3. Церковь во имя Казанской Божией Матери (старый собор)
Каменная церковь эта, находящаяся на так называемой Хлебной площади, была соборною до 1851 года, но не она первый соборный храм Самары. Предание говорит, что таковым прежде была деревянная Троицкая церковь, как полагают, с приделом во имя Николая Чудотворца, стоявшая на той площади, что не застроена и доселе, на крутом берегу р. Самары, между домами П. М. Журавлева и хлебными амбарами. Существование храма Николая Чудотворца в Самаре доказывается колоколом, на колокольне Казанской церкви, с надписью: «вылит по усердию тайнаго Советника Татищева в г. Самару к церкви Святителя Николая 1739 году весу 18 пуд и 17 фун.» Но утверждают, что хотя в этой надписи церковь Николая Чудотворца является как бы самостоятельною, она, в действительности, была придельною и в наименований церкви, в которую принесен означенный колокол, Никольскою, нет ничего особеннаго, так как в Самаре есть обычай именовать церковь по ея приделу. Даже доселе, наприм., Успенская церковь известна здесь больше под именем Алексеевской, хотя церковь во имя Алексия Митрополита есть только придел Успенской.
Но с 1744 г., когда воздвигнута Казанская церковь, она уже считалась соборною, имела теплый придел во имя Свят. Николая и вначале была обнесена деревянною оградою. Ныне Казанская церковь обнесена каменною оградою и имеет три Престола: первый, в главном олтаре, во имя Казанской иконы Божией Матери, другой в северном приделе во имя Свят. и Чудотв. Николая и третий, в южном приделе, во имя Сретения Господня (устроенъ церковнымъ ктиторомъ, почетнымъ гражданиномъ, купцомъ 1 гильдии Иваномъ Михайловичемъ Плешановымъ).
Общий, наружный вид главной церкви (кроме колокольни), тот же и ныне, что и был при ея первоначальном сооружении, своей архитектурой напоминая многие другие, современные ея постройке храмы. Но трапеза церковная значительно распространена впоследствии, при чем придел во имя свят. Николая, в 1835 году, удлинен к западу. В следствие сего колокольня, соединявшаяся доселе с главною церковью, посредством длинной галлереи, вошла в состав церковнаго здания, а самая колокольня до половины разобрана, в 1856 году и поднята до высоты 18 саж., при чем ей дан весьма изящный видъ. Любопытен своею безыскусственностью хранящийся в церкве план, на полулисте синей бумаги, составленный Самарским землемером Бурцовым в 1800 году, тогда же утвержденный городничим Лукиным, на место, предназначенное под церковныя постройки.
Прихожан в Казанской церкви было в 1850 г. 2374 души об. п. (в том числе раскольников 105 душ. об. п.), а ныне состоит 1141 душа об. п. (в том числе раскольников 49 душ. об. п.) Причтъ соборный в 1851 году состоял из протоиерея, двух священников, двух дьяконов и четырех причетников; ныне причт церковный составляют два священника, (старший из них протоиерей), диакона и трех причетников. Как церковь, так и причт, со своего основания до ныне, существуют на доброхотныя даяния прихожан. В 1850 году церковь имела на приходе 586 р., а в 1874 году — 1126 р. 78 к.
В Казанской церкви, несомненно одной из старейших в Самаре, кроме колокола, о котором было сказано выше, пожалованнаго городу Царем Михаилом Федоровичем, имеются следующия достопримечательности: 1-е) Евангелие, напечатанное в Москве, в 1657 году; 2-е) напрестольный, серебряный вызолоченный крест, которым преосвященный Феодотий, епископ Симбирский, благословил жителей Самары, прибыв для их утешения из Симбирска немедленно после пожара, истребившаго большую часть города, 13 июня 1850 года; 3) Крест большаго размера, деревянный, покрытый медною, посеребренною ризою, с изображением распятаго Господа; весьма древний, как говорит предание, принесенный из Персии.
Кстати упомянем здесь, что когда, в 1864 году, рыли рвы под фундамент Сретенскаго придела этой церкви, находили в земле множество человеческих костей; доказательство вероятности существования на этом месте кладбища, в самое первое время заселения Самары.
Из книги П.В. Алабина «Двадцатипятилетие Самары как губернского города»