Построена в начале XIX в. Возобновила работу в 1990-е годы. В 2005 г. палехская иконописная мастерская «ЛИК» выполнила фасадную роспись храма.
Источник: книга «Храмы России», 2007.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Оковецкая» построена в 1821 г. Престола три: Оковецкой Божией Матери, Иоанна Предтечи (по этому престолу много лет церковь называли Предтеченской), преподобного Нила Столобенского чудотворца. Закрыта в 1939 г. В 1991 г. церковь была передана православной общине.
Источник: сайт Тверской епархии
Как и все Ржевские храмы, Оковецкий имеет свою непростую историю: «Церковь эта известна по переписным книгам с 1678 года, когда была центром Береговой слободы Князь-Дмитриевской стороны Ржева. Нет сомнения в том, что и сто лет назад от указанной даты на том месте стоял деревянный храм, когда еще и слобода называлась «Иоанновской». И отголоски легенд о подземных ходах под Волгой к крепости, видимо имеют свое основание» («Ист. Ржева», стр. 60 — 66, 2000 г.).
До недавнего времени историки лишь предполагали, что первоначальная деревянная церковь в г. Ржеве в честь местночтимой иконы Богоматери из с. Оковцы была выстроена на берегу Волги в 1758-1759 годах. Новые архивные документы не только подтверждают это, но и вносят ясность по этому поводу. Достоянием сегодняшнего дня является информация о церквях, стоявших на «Предтеченской земле» до возведения на этом месте церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери.
В ХVII веке Ржев пережил очередное вторжение иноземных полчищ. Разрушены монастыри, сожжены храмы. На Иоанновской набережной от деревянной церкви Иоанна Предтечи остался каменный фундамент да обуглившиеся головешки бревен. Не скоро ржевитяне примут решение о возведении на этом месте нового деревянного храма. В декабре 1715 года верующие и обыватели Заволжской стороны обратились к царю с прошением — разрешить построить на церковной Предтеченской земле деревянную церковь Ржевской Богоматери. Челобитники сообщают царю о том, что в ХVI веке на этом месте была церковь «… а теперь здесь погост и пол десятины земли… в церкви которая будет строиться будет двор попов, двор дьяков, двор просфирницы, да приходских вышеописанных челобитчиков 14 дворов, кроме вышеписанного челобитчика Ивана Бинина. А на той церкви дань доведется положить с дворов: с попов — 4 деньги, с дьячков — 1 деньга, с просфирни — 1 деньга, да с приходских с 14 дворов по 6 денег, и того — 15 алтын с заезда и десятичных доходов, и казенных пошлин — 19 алтын…» (1716 г. ф. 235, оп. 1. д. 162. л. 1. об. 2, 2 об.).
Из истории строительства деревянной церкви, именуемой Ржевской иконы Божьей Матери: Прошение чинов, обывателей и прихожан города Ржева о повелении созеждать на посаде церковной земли церковь во имя ржевския Богородицы. Декабря дня 1715 года. «Державный Царь Государь милостивейший. Во Ржеве на посаде, Иоанна Предтечи земля исстари лежит в пустее, а у нас нижеименованных рабов Твоих обещание, чтоб на той церковной земле построить древяную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа ржевския, да в приделы Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенского. Всемилостивый государь, просим Вашего Величества, да повелит Ваше Державство на оной Иоанна Предтечи церковной земле нам рабом Твоим по обещанию нашему сождить оную церковь во имя Пресвятой Богородицы ржевския, да в приделах Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенскогои на тое церковь лес готовить и строить. От Вашего Величества нижайшее рабы Твои града Ржева Володимировы разных чинов обыватели и тоя церкви прихожане и вкладчики.
Декабря 3 дня 1715 году Ржевы-Володимировы ландрат Лука Челищев, князь Юрий Путятин руку приложил, подрядчик Никита Путятин, именитого человека Григория Дмитр. Строганова приказчик его Григорий Ярилов, ржевский посадский человек Иван Поганкин, ржевский посадский человек Василий Лучников по прошению посад. челов. Сергея Денисова, вкладчик ржев. посад. челов. Авраам Поганкин, ржев. приказной избы подьячий Леон Ваулин, Иван Ваулин, подьячий Григорий Вараксин, подьячий Иван Храмцовский, земской бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов, именитого человека Григ. Дмитр. Строганова человек Иван Бунин. Резолюция: Выписать 1715, декабря 16» (Церковная летопись, 1629 год. РГАДА).
