Рыбинск. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

В начале XVII в. на месте церкви располагался мужской монастырь. В 90-х годах XVII в. на месте монастыря появился «убогий дом» — богадельня. В 1697 г. при этом доме построена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с небольшой папертью и шатровой колокольней. Много лет храм оставался нерасписанным. Только в 1767-1768 гг. артель ярославских изографов украсила храм фресковой живописью. Замечателен по богатству исторических и бытовых подробностей нижний храмовый ярус церкви, иллюстрирующий «Сказание о Казанской иконе», написанное митрополитом Казанским Гермогеном. На северной стене изображена встреча Казанской иконы в Москве в 1612 г., когда она прибыла с ополчением Минина и Пожарского как «великая заступница Русской земли» (в клейме изображена огромная толпа народа на фоне Московского Кремля). В 1768 г. в храме установлен резной пятиярусный иконостас, который стал одной из достопримечательностей древнего храма.

Храм расписан ярославской артелью во главе с Ф.Потатуевым. Четырехярусная колокольня возведена в 1813-1822 гг., разобрана в 1920-1930-е гг. В 1986-1991 гг. храм отреставрирован по проекту Н.Н.Гончаровой.

В дальнем конце Большой Казанской улицы располагается комплекс Казанской церкви, построенной в 1697 году на месте упраздненного одноименного монастыря. Эта летняя церковь, сохранившаяся до наших дней, относится к типу поздних ярославских храмов. Она типологически близка к таким ярославским храмам как Никола рубленный город (1695).
Основной объем храма – бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает трехапсидная алтарная часть, а с запада узкая галерея – паперть, и небольшой притвор, увенчанный ротондой и с плоским куполом. Четверик имеет два яруса окон и увенчан традиционным пятиглавием. До наших дней Казанская церковь, дошла с искажениями и утратами. Еще в конце XVIII в окна получили плоские барочные наличники с «ушками». Однако на алтарной части храма сейчас можно увидеть типичные для конца XVII в детали: полуколонки между апсидами, карнизы виде трех нависающих друг над другом рядов поребрика. В Казанской церкви сохранились росписи, выполненные в 1767-1768 гг. На стене справа от западного портала уцелела помещенная в рамку надпись, содержащая имена работавших здесь изографов. Среди них – представитель известной династии ярославских мастеров — Михаил Сопляков. Стены основного четверика разделены на семь ярусов росписей, нижний из которых – орнаментальный, хорошо сохранивший только на северной стороне. Причудливые завитки фантастических стеблей, листьев и цветов написаны свободно и уверенно. При этом за образец видимо, был взят ярославский храм Илии Пророка, в росписях которого встречаются те же мотивы. Второй снизу ярус иллюстрирует «Сказание об иконе Казанской Богоматери». Здесь особенно интересна богатая архитектурная декорация – изображения московского Кремля и Города Казани. В следующей четырех ярусах художники поместили композиции на евангельские темы. Особой выразительностью отличается «Моление о чаше» в третьем ярусе на южной стене. Фигуры молящегося Иисуса и спящих апостолов трактованы здесь вполне реалистично. Седьмой ярус росписей составляют двенадцать помещенных в фигурные рамы аллегорических композиций, посвященных Символу веры.
На сводах находятся четыре большие композиции – «Поклонение Кресту», «Св. София Премудрость Божия», «Ангел отделяет овен от козлищ», а также навеянное западноевропейскими гравюрами «Коронование Богоматери». Наряду с развернутыми на плоскости стен повествовательными сюжетами существует и другая группа изображений: сцены и образы, помещенные в откосах окон. Среди них – «Притча о бедном и богатом» в окне на западной стене, ангелы, несущие икону Казанской Богоматери, — на перемычке окна нижнего яруса северной стены. Тема росписей западной галереи традиционен – Апокалипсис. Такое размещение столь же характерно для ярославской живописи XVII столетия, как и выбор соответствующих сюжетов. Здесь и трубящие ангелы, и адские чудовища, и ангелы, изливающие на землю «семь фиалов гнева Господня», и восходящая к известной гравюре А. Дюрера группа из трех апокалипсических всадников. На откосах портала, ведущего в храм, в круглых медальона размещены изображения святых в полный рост.
