До революции на территории Рязанского военного командного военно-десантного училища располагалась Рязанская Духовная Семинария. При семинарии был храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. В 1598 году она именовалась Сретенской. В 1638 году при ней значится придел во имя мученицы Анастасии.
Построение каменной церкви было начато в 1693, а окончено в 1695 году. В 1753 году сюда была переведена семинария и Сретенская церковь обращена в семинарскую. В 1858 году был устроен алтарь с тремя отделениями: в средней части во имя Владимирской иконы Божией Матери, правый – трёх святителей, левый – святителя Василия, епископа Рязанского.
http://www.ryazeparh.ru/
Церковь при бывшей Духовной Семинарии утрачена — представляла собой отдельный бывший приходской храм 17-века, находившийся правее главного здания семинарии, снесен в советское время.
Владимирская церковь, именовавшаяся прежде Сретенскою, упоминается в выписи 1598 г., данной архиепископу Митрофану, в которой сказано, что в остроге за Глебовскими воротами на Борисоглебской улице, от города к острогу, направо за оврагом, слобода архиепископа, а в ней церковь Сретения Пречистой Богородицы с трапезою и церковь Анастасии муч. — деревянное строение прежних владык. В описи Ивана Ляпунова под 1638 г. Сретенская деревянная церковь значится с приделом муч. Анастасии.
Строение каменной церкви начато в 1693 г., а окончено в 1695 г.; в том же году июля 24 совершено было митрополитом Авраамием освящение ее. В 1753 г. семинария переведена была на настоящее место, а Сретенская церковь обращена в семинарскую, причем около того времени при ней была устроена трапеза с двумя приделами и колокольня. Но в 1839 г. приделы эти были упразднены; вместо них в 1858 г. устроен алтарь с тремя отделениями, из коих в среднем находится престол в честь иконы Владимирской Божией Матери, с правой стороны — во имя трех святителей, а с левой — во имя св. Василия, епископа Рязанского.
В 1877 г. был возобновлен внешний вид семинарского храма, а в 1881 г. начато устройство нового иконостаса по рисунку, составленному художником академии Н. Р. Шумовым, которое и окончено в 1882 г.
«Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1, Зарайск. Типография А. Н. Титовой, 1884 г.
В 1693 г. на улице Семинарской началось строительство еще одного уникального памятника рязанской архитектуры – Владимирской церкви. Авторство собора достоверно не установлено: М.А. Ильин приписывает создание храма Я.Г. Бухвостову, Г.К. Вагнер склоняется в пользу другого известного русского зодчего – Осипа Старцева.
Повторяя своим объемом форму креста, во внешнем декоре храм соединил традиции древнерусского стиля (кокошники под кровлей) с веяниями нового времени (два ряда больших окон с наличниками и треугольниками-сандриками разорванной формы). Для русской архитектуры конца XVII в. Владимирская церковь представляла, бесспорно, интересное композиционное новшество.
1920 год… «Семинарская церковь стала бельмом на глазах пехотных курсов, водворившихся в бывшей семинарии. Сначала они повели поход против изображения скульптурного лика Христа на фронтонах здания семинарии… И вот курсы стали расстреливать изображение. Долго не могли добить. Ходя мимо, я следил за операцией. Осталась надпись там огромными буквами «Духовная семинария». Столько существовала! Закрасили её побелкой. Быстро снова она появилась. Снова замазали погуще, опять ростки дала и затем «яко крин процвела».
В 1935-1936 г. замазали ненавистное название густо штукатуркой» (по воспоминаниям С.Д. Яхонтова). И как дальше вспоминает Степан Дмитриевич, храм, по настоянию военного училища, закрыли и отдали под склад оружия. Скоро и главку сняли, а в 1936 г. совсем разрушили до снования, «кирпичиком попользовались»…
«Разрушенное прошлое Рязани»; Ильин М.А. Рязань. — М., 1954 г.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери при Рязанской духовной семинарии (ныне — Музей ВДВ), впервые упомянутая в 1598 г., выстроена в камне в 1693-1695 г.г. До революции входила в комплекс зданий Духовной семинарии. Затем передано в ведомство Пехотной школы, которое хранило здесь оружие до тех пор, пока храм не разобрали в 1936 г.
