Сахаровка. Церковь Александра Невского.

История освоения земель Воловского края в первой половине XVII века связана с именем дворян Сахаровых. Так, в 1628 году Богдан Юрьевич Сахаров царем Михаилом Федоровичем был пожалован землей в Диком поле, по реке Красивая Меча и речке Турдей, где находились пустоши Дикое Поле, Дубровка, Заречная. Освоение земель Б.Ю. Сахаровым началось с размещения своего имения при слиянии реки Красивая Меча и речки Турдейки. Это дало начало поселению под названием Турдей. Сахаровыми-Рождественскими было основано село Рождествено, в котором в 1770 году была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В это село к надворному советнику Стратонику Ивановичу Сахарову часто наезжал Андрей Тимофеевич Болотов. С. И. Сахаров на своих землях обосновал еще одно селение – деревню Сахаровка. Деревня быстро росла, заселялась приезжими людьми, и уже в 1857 году в ней проживало 390 человек.В конце XIX века деревня Сахаровка была куплена дворянином Николаем Чижовым для своей дочери — Марии, единственной наследницы богатого достояния. Она никогда не выходила замуж. А в 1891 году начала строительство церкви в Сахаровке. У местных старожилов остались о Марии Николаевне только хорошие воспоминания, и они дошли до наших дней через поколения. Она очень по-доброму относилась к своим слугам. Староста, кучер обедали с ней за одним столом. Не отказывалась быть крестной матерью у их детей. Помогала беднякам, давала в долг, а долги не взыскивала, построила в селе богадельню. Период управления Марии Николаевны Чижовой стал временем расцвета села Сахаровки.Каменная церковь святого благоверного князя Александра Невского с колокольней в селе Сахаровке была построена в 1903 году тщанием местной помещицы из дворянского сословия Марии Николаевны Чижовой. В начале XX века церковь была покрыта железом и окрашена медянкой. Престольный праздник в селе отмечался 30 августа по старому стилю (12 сентября по новому стилю). В приходе церкви святого благоверного князя Александра Невского состояли следующие селения: с. Сахаровка, д. Александровка, д. Банные Выселки, д. Озерки, д. Таушева, д. Соболевка, д. Сухие Плоты.По штатному расписанию при церкви был псаломщик и священник. Жалования они не получали, а содержались за счет кружечных доходов, которых в 1916 году было до 450 рублей. При церкви была усадебная земля вместе с погостом церковным площадью 2 десятины 720 квадратных саженей, пахотная земля — 32 десятины 980 квадратных саженей, сенокосная — 473 квадратных сажени, мелкого леса — 2 десятины 947 квадратных саженей на расстоянии полуверсты от церкви, всего — 37 десятин. Церковь с земель получала в среднем ежегодно до 7 рублей дохода. На церковной усадебной земле располагались деревянные дома для священнослужителей и церковнослужителей, причем к дому священника была пристроена кирпичная кухня, — все эти строения были построены в 1906 году на средства помещицы М. Н. Чижовой. При церкви располагалась также церковная караулка, построенная в 1909 году.В приходе церкви находились три земские школы: 1) школа в селе Сахаровке, помещавшаяся в здании помещицы М. Н. Чижовой; 2) в деревне Озерки, в наемном доме крестьянина и 3) в деревне Банных Выселках, в наемном доме крестьянина. Церковно-приходской школы при церкви не было.С 1903 года в земской школе села Сахаровки преподавала дочь священника села Солодилова Манефа Сергеевна Троицкая, в 1898 году окончившая Тульское епархиальное женское училище; ранее, с 1898 года, она два года преподавала церковно-приходской школе села Мещерское Чернского уезда, один год в деревне Могучине Богородицкого уезда, один год в частном доме купца Чухрова и один год в Ефремовском уезде у помещика Кудрявцева.С 1916 года в земской школе деревни Банных Выселок учительницей была крестьянка Екатерина Михайловна Полторыхина, в 1914 году окончившая курс Богородицкой женской гимназии; до 1916 года она преподавала в селе Кузовке Богородицкого уезда.С 1911 года в земской школе деревни Озерки учительствовала крестьянка Елизавета Ивановна Пчеликова, в 1905 году окончившая Ефремовскую прогимназию; до 1911 года она три года преподавала в Морковщинской сельской школе и два года при станции Караси Сызрано-Вяземской железной дороги.