Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.).
Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан. По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования. Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.
На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы).
Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения. Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».
После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.
Святыни храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.
7. Покровская церковь.
Церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы сооружена в 1861 году, на собственныя средства, Самарскими купцами 1-й гильдии Емельяном и Антоном Николаевичами Шихобаловыми, на месте бывшей тут прежде деревянной Предтеченской церкви (бывшая Вознесенская), которая, по ветхости своей, не могла уже быть обращена в приходскую, что ей предстояло за упразднениемъ бывшего тут кладбища.
Каменная церковь эта современной архитектуры, о пяти главах, покрытых белым железом, может вмещать в себе до 1500 человек, окружена большею площадью упраздненнаго кладбища, часть котораго отошла под станцию сооружаемой ныне Оренбургской железной дороги. Самое кладбище, известное под именем стараго, ограждено низкою, деревянною, весьма плохою и ветхою оградою. Ее, в некоторой степени, поддерживает Городская Дума, также как и разсаженные на этом кладбище древесные аллеи, в намерении обратить это место в сквер, необходимый в этой местности города, почти лишенной растительности. Надо полагать, что Городская Дума не остановится в этом случае на одном предположении.
Необходимость приведения в порядок площади стараго кладбища, особенно с устройством близ него воксала железной дороги, очевидна, так как в настоящее время эта площадь представляетъ собою крайне печальный вид. Ныне тут кое где торчат чахлыя деревья; на оставленной усыпальнице предков здешних горожан бродит скот; между провалившихся могил, поросших бурьяном, и полуразрушенных намогильных памятников. Тягостное впечатление, которое делает на посетителя ныне вид этой площади, могло бы вполне быть устранено разведением на ней сквера и уничтожением или возобновлением полуразрушенных надгробных памятников и насыпей над могилами, Бог весть кому принадлежащими, отметив их и вместе замаскировав, посадкою деревьев и кустов.
Прихожан у Покровской церкви состоит ныне 2995 душ об. пола. Причт прежде здесь существовавшей Предтеченской церкви в 1850 году состоял из священника и дьячка, а в настоящее время его составляют: два священника и два дьячка. Причт и церковь существуют на доброхотные пожертвования. В 1850 году Предтеченская церковь имела дохода 201 р. 2 к. и расхода 192 руб. 97 к.; в 1874 году доход Покровской церкви простирался до 2382 р. 72 к. и расход до 1953 р. 72 к.
В Покровской церкви замечателен по своему древнему письму образ Спаса нерукотвореннаго, писанный в 1642 году.
Из книги П.В. Алабина «Двадцатипятилетие Самары как губернского города»
В истории Покровского собора есть трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в открытое окно Покровского храма бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь прислуживавшая при церкви прихожанка, некто Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших» свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошёл до гробницы митрополита Мануила, покоившегося здесь, в притворе, с 1968 года, после чего остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи выполнили местные художники и живописцы из Западной Украины.
Интересный факт: В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелёвых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых (на строительство этого храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 000 рублей и впоследствии помогали благоукрашать церковь). По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) были извлечены, помещены в новый гроб и захоронены на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причём был полностью совершён чин погребения. В 1996 году шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».
В 2014 году Министерство культуры РФ выделило деньги (порядка 153 млн. рублей) на реставрацию Покровского собора. Внутренние работы продолжаются и по сей день. По плану реставрационные работы должны завершиться в 2024 году.
C сайта: https://63samara.ru/dostoprimechatelnosti/hram/kafedralnyj-sobor-pokrova-presvyatoj-bogorodicy/