Специалистами признаётся, что утраченный храм, построенный в 1693-1695 г.г., представлял большой интерес. Его отличали неординарная усложнённая объёмная композиция и ряды одинаковых окон в наличниках нарышкинского типа под фризами из крупных килевидных кокошников (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область. Часть 1. — М., 2012. С. 27).
6 апреля 2017 г. на ул. Семинарской в г. Рязани краеведом Сергеем Васильевичем Пасынковым были обнаружены крупные обломки большемерного кирпича и даже фрагменты старых стен на месте, где до середины XX столетия находился храм Владимирской иконы Божией Матери, построенный в конце XVII в. Осипом Старцевым (по другой версии – Яковом Бухвостовым).
В настоящее время большая часть территории «храмового места» входит в территорию Рязанского десантного училища им. В.Ф. Маргелова и недоступна для осмотра и исследований. Не менее двух раз при прокладке траншей в 1990-2000 г.г. строители наталкивались на остатки фундаментов церкви (сообщение историка Е.А. Баранцева), около двух лет назад на территории десантного училища были найдены человеческие кости – вот и всё, что до недавнего времени было известно о сохранности разрушенного храма и расположенного вокруг него некрополя. Уже поэтому сделанная 6 апреля находка являлась чрезвычайно интересной в научном плане.
10 апреля специалистами ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция», архитектором-реставратором, главным архитектором проектов ЗАО «Рязанское научно-реставрационное управление», членом Рязанской организации «Союза архитекторов России» Сергеем Григорьевичем Варгановым и краеведом Сергеем Васильевичем Пасынковым проведены визуальное обследование, обмеры и описание обнаруженных архитектурных остатков.
Ранее считалось, что вся надземная часть церкви полностью утрачена, но при осмотре разбираемого старого кирпичного ограждения территории училища оказалось, что оно включает в себя сохранившийся крупный фрагмент белокаменного цоколя и кирпичной стены апсиды. Последний состоит из 14 горизонтальных рядов кирпича, сложенных на известково-песчаном растворе. Высота стены от верхнего ряда белокаменного цоколя достигает 110 см; толщина – 62 см. Хорошо прослежена дугообразная в плане трасса стены апсиды. Архитектором-реставратором Сергеем Григорьевичем Варгановым отмечены следы старых ремонтно-реставрационных работ лицевой стороны кирпичной кладки апсиды. Вывод сделан на основании наблюдения, что в кладке присутствуют три типа размеров кирпича.
Уже сейчас территории бывшего Владимирского храма и старого кладбища при нём находятся под государственной охраной, поскольку они входят в границы выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань). «Археологические исследования рядом, неподалёку от территории Владимирского храма проводились несколько раз, и в широком масштабе, начиная с 1980-х гг. (на территории современного здания Центробанка, на месте строительства нового здания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника). Наиболее древние культурные слои и остатки древнейших сооружений относятся к домонгольскому периоду и датированы концом XII в. Существует вероятность сохранения под Владимирским храмом столь древних культурных напластований, чрезвычайно важных и интересных в научном плане», — заявил старейший рязанский археолог, научный сотрудник ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция» Валентин Матвеевич Буланкин. «Любое нарушение почвенного слоя предполагает проведение изыскательских работ, подготовку историко-культурной экспертизы и впоследствии только спасательных археологических работ, только после этого можно что-нибудь ковырять», — так подтвердил «неприкасаемый» статус остатков церкви и некрополя Бочков Павел Сергеевич, руководитель Отдела надзора и сохранения объектов культурного наследия государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области.