В 1717 году по Указу патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Егорского, «в устье» Волги, как значится в летописи, был построен деревянный храм иконы Ржевския Богоматери. Слово «Оковецкой» здесь не обозначено. И далее, в составленном тексте Д.С. Чураковым, следует: «По благословению митрополита Игнатия Сарского и Подонского в 1719 году был освящен придел во имя преподобного Нила Столбенского, а два других престола в честь ржевския иконы Богоматери и РожДества Иоанна Предтечи продолжали быть не освященными».
Из этого можно предположить, что до окончания работ по устроению основного престола службы совершались в устроенном Ниловском приделе. Нет значимых противоречий несовпадением времени возведения первого деревянного храма, указанных в других источниках. Так, в книге «Генеральные соображения по Тверской губернии» находим, что церковь Оковецкой иконы Божьей Матери построена в 1758 году. Был ли это ремонт капитального деревянного строения или вновь сделанная постройка, сведений нет. Однако, есть документальное свидетельство тому, что со времени освящения престола преподобного Нила Столобенского службы в деревянной церкви имени иконы Ржевской Богоматери ни на один год не прекращались.
В переписной книге и записи в ней от 8 июня 1720 года в новой церкви служит священник Ульян Павлов 55 лет. Его дети: дьячок 20 лет, пономарь Григорий — 17 лет. Священноприемственность этой семьи прослеживается ниже: «Ржевския Богородицы дьячок Иван Ульяновсын в место отца своего Ульяна Павлова, для того, что ныне лежит, болен, по его велению руку приложил».
В июле 1721 года, уже будучи священником, Иван Ульянов подал записку в Патриарший Казенный Приказ о десятичных доходах с храма, всего 9 алтын, и что с ним живет его брат дьячок Григорий, который впоследствии станет священником. Из сообщения о. Иоанна от 16 сентября 1723 года следует, что его отец Ульян Павлов в 1721 году умер, а в прошлом 1722, его сын был поставлен в священники вышеназванного прихода, которому было прописано 64 двора.
В книге Поместного Приказа XVII века, связанного с межеванием земли, есть описание рассматриваемой нами местности: « От овина вверх по Волге доброй земли пять десятин с четвертью, да до места церковной Предтеченской земли, что была на берегу слободка Полетуха — пол десятины и распашной земли 7 десятин.
Рядом со стенами церкви Ржевской Богоматери были отеческие гробы на церковном погосте. Расположение храма «в устье Волги» означало, что деревянное сооружение иконы Ржевской Божьей Матери стоит у самого берега реки, рядом (напротив через Волгу) с впадением в нее Тетеринского врашка и малой речушки, протекающей по его руслу». (Сейчас здесь рядом с ул. Марата находится заросший скверик, в котором воины-афганцы установили поклонный крест. На этом месте стояла церковь иконы Владимирской Божьей Матери, после того как церковь была построена выше, стала называться Оковецко-Ржевской по месту Ея явления).
В 1745 году священником означенной церкви служит Григорий (Ульянов сын), ему — 45 лет. С увеличением прихода в Оковецкой церкви стали служить два священника, в 1758 году о. Григорию помогает о. Максим Иванов-сын, а диаконом значится о. Василий Григорьев, сын священника Григория Ульянова.
Оковецкий храм, кроме приписанных к приходу ржевитян, в праздничные и воскресные дни посещают богомольцы других приходов, так с каждым годом увеличивается число людей, обращающихся за помощью в различных нуждах к иконе Оковецко-Ржевской Божьей Матери. Но, наряду с этими событиями, имело место и другое печальное известие: в 1763 году Оковецкая деревянная церковь была ограблена: выкрадены старого письма иконы, резные с позолоченными подвесками серебряные венцы, оклады, 36 крестов различной значимости, деньги 200 рублей 80 копеек серебром (ф. 761. оп. 1. д. 111. РГДА).
