от конного двора, в отдалении от построек, стоит каменная кузница, покрытая тесом.
На запад, в 99 саженях от монастыря, имеется кладбище с малою каменною холодною церковью в честь Воскресения Христова, освященная в 1810 году. Ограда вокруг кладбища каменная с двумя кельями каменными.
На запад, в саженях 380 от монастыря, в лесу на открытом холме устроена в 1906 г. каменная часовня, именуемая «Крестовая», вместо прежде бывшей и пришедшей в ветхость деревянной, осененная пятью зеркальными крестами, покрытая окрашенным голубою краскою железом. В ней поставлен живописный большой крест с изображением распятия Христова, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом, тоже в большом размере. К этой часовне с давнего времени, в день Воздвижения честного и животворящего креста Господня, ежегодно бывает из монастыря торжественный крестный ход, при большом стечении народа, и в ней перед крестом совершается водоосвящение и поклонение кресту.
На юго-западе от монастыря, в 2 верстах, на окраине монастырской лесной дачи расположен скотный двор. При нем небольшой дом, два малые флигеля, доильная изба, изба для телят, два погреба, амбар, две конюшни и три сарая. В отдалении от двора сарай для выделки кирпича и горн для обжижки его, и еще сарай для склада обожженного кирпича. Далее ото всех построек стоит ветряная мукомольная мельница и две малые избы невдалеке от нее, а в стороне на низком месте построена баня.
В г. Темникове, на Стрелецкой улице на монастырском усадебном месте расположено Санаксарское подворье. При нем небольшой деревянный дом, деревянный амбар, сараи и баня. Кроме того, монастырь имеет богадельню и церковно-приходскую школу. Богадельня учреждена в 1892 г. на 6 человек. В ней призреваются один заштатный священник и пятеро из простонародья. На них ежегодно расходуется монастырем до 600 руб.
Церковная школа одноклассная, открыта с 8 сентября 1896 г., находится в 2 верстах от монастыря, на окраине монастырской лесной дачи, в близи деревни Алексеевки. Дом для школы деревянный, покрыт окрашенным медянкою железом с помещением для учителя и сторожа.
Санаксарский монастырь владеет недвижимым имением, заключающимся в лесной, сенокосной, пахотной и под водою земле, по пяти специальным планам. На все это имение в 1897 г. лесничими 2-го Темниковского лесничества составлен новый план с распределением леса на пять кварталов, по указанию которого недвижимости состоит: леса хвойного 237 дес. 960 кв. саж, леса лиственного 167 дес. 1440 кв. саж., вырубок, прогалин и редин 10 дес. 720 кв. саж., пахотной земли 13 дес. 1800 кв. саж., сенокосной 176 дес. 1200 кв. саж., неудобной 35 дес. 1918 кв. саж., под рекою Мокшею и озерами 12 дес., под скотным двором с постройками и огородом 18 дес., под монастырем с постройками и огородом 15 дес., под большою дорогою 10 дес., под двумя проездными дорогами 10 дес. и под монастырским подворьем в г. Темникове около 1 дес., не вошедшей в план, а всего 707 дес. 838 кв. саж.
Есть места для рыбной ловли по реке Мокше на пространстве 12 монастырских десятин, отстоящих от монастыря в недалеком расстоянии. Есть и другие места для рыбной ловли, расположенные по реке Ваду и озерами в Темниковском и Спасском уездах, отведенные от казны, но они по отдаленности от монастыря отдаются в арендное содержание и приносят дохода в год на 260 руб.
Богослужение церковное совершается ежедневно по уставу монастырскому, «неусыпное денно-нощное чтение псалтыри, с поминовением о здравии живых и об упокоении усопших».
На содержание свое монастырь постоянного оклада от казны не получает, кроме ежегодно жертвуемых из кабинета Его Величества Государя Императора по смете министерства императорского двора 50 руб. на церковные потребности: вино, ладан и деревянное масло, а содержится милостынею благотворителей и частью от своих угодий. Капиталы монастыря в процентных билетах, которых имеется на 163457 руб. Описи церковному и ризничему имуществу имеются.
