Рёконьская пустынь. Рёконьская пустынь.

Реконская Троицкая пустынь, общежительная, в 45 верстах от города Тихвина, при реке Рекони. Основана до 1676 года; в 1764 году упразднена; возобновлена в 1860 году. Здесь находится древняя чудотворная икона Святой Троицы, известная с XIII века.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Тайны Рёконской пустыни
Есть в России затерянные уголки, добраться до которых очень трудно. В незапамятные времена многие здешние земли облюбовали для себя монахи с тем, чтобы уйти подальше от суетного мира. Рёконьская пустынь относится к таким святым местам — огромный монастырь, спрятавшийся среди непроходимых болот и лесов…
Загадочный странник
История Рёконьской пустыни, расположенной в глухомани Любытинского района Новгородской области, началась в стародавние времена. Согласно дошедшим до нас легендам, в XIII веке на берегу маленькой реки Рёконьки нашли икону Святой Живоначальной Троицы, лежащую на гранитном валуне. В память об этом чудесном явлении здесь был устроен скит, где поселились первые монахи.
Трудно сказать, когда конкретно основана пустынь. Первые документальные свидетельства о ней относятся к 1680 году, когда царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю 1800 десятин земли. В те времена пустынь не отличалась богатством. Согласно описи 1686 года, в ней имелись Троицкая деревянная церковь (в 1979 году она была перевезена в Новгородский музей деревянного зодчества) и «две кельи да конюшен, коровен двор, ограда, двои ворота, одни святые воротцы покрыты тесом, другие простые». К 1764 году пустынь пришла в полный упадок и была упразднена вместе с сотнями других захиревших обителей. В документах 1768 года имеется упоминание о состоянии церковных построек: «все сие строение самое ветхое».
Своим возрождением Рёконь обязана загадочному страннику, известному под именем Андрея Ивановича Шапошникова. В 1812 году он появился в заброшенной пустыни и поселился в ней. Его настоящего имени и возраста никто не знал…
Старец Амфилохий
Известно, что был он выходцем из Риги, родился примерно в 70-е годы XVIII века. Отец его, священник в лютеранской кирхе, готовил и сына к посвящению в сан. Но юноша вдруг перешел в православную веру и при крещении получил имя своего крестного отца. Долгое время скитался Андрей по России и, наконец, добрался до Рёкони, где в то время одиноко обитало семейство пономаря Михаила Захарова. Шапошников целыми днями молился в заброшенной церкви, но тем не менее полиция умудрилась заинтересоваться им и обвинить его в бродяжничестве. Девять месяцев провел Андрей в Тихвинском остроге, где по-прежнему молился дни напролет, пока не получил высочайшее прощение и дозволение жить в Рёконьской пустыни в качестве сторожа. Но тут произошел конфликт между ним и пономарем Захаровым, и Шапошников поселился в землянке неподалеку от Рёкони. Лишь после смерти пономаря ему удалось вернуться в пустынь.
Спустя некоторое время Шапошников был тайно облечен в схиму и принял имя Амфилохия. Через болота к нему постоянно добирались странники: «знатные и низкие, старые и юные, миряне и иноки». Старец имел славу пророка и целителя. Он предсказал Крымскую и Польскую войны, мог предвидеть неурожаи, пожары и многое другое.
Возродить Рёконь!
Отец Амфилохий решил возродить Рёконь и положил на это всю свою жизнь. Однажды он прознал о том, что некогда две тысячи десятин земли, отписанных государством в пользу Рёконьской пустыни, по недоразумению были отданы частному лицу. Шапошников подал прошение в суд о возвращении земель монастырю. Тяжбы длились несколько лет, следовали все новые прошения, в том числе и на высочайшее имя, но все это не приносило никаких результатов. Более того, старца несколько раз отправляли в тюрьму — ибо паспортом он так и не обзавелся. В 1839 году Амфилохия приговорили к наказанию плетьми и ссылке в Сибирь и лишь вмешательство Синода помогло ему избежать этой участи.
Но в конце концов многолетние старания неугомонного отца Амфилохия увенчались полным успехом. В 1858 году было принято решение заплатить монастырю 43 тысячи рублей в качестве компенсации за некогда незаконно отобранные земли. А в 1860 году вышел императорский указ о восстановлении в Рёкони монастыря. Некоторое время отец Амфилохий принимал участие в возрождении пустыни, а затем перебрался в глухой скит неподалеку от стройки. Позже ему срубили келью в лесной чаще, где он и жил до своей смерти в 1865 году.
В воскрешенном его стараниями монастыре тем временем кипела жизнь. 8 января 1861 года была торжественно открыта новая церковь во имя святых преподобных Сергия и Германа — валаамских чудотворцев. Постепенно появились настоятельские и братские кельи, каменный странноприимный дом, кузница, скотный двор, мельница и другие хозяйственные постройки.
В 1870 году при поддержке благотворителей и под руководством петербургского архитектора Михаила Щурупова началось строительство нового грандиозного монастырского комплекса с собором, колокольнями и многочисленными хозяйственными постройками.
Несметные сокровища
После революции у монастыря отобрали все имущество, и в пустыни был организован совхоз «Рёконь», позже вполне символично переименованный в «Безбожник». Монастырь приходил в запустение, разрушались дороги, некогда любовно построенные монахами на землях, с трудом отвоеванных у непроходимых болот.
Во время Великой Отечественной войны на территории Рёконьской пустыни велись бои, и монастырь подвергся сильным разрушениям. Но гораздо сильней монастырь пострадал от «черных следопытов». В 1990 году Александр Невзоров в своей скандально знаменитой передаче «600 секунд», выходившей на ленинградском телевидении, для красного словца поведал о том, что в Рёкони монахи некогда припрятали несметные сокровища. После этой передачи предприимчивые вандалы взорвали и взломали в монастыре все, что попалось под руку…
В наше время Рёконьская пустынь начинает понемногу возрождаться. Сейчас там в очень трудных бытовых условиях постоянно живет отец Симеон, охраняющий Рёконь от современных вандалов. Энтузиасты-добровольцы из Санкт-Петербурга, Москвы и Новгорода помогают ему в восстановлении монастыря. Но добраться до пустыни очень трудно — от ближайшей деревни до Рёкони семь километров разрушенной дороги по непролазной грязи и болотам… Впрочем, так было практически всегда. Архимандрит Владимир в 1857 году писал: “…сообщение с пустынью идет по узкой лесной тропинке… для моего приезда в санях с одной лошадью необходимо было прорубать дорогу”.
http://oppps.ru/tajny-ryokonskoj-pustyni.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?