Сахтыш. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Михаила Архангела.

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, кон. 18 — нач. 19 в.; кон. 19 в.
Расположен в центре села на площади, через которую проходит дорога на Тейково. Поставленные рядом кирпичные храмы: небольшой теплый Николая Чудотворца (1785-94) и более крупный холодный Михаила Архангела с отдельно стоящей колокольней (1795-1810) — построены поблизости от существовавшего с нач. 17 в. Петропавловского Сахтышского монастыря, упраздненного в 1764 г. В 1-й пол. 19 в. к востоку от церквей на средства попечителя Топоркова была построена деревянная приходская школа. К настоящему времени утрачены своды четверика Никольской церкви, главы и кровля трапезной церкви Михаила Архангела, колокольни обоих храмов. Типичный для Ивановской обл. храмовый комплекс кон. 18 — нач. 19 в. в формах барокко с архаизирующими элементами древнерусского зодчества.
Березин, Добронравов, 1896, с. 285-288. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 286-288

Село Сахтош, или Сахтыш, находится от Владимира в 75 верстах (80 км), а от Суздаля в 45 верстах (48 км) и в 8 верстах (8,5 км) от торгового фабричного села Тейково, Шуйского уезда. Село расположено на возвышенной местности, окруженной со всех сторон вязкими болотами, поросшим мелколесьем. В полуверсте от села, за болотом, лежит довольно большое озеро, называвшееся в старину Клещино, а ныне именуемое по селу Сахтышским. Озеро имеет в длину 3 версты, а в ширину 2 версты, довольно глубокое и рыбное, но по обилию в нём дерева и кореньев для рыбной ловли не совсем удобное. Тем не менее крестьяне села Сахтыш арендуют озеро у владельцев его и занимаются на нём рыболовством. Из озера вытекает речка Сахтыш и направляется к селу Тейкову.
Древних церковноисторических известий о Сахтыше не имеется. Известно только из «Исторического собрания о граде Суздале» Ан. Фёдорова, что в середине XVIII столетия в Сахтыше была церковь и при ней приход, а из письменных документов, хранящихся в местной церкви, видно, что во второй половине XVIII столетия в селе было две церкви: тёплая и холодная, обе — деревянные, и что в конце XVIII столетия, по прошению священника Ивана Никифорова и прихожан, Епархиальное начальство разрешило вместо деревянных церквей построить каменные. Так, из указа Суздальской Духовной Консистории от 11 июня 1785 года видно, что в селе строился каменный храм, вместо ветхого деревянного.
Церковь эта строением окончена в 1794 году и освящена в том же году во имя Святителя и Чудотворца Николая. Николаевская церковь в настоящее время тёплая. Другая деревянная церковь в конце XVIII столетия сгорела от неосторожного обращения с огнём и, по прошению того же попа Ивана Никифорова с прихожанами, Епархиальное начальство на месте сгоревшей церкви разрешило построить новую каменную церковь. Церковь была заложена в больших размерах и строение её замедлилось по причине недостаточности материальных средств прихожан; и лишь через 15 лет, в 1810 году, она была отстроена и освящена в честь Архистратига Божиего Михаила.
Архангельская церковь пятиглавая; в ней, кроме главного престола в честь архистратига Михаила, имеются два придела: в честь Святой Живоначальной Троицы и святой великомученицы Екатерины. Колокольня при церкви каменная. Обе церкви и колокольня обнесены каменной оградой.
Из достопримечательных церковных вещей имеются:
Запрестольный крест, серебряный вызолоченный, с частицами св. мощей. На лицевой стороне креста вверху чеканное изображение Господа Саваоѳа и Св. Духа, в средине таковое же изображение Господа Иисуса Христа распятого.На оборотной стороне креста написаны имена св. угодников, частицы мощей которых находятся в кресте.
Федоровская икона Божией Матери греческого письма, в сребопозлащенной с большим венцом ризе; высота иконы 14 ½ вершков (64,5 см), ширина 12 вершков (53,3 см).
Икона Святителя и Чудотворца Николая древнего письма, в серебряной ризе.
Церковные документы хранятся: копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества вновь составлена в 1877 году.
При церкви построены сторожка и палатка каменные; первая крыта железом, а вторая — тёсом.
При церкви земли имеется в следующем количестве: усадебной 1 десятина (1,1 га), сенокосной 1 десятина (1,1 га) и пахотной 32 десятины (35 га) и под дровяным лесом 3 десятины (3,3 га). На сенокосную землю имеется план и межевая книга, а на усадебную и пахотную — одна межевая книга.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта: 5 руб. процентов с церковного капитала, от земли 50 руб., от сбора зерновым хлебом до 45 руб. и за требоисправления до 410 руб., а всего до 505 руб. серебром. Дома у причта собственные, на церковной земле.
Приход составляют: село (44 двора), сельцо Бирюково, сельцо Блошкино, сельцо Мыльново, сельцо Тредьяково, деревни: Пайдово и Мишнево. Дворов в приходе 136, душ мужского пола 402, а женского пола 496.
С 1890 года в селе открыта церковно-приходская школа и помещается в отдельном здании, построенном на средства попечителя школы г. Топоркова.
Березин В.Д., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [вып. 1-5]. — Владимир: Типо-лит. В.А. Паркова, 1893-1898.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?