В росписях Казанской церкви отчетливо видны отсветы высокого искусства ярославских живописцев XVII столетия: динамичные многофигурные композиции, повышенная декоративность с широким использованием растительных мотивов, великолепная колористическая гамма, в которой чередуются теплые, красновато-коричневые и холодные, зелено-голубые, серебристо-серые тона. Однако уже ощущается и упадок стиля, выразившийся в утрате чувства меры, в мелком масштабе фигур и сухости и сдержанности рисунка. Весьма интересен был недошедший до нас резной пятиярусный иконостас Казанской церкви, созданный в 1768 г при участии местного живописца Василия Тюменцева. В начале XIX в. древняя шатровая колокольня, стоявшая перед западным фасадом Казанской церкви, была разобрана. Позднее на ее место был сооружен сохранившийся до наших дней притвор. Его кубический объем с трех сторон оформлен портиками тосканского ордера и перекрыт плоским куполом на массивном барабане. Купола Казанской церкви ранее сверкали позолотой. Стены были окрашены в красный цвет, колонны и перемычки в белый с цветные наличники окон. Во втором десятилетии XIX века была построена, несохранившаяся до наших дней, четырехъярусная колокольня в классическом стиле. Судя по архивным фотографиям, она почти в 3 раза превышала высоту сохранившейся ныне Казанской церкви. Как и соборная, она отстояла отдельно от храма. Стройная, как свеча, с изящной главкой в виде чаши, из которой поднимался шпиль с крестом на золотом яблоке, она напоминала построенную в те же годы пятиярусную колокольню в торговом селе Курба под Ярославлем. По-видимому, оба здания проектировал один и тот же архитектор. В комплекс Казанской церкви входила и теплая Введенская церковь, построенная в 1720 г., с обширной трапезной. Она располагалась к юго-западу от летнего храма. Построенная одновременно с Никольским собором, церковь в 1830-е годы была перестроена в духе позднего классицизма: основной четверик был увенчан невысокой ротондой с куполом, на фасадах появились ионические портики с массивными фронтонами. В 1901-1903 гг. с южной стороны был пристроен обширный Петропавловский придел.
Здание Введенской церкви в неузнаваемом виде существует и сейчас: после радикальной перестройки объем здания увеличился в два раза и бывших храм был приспособлен под жилой дом. Сохранилась до нашего времени без особых переделок и выстроенная в начале XX века квадратная в плане двухэтажная ризница Казанской церкви. Учитывая близость Введенской церкви с ее классической обработкой порталов, архитектор использовал в отделке ризницы те же ордерные формы. Все четыре фасада ее кубического объема решены одинаково и имеют ясную композицию: по три равновеликих прямоугольных окна в каждом этаже, по бокам которых поэтажно расположены пилястры, несущие во втором этаже плоские полуциркулярные арки. Углы ризницы на уровне первого этаже обработаны рустом. Стремясь придать зданию черты сходства с его архитектурным окружением, зодчий выполнил кровлю в виде плоского четырехгранного купола, силуэт которого перекликался с очертаниями купола Введенской церкви. Все здания, входившие в комплекс были окружены утраченной ныне решетчатой оградой на каменных столбах. Главные ворота ограды выходили на Казанскую улицу и были похожи на небольшую триумфальную арку. Возвышаясь на низком, открытом с трех сторон мысе, Казанская церковь и связанные с ней постройки выглядели очень живописно со стороны Волги и реки Черемужи.
По книге Борисова Н.С. «Малые города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье».

Две церкви, каменные, с отдельно стоящими каменными же колокольнями и сторожкою, 3-х этажною. Церковь Казанской Божией Матери летняя, вторая – Введения во храм Божией Матери, с приделом при ней св. апост. Петра и Павла. Престолов три. Холодная церковь устроена в 1697 г., а теплая в 1720 г. тщанием прихожан, придел освящен в 1900 г., построен на средства рыбинского мещанина Павла Ивановича Малышева. Кругом церквей каменная ограда с железною решеткою. Особо чтимая святыня при Казанской церкви — св. икона Казанской Божией Матери, икона чудотворная.
Земли при церкви, что находится под церковным домом, каменным, двухэтажным, с отдельным деревянным флигелем во дворе, а именно: по лицу 6 саж. и 2 арш., в длину 30 саж. и в конце 12 саж. В домах помещается причт церкви. Капитала в процентных бумагах 34 630 руб. 50 коп. Прихожан при церкви, проживающих в городе 218 муж. пола и 262 жен. В приходе 3 деревни: Суховская, в ней 23 муж. пола и 25 жен.; Акипино 45 муж. и 57 жен.; Асташево 40 муж. пола и 36 жен.; Суховская в 4 верстах от церкви, а прочие в 2 верстах. Церковь расположена на левом берегу реки Черемхи, недалеко от впадения ее в Волгу.