Последнее утверждение имеет особую актуальность ввиду уже начатой реконструкции территории десантного училища, грозящей полным демонтажом кирпичного ограждения вместе с единственным сохранившимся фрагментом стены апсиды. Кроме того, уже начатое строительство нового ограждения повлечёт уничтожение цоколя и фундаментов церкви, повреждение культурных слоёв и уничтожение захоронений.
«Надо приложить максимум усилий, чтобы сохранить обнаруженные сейчас и ещё скрытые в земле кладки стен и фундаментов. Необходимо провести археологические исследования, зафиксировать эти остатки, и на основе результатов этих работ можно делать научно-реставрационные предложения по восстановлению этого храма», — убеждён С.Г. Варганов.
«Владимирская церковь уничтожена – по моим данным – в 1930 г. На момент её уничтожения она не значилась в реестре объектов культурного наследия. И этот объект, который уничтожен, никогда не был официально признанным объектом культурного наследия, и в настоящий момент я его охранять не могу, потому что он не объект» — прокомментировал ситуацию П.С. Бочков. Также он добавил, что после проведения архитектурных или археологических работ в Инспекцию по госохране объектов культурного наследия Рязанской области должно быть подано заявление о выявлении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. После этого «должна будет произойти историко-культурная экспертиза, которая это всё подтвердит». «После этого на научно-методическом совете будет рассматриваться вопрос о постановке этого объекта на учёт в качестве объекта, который подлежит охране государственной. И после этого будем рассматривать вопрос о целесообразности возведения на этом месте церкви», — добавил он.
Также по мнению П.С. Бочкова, чтобы построить храм в прежних габаритах, надо «перегородить улицу Семинарскую», поскольку фундаменты храма – по его мнению — скрыты не только под пешеходным тротуаром, но и под проезжей частью.
В настоящее время специалистами ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция» решается задача определения точных мест расположения стен и колокольни Владимирского храма относительно существующей городской ситуации, подготавливаются документы для постановки архитектурных остатков церкви на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия. В качестве отдельного направления деятельности планируется расчистка обнаруженных участков кирпичной стены и белокаменного цоколя, которые будут проведены в рамках археологических полевых работ, на основании разрешений (открытых листов) и по договорённости с Рязанским десантным училищем им. В.Ф. Маргелова.
Важно, чтобы информация о сделанной находке и готовящихся исследованиях получила максимальное распространение – в этом частично заключается залог принятия компетентными учреждениями Рязанской области положительных решений о судьбе остатков Владимирского храма.
Материал подготовлен Василием Коновым, директором ООО «Научно-производственного центра «Рязанская археологическая экспедиция», 12.04.2017, «Хранители наследия», источник
«В остроге за Глебовскими вороты на Борисоглебской улице, от города к острогу, направе за оврагом, слобода архиепископля, а в ней церковь Сретения Пречистыя Богородицы с трапезою…» — упоминается в выписи 1598 г, данной архиепископу Митрофану. Сретенской раньше именовалась Владимирская церковь, которая находилась рядом с духовной семинарией и о которой пойдет рассказ. Была она сначала деревянной.
Нет этого храма… История его трагична, как многих других храмов, но, то, что поведали нам дневники С.Д. Яхонтова, заставляет просто содрогаться…
1920 год… «Семинарская церковь стала бельмом на глазах пехотных курсов, водворившихся в бывшей семинарии. Сначала они повели поход против изображения скульптурного лика Христа на фронтонах здания семинарии. Это Григорий, ректор, ремонтируя здание, приделал его. И вот курсы стали расстреливать изображение. Долго не могли добить. Ходя мимо, я следил за операцией. Осталась надпись там огромными буквами «Духовная семинария». Столько существовала! Закрасили ее побелкой. Быстро снова она появилась. Снова замазали погуще, опять ростки дала и затем «яко крин процвела». В 1935-1936 замазали ненавистное название густо штукатуркой. Прощай сердечный вековой питомец, выходивший богатырей науки и труда!». И как дальше вспоминает Степан Дмитриевич, храм по настоянию школы закрыли и отдали под склад оружия.
