Кузнецовский фарфор

Кузнецовский фарфор.

В некоторых российских семьях сохранились фарфоровые чашки и блюдца, изготовленные в конце XIX века. Их ставят на стол в особо торжественных случаях или вообще хранят как семейную реликвию. На дне большинства раритетных изделий — марка «Товарищество М.С. Кузнецова». Но о личности хозяина предприятия — фарфорового магната Матвея Сидоровича Кузнецова — до недавних пор знали только искусствоведы.
Между тем сто лет назад продукция кузнецовских заводов была почти в каждом доме, в будни и в праздники расписной фарфор и фаянс радовали глаз аристократов, купцов, рабочих и крестьян. На стыке XIX и XX веков поставшик двора его Императорского величества, Коммерции советник и Кавалер Матвей Сидорович Кузнецов был владельцем восьми фарфоро-фаянсовых заводов.
Кузнецовы известны как род промышленников и купцов-старообрядцев с начала XIX века. Фамильное дело было начато Терентием Кузнецовым в 1810 году со строительства в городе Гжель небольшого фарфорового производства. В конце XIX века Терентий Кузнецов и его сыновья владели несколькими фабриками, большая их часть досталась в 1853 году старшему сыну — Сидору Терентьевичу.
Сидор Кузнецов скоропостижно скончался в 1864 году, оставив сына Матвея единственным наследником двух крупнейших заводов в Риге и Дулёве. Став управляющим этих предприятий, Матвей решил стать лидером фарфоровой индустрии в России. В первую очередь он занялся улучшением технической базы заводов, расширением сырьевой базы и рынков сбыта в Европе и восточных странах. Уже через два года Кузнецову удалось превзойти достижения отца.
Что особенного было в Кузнецове как промышленнике? По воспоминаниям его современников, сочетание предпринимательской хватки с глубокой религиозностью. Матвей Кузнецов был глубоко верующим человеком и большим патриотом, заботящимся не только о собственной прибыли, но и о подъёме промышленности в целом в России. Наверное, самая большая заслуга Кузнецова в том, что он основал массовое производство фарфора, сделав его доступным даже для беднейших крестьянских семей.
На фабриках Кузнецова всегда работали художники из народа — самородки, родившиеся в деревнях и селах России. Не раз фарфорового магната за это упрекали, называя его стиль «кузнецовщиной», но он всегда был верен традициям и, чуждый всякого снобизма, любил простых русских людей. Ни разу на кузнецовских заводах не было забастовок. Каждому из рабочих он старался наладить достойную жизнь. На всех кузнецовских заводах действовали кружки для занятий художественной самодеятельностью и спортом. При таком подходе неудивительно, что люди работали у Матвея Кузнецова целыми династиями, а производительность труда намного опережала другие промышленные предприятия.
Рабочие кузнецовской империи делали не только посуду, настенные панно, часы, вазы и пепельницы, которыми ограничивался даже Императорский фарфоровый завод. Уловив европейские веяния, Кузнецов наладил производство облицовочной плитки и сантехники. Но самым важным новшеством стала церковная утварь из фарфора, майолики и фаянса. Это киоты, подсвечники и знаменитые кузнецовские иконостасы, некоторые из которых пережили революцию и две мировые войны.
Выигрышное сочетание коммерческой хватки и верности христианским ценностям перешло по наследству к детям Матвея Сидоровича. В его доме на 1-й Мещанской, 41 (сейчас Проспект мира) царила атмосфера строгости и благочиния, несмотря на то что часто там собирались шумные компании промышленников, меценатов, художников и поэтов. Кузнецов сумел дать восьми своим детям прекрасное образование, дочерей выдал замуж за потомственных купцов и на старости лет мог не беспокоиться о том, что после его смерти фарфоровая империя придёт в упадок. Под руководством сыновей и зятьёв империя росла и процветала, но в дело вмешалась Первая мировая война, а затем революция 1917 года. Кузнецовские заводы национализировали, а потомки Матвея Сидоровича разъехались по всему свету. Кто не успел уехать, были репрессированы, отправлены в сибирские лагеря. В период с 1917-го до фашистской оккупации Кузнецовы руководили только заводом в Риге
Кузнецовские заводы под другими названиями работали в советское время, часть из них действуют и сейчас. Только вот прежней фарфоровой империи нет, и чай россияне пьют всё больше из посуды иностранного производства. Имя Кузнецова долгое время замалчивалось, неизвестно было даже, где находится его могила. Почему в советское время было принято строить на обломках и забывать о наследии прошлого — вопрос риторический. В новой России ситуация изменилась, и это хороший знак: у таких, как Кузнецов, современным предпринимателям, промышленникам и олигархам не мешало бы поучиться.
Нынешним летом исполняется 160 лет со дня рождения Кузнецова. Несколько лет назад восстановить память о легендарном русском промышленнике решили сотрудники Московского общественного фонда культуры, который располагается в доме Матвея Сидоровича на Проспекте мира. По их инициативе на месте захоронения Кузнецова на Рогожском кладбище установили стелу, а на доме поместят памятную доску. Юбилейные мероприятия, посвященные дню рождения великого промышленника, Московский фонд культуры отметил выходом книги о Кузнецове.

М. Соколова

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?