А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 801.

«Санаксарский Богородицкий мужской заштатный монастырь», — отмечал анонимный автор в «Историческом описании Санаксарского монастыря», изданном в 1802 году, — находится в Тамбовской губернии и епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах, по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению…»
Торжественный пафос этих слов легко объясним — к началу ХIХ века Санаксарская обитель вошла в пору своего расцвета. Только что завершилось каменное строительство, и она приняла облик, сохранившийся в общих чертах доныне. Монастырь был многолюден, хватало и благотворителей, причём некоторые из них, местом жительства петербуржцы, носили довольно громкие титулы и фамилии. И уже трудно было представить, что всего за полвека до этого обитель находилась на грани упразднения. Между тем на протяжении первого столетия своего существования Санаксарской пустыни выпало играть довольно важную роль в истории русского монашества. Её основание относится к середине ХVII века, к эпохе царствования Алексея Михайловича. Жил тогда в городе Темникове боголюбивый писец и служилый дворянин Лука Евсюков, «должность которого, — цитируем уже упомянутое «Историческое описание», — была таковая: летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе». Он владел землёю у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар. На местном наречии название озера означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности» (стоит отметить, что в ХIХ веке его происхождение было принято вести от местных обильных сенокосов: сено-косарь).
Однажды появилась у Луки Евсюкова мысль устроить на этом месте обитель. Лука пригласил из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старца Феодосия, известного своей высокой духовной жизнью. Тот, «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда — вместе с несколькими учениками. Случилось это в 1659 году. Иноки поставили часовню и принялись понемногу обустраиваться. Обустройство, судя по всему, шло не слишком быстро, потому что лишь спустя десять лет местные жители отправили Святейшему Патриарху Иоасафу II прошение о возведении «церкви во имя Пречистыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и заведении монашеской жизни. Патриаршее благословение было получено, так возникла Санаксарская Сретенская пустынь. Её первоначальник, игумен Феодосий, положил немало сил на то, чтобы обитель расцвела. Он обращался за помощью к самодержцу и Патриарху. Известно, что в 1677 году игумен бил челом юному царю Фёдору Алексеевичу с просьбой передать монастырю перевоз через Мокшу, а также близлежащие покосы, на что получил положительный ответ. Усердие отца Феодосия было оценено в Москве, и в 1681 году его отправили в Сибирь с миссионерскими поручениями — в частности, для устройства нового монастыря в Иркутском наместничестве. Много сделал также для развития обители в первые годы её первоначальник, иеросхимонах Иоанн, будучи ещё монахом Исаакием, подвизавшись именно в Санаксарской пустыни; позже, в 1692 году он ушёл из обители и обосновался на Саровской горе, выкопав там себе пещеру. А спустя 14 лет, здесь Пётр I решит основать здесь монастырь, строения которого сохранились до наших дней. Но это уже совсем другая история…
К середине ХVIII века (1753) Санаксарский монастырь настолько оскудел, что его приписали к Саровской пустыни. О многом говорит тот факт, что присланный в 1752 году из суздальского Спасо-Евфимиева монастыря в Санаксарскую обитель строителем иеромонах Порфирий уже через год запросился обратно. Деревянная церковь ветшала, кельи приходили в негодность, кровли сгнили, братия была крайне малочислена. По всему выходило, что дело шло к окончательному упразднению. Но Господь судил иначе. Всё изменилось, когда в Санаксаре появился подвизавшийся до того в Саровской пустыни (а ещё раньше — в петербургском Александро-Невском монастыре) монах Фёдор Ушаков с учениками. Было это в 1759 году. Преподобный Фёдор буквально возродил обитель, начал в ней ремонт, ввёл строгий общежительный устав. Усердные труды преподобного Феодора по приведению Санаксарской пустыни в порядок имели своим следствием то, что в конце 1762 года его рукоположили в иеромонаха и назначили настоятелем обители. Слава о мудром санаксарском старце распространилась далеко за её пределы, и в Санаксар в большом количестве стали стекаться жаждавшие иноческой жизни. Но постригать в монахи тогда можно было лишь с разрешения императрицы и Святейшего Синода. Преподобный, некогда бывший петербургским гвардейцем, задействовал все свои старые связи, дабы такое разрешение получить. По приказу только что взошедшей на престол Екатерины II весной 1763 года одиннадцать бывших гвардейцев, покинувших в начале 1757 года с преподобным Феодором Санкт-Петербург, были пострижены в монашество. Забегая вперёд, скажем, что и впоследствии в разросшуюся Санаксарскую обитель приходило немало бывших военных, дворян, петербуржцев.
