Иверский монастырь, общежительный, в городе Самаре. Основан в 1860 году из существовавшей с 1855 года женской общины. Здесь находится особо чтимая Иерусалимская икона Божией Матери. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Самарский Иверский монастырь был центром духовной жизни дореволюционной Самары. Монастырь был воззведён по инициативе граждан Самары, которые в январе 1850 г. вышли к епископу Симбирскому Феодотию с просьбой открытия в Самаре женской общины. К этому времени 38 сестёр выявили желание посвятить свою жизнь иночеству. Община была названа Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, которая пожертвовала возведённому храму семейную икону «Иверской» Божьей Матери с ценным золотым покрытием.
Открытие монастыря или, вернее, переименование общины в Самарский Иверский монастырь, произошло 21 августа 1860 г. В 1882 г. был заложен камень в тёплый храм имени Иверской иконы Божьей Матери. В 1888 г. храм был освящён, начались службы. В 1879 г. купчихой Параскевой Шибаловой был построен просторный 2-этажный госпиталь для монастыря на каменной основе. 8 сентября 1889 г. в монастыре была открыта приходская школа для девочек и приют для сирот. В 1877 г. настоятельница Антонина, будучи превосходной золотошвейкой, лично приняла участие в шитье Самарского знамени, созданного по инициативе П.В. Алабина. Под этим знаменем русские и болгары боролись за независимость Болгарии с турецким игом, оно стало символом единства славянского народа.
К 1917 монастырский комплекс включал в себя 4 храма: каменный холодный трёхпристольный в честь Успения Божьей Матери; тёплый каменный в честь Иверской Божьей Матери; каменный у колокольни в честь Св. Николая Чудотворца; каменный двухэтажный трапезный храм в честь «Иерусалимской» иконы Божьей Матери. В 1919 г. монастырь был закрыт, на его основе была создана швейная бригада и зарегистрирована община верующих. Большинство жилых корпусов монастыря было занято рабочими «Водосовета» и общества «Металлистов» под квартиры. В остальных корпусах до 1929 г. жили монахини. К началу 1930-х гг. архитектурный комплекс монастыря утратил свои основные доминанты: Успенский собор был снесён и 65-метровая колокольня быда разрушена.
Возрождение монастыря началось в 1990-х гг. В 1991 г. вновь организованной женской общине збыло возвращено здание монастырской трапезной, в 1995 г. — здание Иверского монастыря. Летом 1994 г. на территории Иверского монастыря владыкой Сергием был основан и освящён крест поклонения. Его автор — известный русский скульптор Вячеслав Клыков. В 1994 г. община получила официальный статус монастыря, настоятельница Иоанна была воззведена в сан игуменьи. Основной храм Иверского монастыря был отремонтирован. 5.01.1995 г. на трапезном храме Самарского Иверского монастыря был установлен купол с крестом. Колокольня и дом игуменьи были перестроены. Монастырская ограда восстановлена, территория, примыкающая к монастырю, засажена деревьями и кустами.
Иверский женский монастырь начал свое существование в 1852 г., в виде общины, на частныя пожертвования, которыя сделались настолько значительными, что в течении нескольких лет община построила две церкви, несколько келий и заложен был большой каменный храм. В 1860 г. община переименована была в женский монастырь. Ныне Иверская обитель, обнесенная каменною стеною, представляется как-бы отдельным городком; ея церкви, жилыя постройки и службы содержатся чисто, заботливо. Здесь-же имеется большой колодезь с отличною водою, которою пользуются горожане. Этот колодезь — истинный клад для Самары, потому что весною вода Волги делается мутною и негодною к употреблению.
Иверская обитель, расположенная на скате крутаго волжскаго берега, украшает собою северную часть города.
Источник: «Иллюстрированный спутник по Волге в 3-х частях с картою Волги. Историко-статистический очерк и справочный материал». Составил С. Монастырский. Казань. 1884 год.
В первой половине ХIХ века в уездном городе Самаре Симбирской губернии не было православных обителей. Девицы и вдовицы, решившие уединиться, вынуждены были подвизаться самостоятельно. По ходатайству сестёр, православных жителей Самары и с благословения Симбирского епископа Феодотия решено было организовать в центре Самары иноческую женскую обитель. Несколько именитых жителей города даже пожертвовали свои земли на берегу Волги.
В 1850 году, 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, епископ Симбирский Феодотий благословил и освятил место новой женской общины, а также её первых насельниц иконой Иерусалимской Божией Матери. С первого же богослужения эта икона прославилась чудотворениями и стала особо почитаемой в Самаре. В 1851 году Самара из уездного города преобразуется в губернский, образуется самостоятельная Самарская епархия. Вместе с ростом и расцветом города растёт и обустраивается обитель. Через 10 лет община была преобразована в общежительный женский монастырь. Первой в обители была построена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери с 8-ми келиями под ней и вокруг неё, в которых и поселились первые 38 подвижниц.
В 1855 году Преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил небольшую деревянную церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, для которой приспособили ранее построенную часовню. В 1869 году был построен 5-главый каменный храм в русско-византийском стиле во имя прп. Сергия Радонежского и первоверховных апостолов Петра и Павла. С 1902 года после капитального ремонта храм стал называться Успенским. Просторный, наполненный воздухом и светом, прохладный в жаркое самарское лето, Успенский храм пользовался особой любовью горожан. До построения нового Кафедрального собора он был самым большим и благолепным из всех церквей Самары.