…XVIII век начал замену деревянных церквей на каменные. Они возводились на тех же освященных местах и с теми же названиями. Ржевских прихожан деревянная церковь тоже перестала устраивать. Она была тесновата, неказиста, слишком близка от берега реки, не исключена была возможность ее затопления во время весенних паводков. У Ржевского историка Т. Горской, располагающей огромным багажом архивных документов, читаем: «В 1818 году, в мае месяце, обратились к Тверскому архиепископу владыке Серафиму прихожане церкви во имя Оковецкой иконы Божьей Матери. Просят сотни ржевитян разрешить поставить новый храм того же имени на Спасской площади на собственные пожертвования с добавкой из кошельковой кассы. Церковь должна быть в камне». Кстати, Указ Священного Синода с XIX века запретил строить новые деревянные церкви. При скромности материалов и без архитектурных излишеств постройка из камня, считал Синод, не должна обойтись дороже деревянной.
Тверские епархиальные власти согласны с решением ржевских прихожан, но — «чтоб они до свечной суммы отнюдь не касались и до долгов церковь не доводили». Оковецкий приход получает от владыки Серафима храмозданную грамоту, документ который предписывает порядок строительства новой церкви: «Сие церковное здание производить под назиранием благочинного, по обычаю греко-российской церкви, издревле святохранимому, и по подобию прочих благоукрашаемых святых храмов Божьих, дабы оное церковное здание не было построено или безобразно, или для собрания прихожан не вместительно, или инако, нежели как обычай есть устраиваться храмам Божьим в Православной нашей церкви; чтобы в иконостасах образы были б описаны искусною работою».
В 1818 году Тверская епархия заказывает проект каменного храма, нового архитектурного комплекса с колокольней, часовней и сторожкой. Губернский архитектор с этим предложением соглашается, и архиепископ Тверской и Кашинский Серафим благословляет строительство по проекту. Кажется, можно б уже приступать к строительству храма на Спасской площади. И вдруг, в октябре того же 1818 года, владыке Серафиму поступает донесение от настоятеля Оковецкой церкви Андрея Васильева: дважды, — пишет он, — обращался к Тверскому гражданскому губернатору об отводе места (под строительство церкви), на площади о чем говорится и в храмозданной грамоте. И «никакого действия». Между тем составлен письменный договор с Ржевским помещиком Евграфом Ланским о поставке 600 тысяч штук кирпича. Если до начала зимы не будет обозначено место «для поклажи» этого кирпича, виновная сторона должна платить 5 тысяч рублей, сумму не подъемную. Не может священник Васильев получить место на Спасской площади, но и никакого другого.
При сложившейся ситуации архиепископ обратился за содействием к тверскому губернатору Всеволжскому. Ответ Николая Сергеевича владыке был детальным и неожиданным «на Спасской площади находится приходская церковь (Спаса-Преображения), но священник Васильев считает, что там может поместиться и другая. Между тем ржевский городничий 3акревский по просьбе граждан сообщил в губернию: площадное место невелико, в торговые дни на ней и соседних улицах стоит много возов с товарами. Новая Оковецкая церковь сблизится с Преображенской и со всех сторон будет окружена строениями…».
Владыко сообщил губернатору и о других неудобствах этого места. Николай Всеволжский сам был глубоко верующим человеком, неотложно занялся вопросом строительства Оковецкой церкви. И вскоре разобравшись, сообщил: «…По генеральному плану застройки Ржева 1770 года, кроме существующей церкви на Спасской площади застройка не предполагается. Это тплан для властей является фактически законом». Поскольку возникший вопрос был серьезным, губернатор Николай Сергеевич Всеволжский посетил Ржев, уладил дела с городничим, встретился с благочинным Ржева протоиереем Андреем Васильевым — настоятелем Оковецкого храма, вместе осмотрели место для будущего храма. Губернатор предназначил окончательную территорию под строительную площадку «в среде самого его прихода, удобное и составляющее вид и красоту города, где и «древние времена была церковь, и ныне есть признаки погребения тел».