«Замолкла Рязанская консерватория» — восклицает Яхонтов. Ведь семинарский храм, а Владимирский храм был при семинарии, устраивал в Рязани музыкальные кружки в народе, в армии. Ставил даже оперы в Рязани. «Уже померли братья Пироговы – артисты. Замолк и «незаглушаемый семинарский колокол. И самая колокольня полуразрушена и сняты зеркальные кресты, сиявшие на западе-востоке – далеко-далеко»… Но вернемся к ранней истории храма, когда он только начинал сиять своей красотой и убранством.
Строение каменной Сретенской церкви было начато в 1693 году, а окончено — в 1695 году. Осветил храм митрополит Аврамий. Так как слобода, в которой находился храм, именовалась Владычной, то и храм этот стал именоваться также. В 1753 году на это место была переведена семинария, а Сретенская церковь была обращена в семинарскую. При ней была устроена трапезная с двумя приделами и колокольня. В 1839 году приделы ее были упразднены, и вместо них в 1858 г. был устроен алтарь с тремя отделениями, в среднем находился престол в честь иконы Владимирской Божией Матери, с правой стороны – престол во имя трех святителей: Василия великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а с левой стороны — во имя св. Василия Рязанского.
В 1877 году был возобновлен внешний вид храма, а в 1881 году известный рязанский художник и иконописец Н.В. Шумов составил рисунок, по которому был воссоздан прекрасный иконостас.
В храме этом, кроме работ, выполненных Н.В. Шумовым, были древние предметы, особо почитаемые в народе: напрестольный крест, в котором было 152 частички мощей святых, с их именами. Этот крест был перенесен некогда из Смоленской церкви г. Рязани, которая перестала существовать очень давно. На кресте была вырезана надпись «Построен сей святой крест Господень со святыми мощами в Переславль Рязанской в церковь Смоленския Богородицы, что внутре города, строили вкладчики тояж церкви прихожане Димитрий Наумов сын да Герасим Феодоров сын Рюмины 1720 года месяца мая 10 день». Были и другие ценности. Когда в 1858 году обновлялся храм и в нем устраивался первый престол во имя Василия Рязанского, усердием ктитора была написана первая икона св. Романа и поставлена в иконостасе придела трех святителей. Она была очень почитаема рязанцами, а в 1916 году был устроен последний придел в честь Серафима Саровского чудотворца и Романа Рязанского, кстати, выполненная Шумовым.
Об этом событии необходимо рассказать несколько подробнее.
В «Рязанских епархиальных ведомостях» в «Историческом очерке всех церквей и монастырей г. Рязани в их хронологической последовательности с основания города до настоящего времени» Н.С-ва имеется интересная запись: «В 1889 году храм (Владимирский) был расширен пристройкой с северной стороны, против чего сильно возставала рязанская ученая архивная комиссия (в дальнейшем РУАК), которая доказывала, что этим наносится церкви сильный удар в археологическом отношении».
Действительно, заседания РУАК в мае, сентябре 1888 и марте 1889 годов были посвящены вопросу распространения Семинарского храма. Напомним, что, Высочайше учрежденная императором в 1884 году РУАК, кроме создания губернского исторического архива и музея, большое внимание отводила сохранению древностей, имеющихся на территории нашего края. Православные храмы были на особом попечении комиссии. Без разрешения РУАК никакие переделки в древних церквах не могли производиться. Члены комиссии иногда не были согласны друг с другом в решении каких-то вопросов, но, по возможности, пытались найти компромисс. Всегда учитывалось и чье-то особое мнение, которое публиковалось в Трудах Ученой Архивной Комиссии (ТРУАК). Так было с Семинарским храмом.