В 1764 году, в пору секуляризационной реформы, Санаксарская пустынь благодаря хлопотам преподобного Феодора избежала грозившей ей участи упразднения. Весной 1765 года императрица предоставила ей самостоятельность, повелела именоваться монастырём и выделила 1000 рублей «на поправление». Эти деньги пошли на возведение каменного собора с верхним летним и нижним тёплым храмами. Делал вклады в монастырь и ближайший приближённый Екатерины Великой, граф Алексей Орлов, знакомый преподобного Феодора ещё по Санкт-Петербургу. «К привлечению сердец благодетелей, к снабдению обители сея таковыми драгоценностями, — читаем в «Историческом описании Санаксарского монастыря» 1802 года, — послужило средством строгая в том монастыре монашествующих жизнь, редкий порядок общежития, милостивое к бедным призрение, нелестная к посетителям искренность, добродушное принятие всех без изъятия монастырским коштом». С соборного храма, оконченного в 1774 году, началось в Санаксаре обширное каменное строительство. Продолжилось оно и при преемниках преподобного Феодора — после того как святого настигла монаршая опала, вызванная наветом темниковского воеводы Неелова, которого настоятель монастыря обличил в грабежах бедняков и притеснении обители. По повелению императрицы святого лишили настоятельского и иеромонашеского звания и сослали простым монахом в Соловецкий монастырь. Любопытно, что буквально через три недели после отбытия старца Феодора в скорбный путь на север, в Темников нагрянули пугачёвцы. Они разграбили город, но в Санаксар прислали весть, чтоб там их не опасались. «Я в то время из монастыря не уходил, — писал архимандрит Феофан Новоезерский, — другие же в немалом количестве бежали в лес; и уже услышав, что команда Пугачёва в монастыре не будет, возвратились оттуда». Надо думать, что чудесное спасение обители было неслучайным — видимо, бунтовщики прослышали, что недавний её настоятель «потерпел» от императрицы, и посчитали монастырь за «свой». Бунт вскоре усмирили. Обитель быстро благоукрашалась, братия числом росла. Связи с преподобным Феодором она не теряла, регулярно получая от него письменные наставления. Ежегодно к нему отправлялись по два санаксарских инока — помогать старцу, испытавшему на Соловках немалую нужду. А в 1783 году, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила, преподобному Феодору разрешили вернуться в родную обитель. Отошёл ко Господу он в 1791 году.
К началу ХIХ века архитектурный ансамбль Санаксарского монастыря окончательно сложился — в немалой степени благодаря стараниям иеромонаха Филарета (Былинина). Он поступил в обитель в 1776 году, и через пять лет был пострижен в монашество, с 1803 по 1817 год являлся её настоятелем. Отец Филарет имел изрядный талант зодчего и живописца — практически все значительные монастырские постройки возводились под его присмотром. Братии в те времена в обители насчитывалось до ста человек — цифра внушительная, говорящая о тогдашнем духовном авторитете монастыря. В пору настоятельства иеромонаха Филарета, а именно с 1810 года, неподалёку от Санаксарской обители в деревне Алексеевке, деревне, близкой к святой обители, поселился вышедший в отставку легендарный адмирал российского флота Фёдор Ушаков, родной племянник преподобного Феодора Санаксарского. Будучи примерным христианином, адмирал стал благотворителем обители, возрождённой его дядей. В Великий пост он переселялся в неё, неизменно присутствуя на длительных богослужениях.