Речь идет о месте старинной деревянной церкви, давно сгоревшей или разрушенной, во имя Иоанна Предтечи. В документах XV века, — говорит историк Татьяна Горская, — встречается упоминание Иоанновской слободы на месте нынешних улиц Марата и Смольной (1-я и 2-я Предтеченские), которые и сходились на перекрестке у холма с фундаментом той самой «древней» церкви.
Губернатор Всеволжский дал указания городничему об отводе именно этого места под новый Оковецкий храм. Что же касается просьбы священника Васильева, то он не согласился с указанным им местом: «Место это «неприлично», — сдержано писал Николай Всеволжский владыке Серафиму, — поскольку находится на берегу Волги и может заливаться водою…» Поэтому вторично (!) было предписано городничему незамедлительно отвести под постройку Оковецкого храма ранее указанный участок. И с начала 1819 года 2-я Предтеченская улица, ныне ул. Марата, становится строительной площадкой.
Еще одна ценная находка того периода из одного солидного архивного тома (Гос. арх. Тверь. обл. ф. 160. об. 13. д. 57-1). «При древней деревянной церкви, — пишет настоятель церкви Оковецко-Ржевской Божьей Матери протоиерей Андрей Васильев, — стоит ветхая деревянная колокольня, близкая к падению, на которой давно уже не висят колокола. Епархия разрешила употреблять ее для обожжения извести на построение нового каменного храма».
1830 год. Церковный староста и строитель ржевский мещанин Федот Нетунахин сообщает архиепископу Амвросию о том, что «строение церкви приходит к совершенному ее окончанию», а прихожане хотят устроить на свои средства отдельную колокольню. На должности ее устроителей упросили мещанина Андрея Мясникова и других. Подрядчиком стал новоторжский купец Суворов. Уже к сентябрю возведен первый этаж, использовано до 200 тысяч штук кирпича.
Наступил 1840 год. Позади целое десятилетие, а при строительстве Оковецкой колокольни не все ладно; меняются выборные приходского Совета, отвечающие за сбор пожертвований и закупку нужных материалов. В Тверской епархии новый владыка — архиепископ Григорий, настоятелем Оковецкого храма в Ржеве иерей Михаил Андреев.
«…На последнем листе многостраничного архивного тома всплывает знакомое имя и здесь оставившего свой памятный след в истории Ржевской православной церкви, как это было уже в Спасо-Преображенской церкви, а позже в Успенском соборе Ржева. Прихожане храма Оковецко-Ржевской Божьей Матери избирают одним из строителей этой колокольни Преображенского протоиерея Матфея Константиновского. В 1840 году он — «прикомандирован для отправления исполнения треб по Оковецкой церкви. Выбор прихожан не был случайным. Отец Матфей у всех слоев Ржевского населения имел непререкаемый авторитет, ему легче было решать вопросы приобретения стройматериалов и организации строителей по завершению колокольни».
А между тем храм уже действовал. Еще в 1832 году алтарь и основная часть храма были освящены протоиереем Ржевского Успенского собора Алексеем Соколовым. Спустя два года, в 1834 году архиепископ Тверской и Кашинский освятил придельный храм с правой стороны — Рождества Иоанна Предтечи. В том же году Алексеем Соколовым был освящен и левый придельный храм во имя святого преподобного Нила Столобенского. В июне 1831 года строительство одного из лучших храмов города Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери было завершено. Принимала храм авторитетная комиссия, в составе которой были представители Тверской губернии и епархии, а также ржевский архитекторский «ученик» Никитин (предполагается, что он и возглавлял строительство храма в современном смысле этого слова).
Архивные источники сохранили описание первоначального вида Оковецкой церкви: «Вся церковь покрыта железом, покрашенным медяною краской; глава (купол), также оббита железом, а крест на главе деревянный, окованный жестью. Церковь вся оштукатурена; в верхнем этаже в окнах рамы со стеклами, внизу — железные решетки, в них рамы без стекол. Двери железные, в трапезной — две печи из белого кафеля. В настоящей церкви устроен иконостас столярной лучшей работы с резными штуками, но позлащенный. Святые иконы написаны «греческим искусством» (в традициях древнерусской живописи). Проект или хотя бы копию найти не удалось. Нет в документах имен ни краснодеревщиков-столяров создателей иконостаса, ни иконописцев, ни архитектора — возможно двух, так проект колокольни был отдельным созданием.