При церкви открыты: церковно-приходская школа с основным капиталом в 6700 руб., школа устроена рыбинским купцом Александром Жиловым; и приходское попечительство. Школа содержится на местные средства. Школа находится при церкви, за оградой церковной, на земле, уступленной градским обществом, в числе 200 кв. саж. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала 21 633 руб. 50 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Храм Казанской иконы Божией Матери — самый старый в Рыбинске. Изначально маленькая церквушка, построенная в 1697 году, а через сто лет украшенная прекрасными росписями, венчала Казанскую улицу; в наши дни она теряется среди неухоженных жилых домов и странного вида построек. А между тем эти постройки — всё, что осталось от некогда располагавшегося здесь храмового комплекса… Ещё в начале ХVII века здесь, на берегу реки Черёмухи, находился мужской монастырь. Его описания сохранились в Писцовых книгах тех лет: «Монастырь Казанской Богородицы, огорожен забором, вдоль того монастыря от передних ворот к реке Черемхе 28 сажень, поперёк от сторонних ворот 24 сажени, а на монастыре церковь Пресвятые Богородицы Казанские деревянная клецки». Из этой записи можно сделать вывод, что обитель была достаточно бедной — всего одна церковь, да и та весьма скромная, с убранством незавидным: «По иконе убрусец шит шёлком, пелена камчатая белая, перед образом свеча поставлена деревянная… Царские двери со святители, сень и столбцы писаны по вохре… Деисусов в двух тяблах 21 икона, паникадило медное о 5 шандалах». Рядом ещё находилась деревянная «колокольница» с четырьмя небольшими колоколами.
Что стало с обителью впоследствии? Как пишет краевед ХIХ века М. Гомилевский, монастырь «уничтожился сам собой», то есть в какой-то момент естественным образом обезлюдел и прекратил существование без чьего-либо вмешательства. На его месте к началу 90-х годов ХVII века существовал так называемый убогий дом — приют для нищих. А в 1697 году на прежнем «церковном месте» возвели каменный храм и освятили его, как и прежний, в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм дополняла «вертикаль восьмигранной шатровой колокольни с открытой папертью на столбах», — отмечает А.В. Михайлов в книге «Храмы и культовые сооружения Рыбинска». Возводили церковь, скорее всего, ярославские мастера — уж очень заметен их архитектурный почерк! Известно, что первыми переделками Казанской церкви занялись в 1767-1768 гг. Скорее всего, это делалось в преддверии визита императрицы Екатерины II. Так в Рыбной слободе (в то время Рыбинска как города ещё не существовало), идя на пристань, матушка Екатерина отправилась на молебен в Спасо-Преображенскую церковь. Говорят, что путь от берега до храма устилал белый холст. «Но этого рыбнослобожанкам показалось мало. выстроившись в две шеренги, женщины стлали под ноги императрицы свои шёлковые платки и целовали её следы», — пишет А.Б. Козлов. Хотя Екатерина в Казанскую церковь не пошла, этот храм подновляли к её приезду, как, надо думать, и всю Рыбную слободу. Стены покрыли росписями, установили новый иконостас. Фасады оштукатурили и покрыли охрой, выделив все детали белым цветом. Под главками сделали фальшивые окна, обрамив их наличниками. Что касается фресок, то их выполняла известная артель изографов Ф. Потатуева и М. Соплякова.
Следующая перестройка храма была осуществлена в 1824 году. Был составлен документ, по которому крестьянин Фёдор Иванов должен был провести ремонт, «не отступая ни в чём» от проекта, составленного церковным старостой. По договору, на месте старой колокольни должен был появиться притвор с цоколем «в два ряда белого тёсаного камня, с фронтоном карниз… кирпичный кумпол по изображённому на плане фасаду со сводом каменным привести… и где следует положить из белого камня фигуры». Вход должно было оформить в виде портала. А главное, что все эти работы строители обязывались выполнить «самым прочным образом, с тем, что если в течение пяти лет и появятся какие-нибудь попущения… то мне безоговорочно поправить на свой щёт, не доводя церковь ни до каких издержек». Вот такая гарантия! Отдельно стоящую колокольню храма Казанской иконы Божией Матери начали возводить в 1812 году. Тогда кто-то решил, что прежняя шатровая, в русских традициях устарела. Что ж, решили и решили — старую колокольню разобрали, а новую сделали четырёхъярусной, увенчав её высоким шпилем с крестом. Известно, что артелью церковных строителей руководил В.С. Карпов.