Из санаксарских настоятелей ХIХ века нельзя не отметить известного духовного писателя игумена Тихона (Ципляковского), избранного настоятелем общим собранием братии Санаксарского монастыря летом 1879 года и остававшегося им на протяжении пяти лет. В 1886 году он составил и издал обширное «Жизнеописание старца иеромонаха Феодора (Ушакова), основателя Санаксарского монастыря», тем самым подготовив почву для тех, кто спустя век с небольшим собирал материал для прославления отца Феодора в лике преподобных. Кроме того, его перу принадлежит «Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря». О замечательных духовных качествах отца Тихона говорит тот факт, что его избрал своим духовником святитель Феофан Затворник.
В революционную пору в Санаксарском монастыре разыгрались события, показавшие, насколько неслучайной была новая русская смута. Эти события выявили ослабление христианского духа не только в простом народе, но и в самом сердце Русского православия — в монашеской среде. Часть братии тогда восстала против своего настоятеля — игумена Александра (Уродова), обвинив его в антисоветских и монархических взглядах. Отказавшись повиноваться епархиальным властям, взбунтовавшиеся монахи обратились за помощью к захватившим власть большевикам, вследствие чего преподобноисповедник Александр был сначала арестован, а затем удалён из монастыря.
В 1920-е годы обитель долго балансировала на грани ликвидации — окончательно она была закрыта в 1929 году. В монастыре перед закрытием прошёл настоящий грабёж, растаскивали всё, что можно было унести. Церкви позже лишились колоколов, крестов и куполов, было осквернено монастырское кладбище, в Богородице-Рождественском соборе устроили конюшню. Чуть позже, когда на территории Санаксарского монастыря обосновалась школа механизаторов, лошадей в соборном храме сменили трактора.
Первая реставрация в поруганной обители датируется 1970-ми годами. Но подлинное возрождение славного монастыря началось лишь в 1991 году — после того как его вернули Церкви.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №35, ООО «Де Агостини», 2009

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем «Санаксарский монастырь». Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.
Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина). Замкнутое пространство в форме трапеции образовано поставленными по периметру корпусами келий, связанными стеной с тремя угловыми башенками. Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.
Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.
Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Важнейшую роль в формировании выразительного образа играет окружающая природа. Ансамбль властно входит в природный ландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергии человека. Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.
Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей — богатые разнотравием пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. История монастыря насчитывает три с половиной века. «Словарь географический Российского государства», изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой общежительной жизни монашествующих, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».
http://www.krasnoslobodsk-eparhia.ru/monastyri/rozhdestvo-bogorodichnyj-sanaksarskij-muzhskoj-monastyr.html

Санаксарский монастырь основан в 1659 г. Просуществовав около 100 лет, Санаксарская обитель запустела. Период возобновления монастыря — 1764-1774 г.г. В октябре 1929 г. монастырь был окончательно закрыт. В 1991 г. здания бывшей обители были переданы Саранской епархии.
Ремонтно-реставрационные работы в Братском и Архиерейском корпусах проводились в 2012 г. Были выполнены следующие работы: разборка кровли, устройство стропильной системы кровли, покрытие кровли, установка слуховых окон, реставрация кирпичной кладки, расчистка и обмазка кирпичной кладки свода и купола башни, воссоздание водосточных труб, изготовление и установка подкрестного шара, изготовление и установка флагштоков.
В 2015 г. проведены ремонтно-реставрационные работы в трапезной Санаксарского монастыря, в том числе устройство кровли и стропильной системы, усиление сводов, устройство монолитных поясов под мауэрлат. В 2018 г. проведена реставрация в Игуменском корпусе — усилены фундаменты, отреставрирована кровля и стропильная конструкция крыши, произведена замена перекрытий, укладки плитки, устройство отмостки.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?