В 1916 году настоятелем церкви был священник Иоанн Васильевич Щеглов. Он родился в 1864 году в семье священника. В 1879 году окончил Веневское духовное училище. С 1885 года состоял учителем в церковно-приходских школах и был еще псаломщиком при Казанской церкви села Богородицкого Богородицкого уезда (с 1895 года), диаконом при Михаило-Архангельской церкви села Черняевка Богородицкого уезда (с 1 января 1898 года). С 1906 по 1916 год был законоучителем в Сахаровской, Озерской и Соболевской земских школах. В 1896 году отец Иоанн за труды по народному образованию был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Александровской ленте. Среди его наград — серебряная медаль в память 25-летия церковно-приходских школ, нагрудный знак и светло-бронзовая медаль в память 300-летия Царствования в России Дома Романовых. В семействе у него были: жена Анна Иоанновна (р. 13 января 1874 года) и дети — Любовь (р. 11 сентября 1898 года; в 1916 году обучалась в Белевском епархиальном женском училище), Павел (р. 1 октября 1900 года; в 1916 году обучался в Тульской духовной семинарии), Алексий (р. 10 февраля 1903 года; в 1916 году обучался в Белевском духовном училище), Олимпиада (р. 28 апреля 1905 года; в 1916 году обучалась в Белевском епархиальном женском училище), Надежда (р. 25 августа 1909 года), Валентина (р. 27 июня 1912 года).При церкви служил псаломщик Александр Михайлович Никольский. Он родился в 1880 году в семье личного почетного гражданина. В 1897 году окончил курс Епифанского уездного училища. В 1903 году определением епархиального начальства был допущен к исполнению псаломщической должности при церкви села Сретенского-Любашевки Ефремовского уезда. в 1909 году, согласно прошению, был допущен к исполнению должности псаломщика к церкви села Сахаровки. В 1912 году был утвержден в должности псаломщика. 13 мая 1914 года был посвящен в стихарь. 27 сентября 1916 года был взят на военную службу. В семействе у него были: жена Антонина Петровна и дети — Николай (р. в феврале 1910 года), Анатолий (р. 15 февраля 1913 года) и Лидия (р. 31 декабря 1914 года).С 1906 по 1916 год старостой при церкви был крестьянин деревни Таушева Григорий Димитриевич Матюхин (р. в 1853 году; его жена Татьяна Титова, 1854 г. р.).В 1916 году в селе Сахаровке было 77 домов, 214 душ мужского пола и 314 душ женского пола; в деревне Банных Выселках — 42 дома, 248 душ мужского пола и 173 души женского пола; в Озерках — 39 домов, 135 душ мужского пола и 161 душа женского пола; в Таушеве — 33 дома, 117 душ мужского пола и 126 душ женского пола.В годы революции и гражданской войны, в годы массовых репрессий верующих и разрушений храмов коренным образом изменилась жизнь села. Мария Николаевна Чижова была вынуждена покинуть свое поместье, уехала ночью, как говорят, с одним чемоданчиком. А церковь и верующие пережили все ужасы гонений 1920–1930-х годов. О том, когда была закрыта церковь, точных данных нет. Но старожилы вспоминают: кто родился в 1930 году, был крещен в сахаровской церкви, рождённых же в 1931 году крестили уже в других церквях. Можно предположить, что храм закрыли в 1931 году. После закрытия храм подвергся окончательному разграблению. В годы коммунистического режима в церкви находилась школа, потом — клуб, а затем — склад. Москвич Михаил Юрьевич Богатырёв в память о своих предках, проживавших в Сахаровке, построил часовню, которая была открыта и освящена 17 октября 2009 года. «Сейчас здание церкви стоит пустое, разрушенное и никому не нужное, как и сама Сахаровка. И вместе они доживают свой век…», — с сожалением и переживанием за судьбу села пишет учащаяся 8-го класса Сухоплотавской школы Олеся Садонина в мини-исследовании «История села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского». Сейчас в селе проживают 25 человек, большинство из которых — старики, колхозные здания разрушены, а жилье — ветхое.При подготовке статьи использованы: Государственный архив Тульской области. Ф. 3. Оп. 17. Д. 268; Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895; Садонина О. История села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского. Сухие Плоты, 2009.Прекрасной иллюстрацией к истории села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского стала работа учащейся 8-го класса Сухоплотавской школы Олеси Садониной, занявшая в 2009 году на ежегодном Тульском областном краеведческом конкурсе «Тульский край — Земля Православная», посвященном 900-летию памяти просветителя вятичей — святого Кукши, 2-е место в конкурсе творческих письменных работ. Это мини-исследование — задушевный фоторассказ о судьбе российской провинции. Оно проникнуто любовью к Родине, печалью о современном состоянии села и верой и надеждой на его возрождение.источник 

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?