После революции церковь Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери была упразднена. Долгое время в помещении святыни находился склад, контора хлопкопсбыта. 20 лет храм эксплуатировал городской музей. Потом и вовсе здание было заброшено. Одно время вокруг храма были установлены леса, намечалась реставрация, но дальше лесов дело не продвинулось, а потом и леса, и даже камни от тумб, на которых стояли цветочные чаши, были унесены жителями соседних домов. Наружное состояние храма было крайне запущено, подвергнут разрушению культурный слой внутри храма, нарушен и доведен до непригодного состояния.
В 1991 году здание Оковецкого храма было официально передано властями города Православной Церкви. На восстановление Оковецкого храма Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил о. Константина Чайкина. На строительной площадке у бывшего музея Константин Вениаминович впервые появился в 1991 году. Там были лишь подгнившие леса для несостоявшихся реставраторов и амбарный замок на двери после краеведческого музея. А еще обвалившийся потолок в ветхой церковной сторожке, служившей складом музейным работникам. Глазницы окон забиты грязными досками, рамы трогать было нельзя — от прикосновения они разрушались, стекла отсутствовали. Зато предостаточно было осыпавшейся сухой штукатурки, мусора. Под колокольней ходить было опасно, в любое время мог упасть на голову кирпич или обломок штукатурки. И внутри храма состояние было не радостнее. Герметичность купола была нарушена, сквозь образовавшиеся трещины во время дождя сочилась вода; сферические своды пестрели кирпичной кладкой, угрожающе свисали отставшие толстые слои древней штукатурки. В храме гуляли сквозняки, ржавые потеки после дождей шли от купола по стенам к полу. Объем работы огромный. Средств на ремонт не было. Было желание восстановить заброшенную полуразрушенную святыню, и упование на помощь Матери Божьей, с молитвы которой и началось восстановление храма Ее имени…
В том же 1991 году иереем Константином Чайкиным была совершена первая служба в Оковецком храме, еще находящемся в убранстве строительных лесов. Строители, прихожане плакали от радости, невидимо чувствовалось присутствие Самого Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Возгласы священника отдавались благодатным эхом, наполняющим истосковавшихся по Божьему Слову людей, их сердца, мысли, чувства возвышенно соединились с молитвой, возносящейся к небу.
…В 1999 году состоялась праздничная юбилейная соборная служба в храме в честь 460 летия со дня явления Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери и Животворящего Креста.
О.А. Кондратьев. Ржев. Словарь-справочник. — Ржев, 2005. Н. Шаповал. Православный Ржев. — Ржев, 2006. http://tvereparhia.ru/mitropoliya/rzhevskaya-eparxiya/206-2011-07-11-14-31-16/1133-czerkov-v-chest-ikony-bozhiej-materi-okoveczkaya
28 декабря 2011 года решением Священного Синода была образована Ржевская епархия. Оковецкий храм во Ржеве принял статус кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Оковецкая».
Из брошюры: Оковецкий кафедральный собор — 200 лет (1821-2021)
Первоначально деревянная церковь в городе Ржеве в честь местночтимой иконы Божией Матери из с. Оковцы была выстроена на берегу Волги в 1758-1759 гг. В ХVIII — ХIХ веках, на средства местных купцов и прихожан, в городе начались замены деревянных церквей на каменные. Они возводились на тех же освящённых местах и с теми же посвящениями. Оковецкий храм, который также был деревянным, прихожан перестал устраивать. Церковь была тесновата, неказиста, слишком близка от берега реки, не исключалась возможность её затопления во время весенних паводков. У ржевского историка Т. Горской можно прочесть следующие строки: «В 1818 году, в мае месяце, обратились к Тверскому архиепископу владыке Серафиму прихожане церкви во имя Оковецкой иконы Божьей Матери. Просят сотни ржевитян разрешить построить новый храм того же имени на Спасской площади на собственные пожертвования с добавкой из кошельковой кассы. Церковь должна быть в камне».
