Фёдор Иванович Рюкерт (1851—1918)
В XIX веке важным атрибутом статуса стали полезные и откровенно бесполезные предметы быта, выполненные ювелирами-эмальерами. Фамилия самых известных мастеров знакома всем — Фаберже. Однако фирма Фаберже тесно сотрудничала и с другими талантливыми мастерами.
Особая гордость коллекции музея Фаберже — собрание произведений московского живописца по эмали Ф.И.Рюкерта. Ярким примером его раннего творчества является серебряный набор для письма.
В XIX веке письма были единственным средством связи на расстоянии. Их написание и получение доставляло большое удовольствие. Все ждали почтовых дней.
Письма писали от руки. Пользовались пером, чернилами, ножом для разрезания бумаги (газеты, журналы приходили с неразрезнными страницами, это делали вручную). Сразу после написания письма сырые чернила прокатывали специальным валиком — пресс-папье. Затем письмо складывали в конверт, на который наклеивали марки. Их хранили в марочнице. Написанные письма до отправки хранили в лотке для писем. Все упомянутые элементы есть в наборе для письма авторства Рюкерта. На крышке марочницы мастер предусмотрительно нарисовал марки.
Поздние произведения Рюкерта в коллекции музея Фаберже представлены предметами, украшенными вставками с архитектурными видами разных городов, например, шкатулка с эмалевой миниатюрой «Вид на Московский Кремль со стороны Москвы реки», портсигар с Медным всадником, спичечница с Адмиралтейством, шкатулка с изображением памятника императору Александру II в Киеве.