Ржев. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская, что при богадельне, церковь, построена в 1758 году, в 1834 году упразднена, в 1860 году возобновлена, деревянная, престола три: главный Владимирской Божией Матери, правый преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры, левый преподобного Арсения, игумена Новгородского. Находилась на Князь-Дмитриевской стороне, при богадельне. Есть сведения, что была построена на месте старой Оковецкой церкви. С 1875 в церковь из села Оковцы приносилась икона Оковецкой Божией Матери. Ныне не существует.
В 1901 году служили: Священник Алексий Филаретов 55-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1872 года, состоял законоучителем приходского училища, член Епархиального училищного совета, награжден в 1897 году наперсным крестом, в 1898 году орденом Святой Анны 3-ей степени по статуту. Псаломщик Иван Симаков 32-х лет, в должности с 1885 года. Церковный староста мещанин Василий Степанович Лелянов, в должности с 1896 года. В 1914 году служили: Священник Александр Маслов 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, во Владимирском храме 5 лет. Псаломщик Иаков Бойков 41-го года, на службе 1 год. Прихожан нет. С западной стороны ограды была устроена каменная часовня во имя Святителя Николая Чудотворца.
Историки утверждают, что ниже по Волге от плашкоутного моста на месте расположения первой деревянной церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери в 1758 году здесь из прочного лиственного дерева была построена церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Возникает закономерный вопрос: как в одном и том же году, на одном и том же месте могли возводиться два разноименных храма? Время и место строительства обоих церквей совпадают. Кстати, в ранних исторических источниках название Владимирской набережной встречается в конце XVII начале XVIII веков, следовательно, на правом берегу реки был в это время если не храм то часовня с этим названием.
Оставим возможность в след идущим за нами историкам и краеведам исправить несопоставимое. В первой трети следующего века Владимирская церковь лишилась прихожан, поэтому спустя некоторое время была упразднена (с 1834 по 1860 годы). В 1861 году в ее ограде основали городскую богадельню, и при ней восстановили храм. Деревянная церковь имела три придела: центральный — Владимирской иконы Божьей Матери, справа — преподобного Дионисия, проведшего свои отроческие годы в Ржеве, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, в «смутное время» XVII века благословивший князя Пожарского на спасение Отечества.
По свидетельствам писателя И.Ф. Тюменева, посетившего в те времена Ржев, во Владимирской церкви он видел икону с ликом преподобного Дионисия (Ржевского), написанную в XVII веке, вскоре после смерти святого. Левый придел Владимирского храма был посвящен еще одному нашему земляку уроженцу Ржева, преподобному Арсению Новгородскому, дерзнувшему отказаться от даров царя Иоанна Грозного и не благословившего его в поход на Великий Новгород. В Ржеве по инициативе Тертия Ивановича Филиппова и его супруги М.И. Филипповой, в память о Ржевских святых и в честь иконы Владимирской Божьей Матери в 1871 году было основано благотворительное Арсение-Дионисевское братство.
С июня 1875 года во Владимирской церкви помещают чудотворную икону из села Оковцы. С утра до позднего вечера нескончаемый поток верующих тянулся к храму. Желающих приложиться к святому образу Оковецко-Ржевской иконе было столько, что многие пришедшие из сельских мест, из соседних уездов, оставались ночевать на паперти… Почему сюда, а не в красивейший находящийся неподалеку храм носящий имя Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери? .. Желание священников села Оковцы ставить святую икону во Владимирском храме, было решающим. Возможность сохранности тоже учитывалась при этом. Надежно укрепленный храм соответствовал всем условиям, и не вызывал опасений проникновения в него посторонних лиц.
Излучины набережной Князь-Дмитриевской стороны были обнесены каменными столбами в красивой декоративной металлической ограде. Там, на Владимирской набережной, где сейчас установили афганцы-воины — Поклонный крест была небольшая часовенка во имя Мирликийского Чудотворца Николая. Она напоминала о давно исчезнувшем в веках древнем Никольском кладбище. Стояла ли здесь церковь святого угодника?.. Память и летописи не сохранили об этом свидетельств. В 1885 году Братство на собранные пожертвования выстроило новое здание приюта для сирот, для 12 пенсионеров и 10 приходских малышей.
Обращаемся к «Тверским епархиальным ведомостям» XIX века, где от случая к случаю встречаются убогие сведения о Ржевских приходах, о духовенстве Ржева, о перемещениях и наградах. В 1877 году священник церкви Владимирской Богоматери о. Алексей Филаретов был награжден архиепископом Тверским и Кашинским Алексием, набедренником, он же является членом Совета училища для девиц духовного звания (Т.Е.В. № 1, № 7 — 12, стр. 194, 1894 год).
В 1880 году диакон этого же храма Николай Волков был рукоположен 26 июня в иерея и перемещен в церковь Рождества Христова на Князь-Федоровской стороне города. На его место в декабре 1881 года в храме Владимирской иконы Божьей Матери был рукоположен во диакона окончивший курс Тверской духовной семинарии Николай Колосов (Т.Е.В. № 1 — 2, стр. 18, 1882 год). Из вышеизложенных источников известно, что попечителем богадельни при церкви Владимирской был старообрядец Иван Анисимович Поярков, который В 1902 году проживал в ограде церкви вместе с настоятелем храма, православным священником Алексеем Филаретовым. В 1909 году настоятель храма Владимирской Богоматери скончался, и на его место прибыл священник из Михайло-Архангельского храма Александр Маслов. В этом году псаломщиком значится Геннадий Козырев. Псаломщик Михаил Вершинский перемещен в той же должности в Полковую церковь Ржевского военного ведомства. В 1915 году протоиерей Александр Маслов является благочинным Князь-Дмитриевской стороны, одновременно возглавляет и является секретарем Ржевского Братства Святого Животворящего Креста Господня. Что собой представляла эта общественная организация — нет ответа. Впрочем, суть их обязанностей была одна и та же — благотворительность. 1916 год. 9 октября псаломщик Владимирской церкви Иаков Бабич рукоположен во диакона и оставлен на прежней должности (Т.Е.В. № 4. л. 59. 1912 г., № 43, стр. 465; № 39 — 59, л. 474).
…Переносы крестным ходом чудотворной Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери были приостановлены нагрянувшими революционными событиями в России. Владимирская церковь и богадельня были закрыты в 20-е годы прошлого века. Здание на бывшей храмовой территории использовалось под общежитие городской школы… А в сквере на месте Никольской часовни, ныне участники афганской войны имеют замысел установить часовню в память тех кто с нее не вернулся.
По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1914. О.А. Кондратьев. Ржев. Словарь-справочник. — Ржев, 2005 и Н. Шаповал. Православный Ржев. — Ржев, 2006

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?