В 1877-1882 гг. возведена величественная 65-метровая колокольня с 8-тонным колоколом и надвратным храмом во имя Николая Чудотворца. Силуэт колокольни считался символом дореволюционной Самары. В 1888 году был построен тёплый каменный храм во имя Иверской иконы Божией Матери с приделом во имя Архангела Михаила, а в 1901-1903 гг. на месте деревянного ветхого Иверского храма была отстроена каменная церковь в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В монастыре также были построены больница, школа для девочек, дома для священнослужителей, келейные и производственные корпуса.
Монастырь был открыт как общежительный и не получал денежных субсидий от казны на своё содержание. Поэтому с первых лет существования в нём была открыта целая сеть всевозможных мастерских: золотошвейная, иконописная, чеканная, белошвейная, ковровая, священнослужительских одежд и облачений, переплётная и др. Окружённый с четырёх сторон высокой выбеленной каменной стеной с 4 въездными воротами и башенками, Иверский монастырь напоминал небольшой городок. В его стенах было 10 жилых корпусов, амбары, конюшня, каменная баня и прачечная, каменные погреба, большой колодец с питьевой водой — лучшей по качеству в Самаре, сад, цветники. На доходы от монастырских мастерских и на частные пожертвования жил и развивался монастырь.
Самарская обитель стала известна всему миру, благодаря знамени, изготовленному монахинями для болгарского ополчения. «Самарское знамя» было изготовлено в 1876 году по инициативе городского головы П. В. Алабина при помощи хрупких женских рук в стенах женской обители на берегу великой русской реки — Волги. Ему в Болгарии поставлен гранитный памятник. В 1853 году в общине подвизалось 75 сестёр, в 1860 году — 190, а в 1917 году Самарский Иверский монастырь был одним из крупных женских монастырей Российской империи — число насельниц в нём приближалось к 500.
Настоятельницами монастыря в дореволюционный период были игумении: Маргарита (Янова; 1855-1874); Антонина (Розалиева; 1874-1892); Феофания (Немерцалова; 1892-1908); Серафима (Миловидова; 1908-1917). Революция и богоборческий период принесли тяжёлые испытания за право исповедовать веру. Сёстры, после закрытия в 1919 году Самарского Иверского женского монастыря претерпели гонения: изгнание, тюрьмы, ссылки, насильственную смерть. После 1919 года в стенах обители была создана швейная артель, а в жилых корпусах были поселены рабочие некоторых самарских предприятий. Так, в 1925 году было принято решение о поселении в монастыре рабочих пивоваренного завода, находящегося буквально через дорогу и служащих Самарской ГРЭС. В 1929 году оставшиеся инокини и монахини были изгнаны из келий, а оставшиеся (приходские, к тому времени) храмы обители были закрыты.
В 1930 году Успенский собор, колокольня и ограда были взорваны и разобраны. Кирпич пошёл на хозяйственные нужды. Монастырское кладбище подверглось осквенению и сносу, чудом сохранился памятник-надгробие П. В. Алабину и ещё десяток надгробий с разорённого погоста. Вскоре территория монастыря превратилась в замусоренный и заросший сорняком участок, а место это стало называться — «Дно». Иверский монастырь исчез на семь десятилетий с карты Самары.
Возрождение обители началось в 90-е годы ХХ столетия с регистрации в конце 1991 года общины. В 1992 году епархиальному управлению РПЦ передаётся здание сохранившегося трапезного храма Иерусалимской иконы Божией Матери, а в 1995 году — полуразрушенного Иверской церкви. В 1993 году Самарскую кафедру возглавил архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. В 1994 году Указом Патриарха Алексия II настоятельницей монастыря стала игумения Иоанна (Капитанцева), переведённая в Самару из Красногорского женского монастыря из под города Золотоноши Черкасской области. Первые монашеские обеты были произнесены на Благовещение 1998 года. С тех пор каждый Великий пост совершаются иноческие и монашеские постриги.
В настоящее время в обители подвизаются 80 сестёр из Самары, Самарской области и других областей. В монастыре построен новый игуменский дом и 4-х этажный сестринский корпус. В бывшем ремесленном корпусе расположилась просфорня, в бывших настоятельских покоях — трапезная, швейная и золотошвейная мастерские. В обители имеется иконописная мастерская. «Жемчужиной Самарского края» назвал Иверский монастырь Патриарх Алексий II, посетивший обитель 13 октября 1999 года.
В 2000 году началось восстановление Иверского храма. 26 октября 2008 года в праздник Иверской иконы Божией Матери архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении епископа Нежинского и Прилукского Иринея и других священнослужителей совершил чин Великого освящения главного храма обители. Под его расписанными сводами установлена сень с мощами святого праведного Александра Чагринского.
За четверть века под защитой Покрова Богородицы, при архипастырской поддержке Митрополита Самарского и Сызранского Сергия, помощи областного и городского Правительства, доброхотов и трудами насельниц монастырь в центре Самары развивается и приукрашается. Вновь возвышается на крутом Волжском берегу колокольня с надвратной церковью в честь святителя Николая Чудотворца. В монастыре построены часовня-храм в честь Царственных страстотерпцев, новый игуменский дом, сестринский корпус и гостиница — они замечательно вписались в архитектурный ансамбль обители.
Из брошюры: «Самарский Иверский женский монастырь»