5 мая 1888 года член комиссии И.К. Смирнов (ректор семинарии) на заседании сделал заявление о том, что при семинарской церкви предполагается сделать пристройку к боковой стене с надворной стороны в виду тесноты храма. Предлагалось в серверной стене храма переделать окна в арки и расширить храм. Против этого предложения возразил правитель дел А.В. Селиванов, доказывая, что храм этот принадлежит «к числу важнейших памятников Рязанской древности». Александр Васильевич считал, что пристройка может исказить древнейшую его часть. Он настоятельно просил отложить решение этого вопроса до того, как храм будет обследован Московским Археологическим обществом. Однако большинством голосов пристройку разрешили.
Можно только удивляться принципиальности Селиванова, который остался при «своем мнении», и на заседании 20 мая вновь поднял этот вопрос, уже имея на руках материал члена Московского Археологического общества архитектора Павлинова, лица довольно известного. Он прибыл в Рязань из Петербурга незамедлительно. Осмотрев храм, он пришел к выводу, что никаких изменений и пристроек в семинарской церкви делать не следует.
«Я осмотрел семинарскую церковь», — пишет он. «Она принадлежит по стилю к периоду переходному из русского стиля к возрождению и имеет свои особенности; например, крестовый план своеобразной формы. Первоначально она имела один престол, а теперь три, другие два недавно пристроены…». Архитектор советовал не трогать храм, но если это вызвано необходимостью, просил не касаться северной его части, наиболее древней, но сделать пристройку с западной стороны.
«Ее следует сберечь, не говоря про то, что с эстетической стороны предполагаемая с севера пристройка крайне некрасива, а в смысле удобства не достигает цели, потому, что службы из нея будет и не видно, и не слышно…». Опустим дебаты по этому поводу членов ученой архивной комиссии. Они решили временно приостановить приведение в исполнение своего первого постановления и подождать заключения по этому вопросу Московского Археологического общества, а не одного частного лица, хотя и архитектора.
Уже на заседании 5 сентября того же года члены комиссии знакомились с заключением Московского Археологического Общества, которое полностью повторило заявление архитектора Павлинова, запретив тем самым пристройку к храму с северной стороны. Большинством голосов было поддержано мнение Общества, а значит и Селиванова. Оппонентом Селиванова выступил член РУАК А.П. Доброклонский, чье особое мнение было приложено к заседанию и опубликовано в ТРУАК. В ответ на его особое мнение в ТРУАК был опубликован ответ академика архитектуры А.М. Павлинова. Но, как известно, пристройка была все-таки сделана с северной стороны, и в Государственном архиве Рязанской области остались чертежи проектов пристроек.
Не нам судить, кто из членов РУАК был прав в этой ситуации. Наша задача показать, как общественность, а РУАК была общественной организацией, пыталась сохранить храмы, которые для православного человека — Дом Бога Живого, а для православного историка — еще и история православия, а значит и Родины.
Известно, что уже накануне революции, а именно 20 апреля 1916 года Правление Рязанской духовной семинарии представило в строительную комиссию проект пристройки к Семинарской церкви и пояснительную записку, составленную архитектором И.Ст. Цеханским, в которой следовало, что: «проектируемая каменная пристройка, размером 5х5 арш. предназначена для помещения в ней алтаря; 2) что она служит продолжением пристройки, возведенной в 1888 году; 3) что она находится в северной части храма и обращена в сторону надворных построек семинарии и ни одной своей частью на улицу не выходит; 4) что препятствий к ея возведению не имеется ни со стороны Высочайше утвержденной Рязанской губернской ученой архивной комиссией, … ни со стороны Императорской Петроградской Археологической комиссии» (Ф.4,стр.от.,д.65,св.155,1916 г.).
