История о жизни и смерти каменотёса Самсона Суханова .
Был Самсон на все руки мастер. От бурлаков, с которыми он ходил еще по Волге, много слышал о столичном городе Санкт-Петербурге. Очень уж хотелось Самсону посмотреть диковинную столицу. А тут оказалось, что шурин работает в городе на Неве. Не думал и не гадал, что в российской столице найдет он свое главное дело.
В 1797 году он начал работать на стройке Михайловского замка, привыкал к молотку и зубилу, ворочал каменные глыбы.
Когда завершилось строительство Михайловского замка, Суханов решил организовать свою артель.
В 1800 году закончилось строительство Михайловского замка, а на следующий год начали возводить Казанский собор. Архитектор А. Н. Воронихин поручил артели С. Суханова возведение колоннады из 138 колонн, выходящей на Невский проспект, а затем и внутренней колоннады.
За строительство Казанского собора Самсон Ксенофонтович Суханов был награжден золотой медалью.
А потом пришла очередь Стрелки Васильевского острова. По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. 5 лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны.
В 1806 году приступили к строительству здания Горного института. Возвели 12-колонный портик. На широкой лестнице поставили 2 скульптуры: «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». И 12 колонн, и обе скульптурные группы высекал Самсон Ксенофонтович Суханов.
А потом были колонны Исаакиевского собора.
Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти 100-метровый Синий канал, в Павловском парке — мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита. И в Москве можно увидеть его труд — пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.
Всего же Сухановым совместно с артелью каменотёсов в разных местах выполнено около 40 сооружений. Восхитительные творения создавались им в пригородных царских резиденциях: терраса перед дворцом в Стрельне, Воронихинские колоннады и «Эрмитажный каскад» в Петергофе, Мавзолей «Супругу-благодетелю» и мост у Пиль-башни в Павловском парке, Висячий сад и Пандус в Екатерининском парке Царского Села. Сухановым высечены каменные ванны для Баболовского парка, для Петергофского, Зимнего и Александровского дворцов. В Москве на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому, гранитный пьедестал которого также вытесан Сухановым. Для города Риги Сухановым изготовлена колонна Победы. На его родине стоит каменная Евдская Вознесенская церковь, возведённая на средства Суханова. В Шлиссельбурге сохранился уникальный Петровский мост с опорами в виде гранитных колонн работы мастера.
Последней работой Самсона Суханова стали гранитные пьедесталы для памятников полководцам Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором. Баржа, перевозившая пьедесталы, затонула во время шторма, и для оплаты неустойки имущество мастера было распродано с торгов. На остатки средств Суханов изготовил новые пьедесталы, которые были установлены перед Казанским собором в 1837 г. В конце жизни знаменитый каменотёс лишился наград, купеческого звания и доживал в одном из доходных домов. Умер Самсон Суханов во второй половине 1844 г.
Он умер таким же бедняком, каким пришел сюда из-под Вологды. Мы не знаем ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен.
В книгах о городе искусствоведы даже не упоминали его имени. Долгое время даже не знали, как он выглядит.
Однажды у одного московского коллекционера нашли старый холст. Начали очищать его и увидели подпись художника: «Василий Тропинин» — автор многих картин и портретов знаменитых людей. Когда холст очистили целиком, то оказалось, что это портрет старика, стоящего возле стены. Рядом изображена круглая база могучей каменной колонны. В руках старика каменотесный молоток. Установили, что это Самсон Ксенофонтович Суханов. Могучим памятником труда великому мастеру и его артели стал Петербург с его Исаакиевским и Казанским соборами, Ростральными колоннами на Стрелке Васильевского острова, с его замечательными изваяниями античных богов и героев.
Завершу рассказ о выдающемся каменотёсе-ваятеле словами из очерка «Самсон Суханов – каменных дел мастер» П. Зашихина и Н. Борисова: «И, проходя сегодня по улицам красивейшего города мира, любуясь его великолепными зданиями и ансамблями, вспомним, что в их создание вложил свой талант и вдохновенный труд и каменных дел мастер Самсон Суханов».
Наталия Иванова .