В 1818 году Тверская епархия заказывает проект каменного храма: нового архитектурного комплекса с колокольней, часовней и сторожкой. Губернский архитектор с этим предложением соглашается, и архиепископ Тверской и Кашинский Серафим благословляет строительство по проекту. Кажется, можно б уже приступать к строительству храма на Спасской площади. И вдруг в октябре того же, 1818 года Владыке Серафиму поступает донесение от настоятеля Оковецкой церкви Андрея Васильева: «Дважды, — пишет он, — обращался к Тверскому гражданскому губернатору об отводе места (под строительство церкви) на площади, о чём говорится и в храмозданной грамоте».
В сложившейся ситуации архиепископ обратился за содействием к тверскому губернатору Н. С. Всеволожскому. Ответ Николая Сергеевича Владыке был детальным и неожиданным: «На Спасской площади находится приходская церковь Спаса-Преображения, но священник Васильев считает, что там может поместиться и другая. Между тем ржевский городничий Закревский по просьбе граждан сообщил в губернию: площадное место невелико, в торговые дни на ней и соседних улицах стоит много возов с товарами. Новая Оковецкая церковь сблизится с Преображенской и со всех сторон будет окружена строениями…» Владыка сообщил губернатору и о других неудобствах этого места. Николай Всеволожский сам будучи глубоко верующим человеком, неотложно занялся вопросом строительства Оковецкой церкви. И вскоре разобравшись, сообщил: «…По генеральному плану застройки Ржева 1770 года, кроме существующей церкви на Спасской площади застройка не предполагается. Этот план для властей является фактически законом».
Поскольку возникший вопрос был серьёзным, губернатор Николай Сергеевич Всеволожский посетил Ржев, уладил дела с городничим и встретился с благочинным Ржева протоиереем Андреем Васильевым — настоятелем Оковецкого храма. Губернатор предназначил окончательную территорию под строительную площадку «в среде самого его прихода, удобное и составляющее вид и красоту города, где и в древние времена была церковь, и ныне есть признаки погребения тел». Речь идёт о месте старинной деревянной церкви, давно сгоревшей или разрушенной, во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Возведение величественного ржевского храма началось в 1821 году, а в июне 1831 года строительство одного из лучших храмов города — Оковецко-Ржевской иконы Божией Матери вместе с колокольней было завершено. Престолов в храме три: главный в честь Оковецкой иконы Божией Матери, два других — во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи (по этому престолу много лет церковь называли Предтеченской) и Преподобного Нила, Столобенского чудотворца.
После Октябрьской революции церковь продолжала действовать до 1930-х годов. С приходом советской власти здание церкви Оковецкой Иконы Божией Матери, как и других храмов города, перешло в собственность государства, точас изъявшего из неё основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Отныне община храма была вынуждена арендовать нагло отобранный у неё собственный храм и ещё платить за него налог! Были сброшены колокола с Оковецкой звонницы, которые пошли на переплавку для нужд индустриализации республики. Официально Оковецкая церковь была закрыта в 1939 году, после чего произошло её разграбление богоборцами. Спустя некоторое время были сняты позолоченные кресты с куполов. Долгое время в помещении святыни находился склад, контора хлопкосбыта. Церковь сильно пострадала в Великую Отечественную войну. В 1950 — 1970-е годы помещение храма занимал городской историко-краеведческий музей. Потом и вовсе здание было заброшено. Одно время вокруг храма были установлены леса, намечалась реставрация, но дальше лесов дело не продвинулось. А потом и их, и даже камни от тумб, на которых стояли цветочные чаши, были унесены жителями соседних домов. Наружное состояние Оковецкого храма было крайне запущено, уничтожено и его внутреннее убранство, в том числе замазаны великолепные росписи.
В 1991 году здание церкви в честь Оковецкой иконы Божией Матери было официально передано властями города Тверской епархии РПЦ. С декабря 2011 года храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери является кафедральным собором Ржевской епархии.
Из книги: Справочное издание. Смирнова О. С. «Монастыри и храмы земли Тверской». — Минск, ООО «Принтхаус», 2011