Самара. Кафедральный собор Воскресения Христова.

На плане губернского города Самара 1853 года была выделена обширная площадь под строительство кафедрального собора, но из-за отсутствия средств строительство откладывалось.
Глава епархии Преосвященный Самарский Епископ Герасим (Добросердов) постоянно призывал власти к строительству собора, последнее его ходатайство было написано в адрес губернатора 4 апреля 1866 года и по стечению обстоятельств, в этот же день произошло покушение на императора Александра II.
Городским Обществом было единогласно принято решение ознаменовать спасение Государя постройкой собора во имя Христа Спасителя с приделами в честь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского и в честь чтимых церковью Святых.
9 апреля было получено соизволение императора, после чего начался сбор средств на постройку храма.
Торжественная закладка храма состоялась 25 мая 1869 года. По некоторым данным, во время своего визита в Самару в 1871 году, Александр II лично заложил камень в строящийся собор.
Александр II поручил разработку проекта собора МВД. Министерство же возложило исполнение воли императора на члена строительного технического отдела МВД профессора архитектуры Эрнста Ивановича Жибера. Профессор Жибер спроектировал одноэтажный храм вместимостью 2500 человек, который и был утвержден императором.
Поскольку профессор Жибер не мог вести надзор за строительством храма, эта функция возлагалась на местных архитекторов. Надзор поочередно осуществляли губернский архитектор М.Д. Муратов, городской архитектор Теплов, коллежский асессор Н.Я. Манфин, и многие другие… В 1889 году к делу приступил самарский архитектор А.А. Щербачев.Существовало два варианта отделки интерьеров храма, спроектированных Жибером. Поскольку оба варианты требовали больших средств, окончательный вариант был исполнен по эскизам А.А.
Щербачева, руководствовавшегося работами Жибера.
28-30 августа 1894 года собор был освящен.
В общей сложности строительство длилось 25 лет и пережило Александра II. На возведение собора было потрачено полтора миллиона рублей, большая часть из которых перечислялась из городской казны.
Один из участников строительства собора, Городской Голова Самары (1884-1891) П.В. Алабин, так пишет в своей книге: «Будущность нашего края, нам верующим в непогрешимость пророчества одного из величайших святителей земли русской, Св. Митрополита Московского Алексия, естественно представляется светлою и потому, нет сомнения много еще
будет нашему краю случаев возлагать свои благодарственные и памятные жертвы на тот великий жертвенник что воздвигнут ныне населением Самарского края, во славу Божию, в виде Храма, во имя Христа — Спасителя мира!…» Но пожеланиям П.В. Алабина не суждено было сбыться…
После революции площадь была переименована из Соборной в Коммунальную, затем в площадь им Куйбышева, собор был закрыт.
2 января 1930 года пленум президиума Самарского горсовета постановил: «Кафедральный собор передать Союзу строительных рабочих для переоборудования под Дом культуры Союза строителей». В марте 1930 года Москва отклонила проект реконструкции собора под ДК.
Горсовет принял следующее решение: «Учитывая, что приспособление здания бывшего кафедрального собора под культурные постройки требует огромных средств и что даже при больших затратах невозможно переоборудовать это здание под культурное учреждение, отвечающее всем требованиям, и исходя из необходимости быстрого форсирования строительства
нового Дома культуры, Президиум Горсовета постановил:
1. Здание бывшего кафедрального собора разобрать.
2. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры.
3. Объявить конкурс на составление проекта нового Дома культуры».
Было принято решение взрывать собор по частям. Взрывы производились по ночам и, судя по документам того времени, разборка шла медленно и плохо. Кирпич сразу же шел на строительство Дома промышленности, Дома красной армии, Радиодома. Строительный мусор использовался для засыпки оврагов, строительства фундаментальной плиты под новый ДК, для строительства дамбы и других объектов. Поскольку все близлежащие улицы были завалены строительным мусором. Вывозить его не успевали, в связи с чем, рядом со строящимся Домом промышленности был оборудован завод по переработке из мусора теплобетонных камней.
Разбор собора продолжался около четырех лет, весной 1935 года взорвали колокольню. По рассказам одного из очевидцев: «Им осталось взорвать гигантскую четырехярусную
колокольню. Ночной взрыв был ужасен. Яркая вспышка света, и эта громадина как
ракета устремилась в ночное небо. Она взлетела примерно на 20 метров и кусками
рассыпалась по соборным садикам»…
В 1938 году площадь Куйбышева в Самаре приобрела нынешний вид.
Вместо кафедрального собора в византийском стиле на площади расположился Дворец
культуры имени В.В. Куйбышева — яркий пример советского неоклассицизма (в
отличие от собора, Дворец культуры расположен не по центру площади, он смещен в
сторону улицы Галактионовской).По материалам журнала «Самарские судьбы» №11, 2007 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?