После революции для Казанского прихода настали сложные времена. В 1922 году начался процесс изъятия церковных ценностей. С храмовой Казанской иконы Божией Матери сняли драгоценностей на сумму почти в один миллиард рублей. Из церкви изъяли несколько пудов серебра. В 1926 году представители новой власти снова пришли в храм, на сей раз забрали всё, что представляло музейную ценность. Церковное имущество, в том числе и то, что хранилось в ризнице, передали в Госфонд. Иконостас разрубили на части и сожгли. Прошло ещё пять лет — взялись за колокольню. Её, бедную, разобрали до основания. Сам храм обезглавили. В 1934 году службы прекратились, Казанскую церковь закрыли. Общине оставили лишь тёплую Введенскую церковь, но и её вскоре закрыли и приспособили под жильё. Несколько лет Казанский храм стоял в запустении, здесь планировали открыть антирелигиозный музей. Но передача храма краеведческому музею не спасла его интерьер… Несмотря на то, что местная музейная комиссия ещё в 1926 году приняла её на учёт, как памятник старины, имеющий «фресковую живопись ХVII века», — пишет краевед А.В. Михайлов. К 1940-м годам в бывшей Казанской церкви разместили городской архив. Документы хранили там вплоть до 1980 года. Впрочем, это скорее спасло церковь, ведь для документов необходимо было поддерживать определённый температурно-влажностный режим. Соответственно, уцелели и стены, и фрески на них.
А теперь посмотрим на архитектуру этого храма. Казанская церковь представляет собой компактный бесстолпный храм, крытый высоким сомкнутым сводом. По традиции на глухой свод поставлено глухое же пятиглавие, в котором чуть позже (1794 г.) были прорезаны арки ложных окон. Таково было требование заказчика: «На шеях церкви под главами сделать карниз и при том на каждой шее сделать по четыре фальшивых окошка и при тех сделать наличники щекотурный», то есть штукатурные. Насколько можно судить по старым фотографиям, эти «фальшокна» сохранялись как минимум по первую четверть ХХ века. Ныне барабаны — гладкие цилиндры. Квадратный в плане двухсветный четверик Казанской церкви украшен максимально лаконично: небольшие угловые лопатки, деликатные плоские наличники, лишь обозначенный карниз. Полуколонки разделяют трёхчастную апсиду. Строгость всего сооружения подчёркивается равной высотой трапезной и алтаря. Нынешний цилиндрический объём над притвором, как бы «исполняющий обязанности колокольни», как некий эрзац, возведённый в отсутствие средств на капитальное строительство. Изначально колокольня примыкала к западной стене трапезной (эта ниша сохранилась до сих пор), потом новую колокольню поставили отдельно от храма и снесли в ХХ веке. Композиция храма — традиционный для срединной Руси «корабль», ориентированный по оси «восток-запад»: алтарь-основное храмовое здание-притвор. Похожие по компоновке и оформлению бесстолпные храмы типичны для ярославской архитектурной школы.
На Ярославской земле родилось много различных вариантов традиционного завершения храма. Это т.н. ярославская «классика» — тяжёлые, мощные, близко посаженные главы — или они же, широко расставленные; на другой стороне спектра — изящные, словно воздушные, тесно собранные пятиглавия на узких барабанчиках. Пятиглавие Казанской церкви — «золотая середина»: в меру крупное, в меру широко расставленное. Апсиды украшены, пожалуй, богаче, чем что бы то ни было другое во внешнем облике храма. Обращают на себя внимание фактурные «гофрированные» карнизы, геометрический орнаментный пояс на уровне фундамента, колонки, разделяющие апсиды. На традиционные для этого храма «почти несуществующие» наличники (фактически, простой прямоугольник!) глаз падает в последнюю очередь. Наличники предельно лаконичны. Простой прямоугольник с выступающими сверху и снизу планками выделяется на глади стен почти исключительно благодаря игре светотени. Абсолютно неожиданно как нечто, пришедшее из другого времени, смотрится растительный орнамент — ветвь по верху наличника. Она — единственный элемент, который вносит оживление в сухой декор. Казанская церковь очень компактна. Обмеры её четверика таковы: длина — 13,4 метра, ширина — 8,5 метра, высота — 12,7 метра. Высота верхней части храма (от среза кровли до вершины креста) примерно равна высоте четверика до среза кровли.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №175, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?