Цыренжап Сампилович Сампилов Родился в семье охотника в улусе Домно-Еравна в краю Еравнинских озёр. Воспитывался у приёмных родителей. В детстве работал пастухом. В возрасте 12 лет полгода учился грамоте у Серебренникова И. И., который работал тогда в Вершино-Кондинской метеорологической станции. Работал пастухом, чернорабочим в Черновских каменоугольных копях. С 1914 года жил в Чите. Работал у подрядчика Срулевича ломовым рабочим, ломовым извозчиком у Дулецкого, на Кулаевской мельнице.
В 1916 году был отправлен на тыловые работы на Западном фронте. Рыл окопы и строил блиндажи.
После Октябрьской революции Сампилов вернулся в Читу, работал чернорабочим на мыловаренном заводе Забайкальского областного кооператива. В 1918 году несколько картин Сампилова приобрёл Э. Ринчино.
В 1919 году познакомился со скульптором И. Н. Жуковым, в студии которого начал практиковаться и в том же году скульптуры Сампилова участвовали в выставке, организованной И. Н. Жуковым и Д. Д. Бурлюком.
Был вольнослушателем Читинской художественно-промышленной школы. В 1920-е годы работал художником в газете «Бурят-Монгольская правда».
В 1925 году по приглашению Э. Ринчино Сампилов прибыл в Монголию, где познакомился с Н. Рерихом, который оказал влияние на бурятского художника, посоветовав перейти от этюдов к картинам, и написал его портрет.
В 1926 году в Улан-Баторе состоялась выставка работ Сампилова. Национальный музей Монголии приобрёл большую часть работ художника.
В 1927—1930 годах учился в московском ВХУТЕИНе .
С 1930 года работал в Улан-Удэ. Преподавал в Институте культуры Бурят-Монгольской АССР в 1930—1935 годах. В 1935 году ЦИК БМАССР присвоил Сампилову звание Народного художника БМАССР.
Член КПСС с 1942 года. Депутат Верховного Совета СССР 3 созыва.
Ц. С. Сампилов стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства в числе ещё восьмерых художников, которые составляли в 1933 году Союз художников Бурят-Монгольской АССР.
Но духовную сущность нации наиболее точно и ёмко передало именно искусство Ц. С. Сампилова.
Для творчества Сампилова, проникнутого радостным мироощущением, характерны простота и правдивость образной трактовки.