Так был возведен новый престол в маленькой пристройке. Четвертый престол в маленькой пристройке был освящен в честь св. великомученика Романа Рязанского и преподобного Серафима Саровского. Семинария была не довольна расширением храма, ведь он действительно стал тесен для семинаристов. Многие историки — родинолюбы считали, что храму нанесен был существенный ущерб. Так Д. Солодовников утверждал, что эта пристройка сильно исказила старинный вид храма (Рязань. 1922 г.) Вот такая история…
Эта церковь была любима в народе, ведь она принадлежала семинарии — храму науки. И, конечно, его закрытие переживали рязанцы, как личную трагедию. Особенно, те, кто был с ней связан. В 1919 году о. протоиерей Павел Казанский, бывший ректор семинарии, возглавивший Богородице-Владимирский храм (так он стал называться после революции) писал: «Божие благословение пока почивает на бывшем Семинарском храме. Число богомольцев и членов церковной общины не уменьшается, даже увеличивается…». Протоиерей Павел Казанский, на плечи которого в эти смутные годы легло очень многое, все-таки жил надеждой на лучшее, хотя черные тени сгущались. В храме по просьбе прихожан возобновились ранние и поздние праздничные литургии, был даже организован смешанный церковный хор из любителей — мужчин и женщин. Дети прихожан с согласия родителей с большим удовольствием помогали в церкви. Храм еще жил Верой Надеждой и Любовью. У нас только не хватило Мудрости все сохранить.
С.Д. Яхонтов, 35 лет прослуживший в семинарии и ушедший в отставку, оставил письменные свидетельства, как закрывалась эта церковь: «Воспротивился уничтожению церкви я в комиссии и в ГИКе, подавши… записку о редкой архитектуре храма 17 века. И церковь уцелела. Но я отъехал куда-то из Рязани на сравнительно короткое время, и без меня тут оборудовали дело. Пушкарев и в первый раз снюхался с начальником школы и обещал ему отдать храм. Теперь, воспользовавшись моим отъездом, дело опять возникло… Когда я возвратился – возврата не было. Семинарская церковь была за курсами. Скоро и главку сняли, а в 1936 году совсем разрушили до основания. Кирпичиком попользовались. Что останется из былой Рязани?… В последний раз я сходил помолился перед ее развалинами, поплакал, а теперь не хожу мимо».
Но Степан Дмитриевич еще не раз бывал на бывшей Семинарской улице. Однажды ему там пришлось пройтись по ней, чтобы составить план Рязани 1770 года. Он прошел от угла Семинарской улицы до храма Бориса и Глеба. От Семинарского храм и следа не осталось – только осиротевшая площадка. Сохранился большой спальный и главней корпуса. Бывший ректорский сад был вырублен, на его месте были выстроены казармы для солдат. Сохранился, толи вяз, толи тополь, — толком Яхонтов сквозь слезы не мог рассмотреть. Ничего напоминающего семинарию не осталось во внешнем облике здания. Даже дом бывшего купца Солодова был включен в усадьбу пехотных курсов. Там, где раздавались некогда беседы, лекции о Боге, бытии, — не осталось камня на камне; где была кузница учености, откуда вышли светила православной жизни – остались только воспоминания. «Грустно, грустно до слез мне стало»… Вспоминал С.Д. Яхонтов выходцев из Рязанской духовной семинарии — архиепископа рязанского Феофилакта (Русанова) и многих других. Больно и грустно ему было в тот момент. Решил он больше никогда не ходить по улице, на которой прошли его лучшие годы, ведь он учился в семинарии, в ней преподавал, да и жил первое время напротив этого храма в квартире своего друга художника Н.В. Шумова, который также преподавал в семинарии.
И еще об одном человеке, тесно связанном с Владимирским храмом, хотелось упомянуть. Духовник семинарии — священник Алексей Александрович Климентовский. Кто не знал его в Рязани, как и всю фамилию священников Климентовских. Член благочинного совета 3 Рязанского округа, член епархиального попечительства о бедных духовного звания, законоучитель образцовой церковно-приходской школы при семинарии, добрый пастырь и достойный человек. Он много в своей жизни сделал хорошего, семинаристы его любили очень. В 1930 году он репрессирован, как и репрессированы многие священнослужители.
В 1919 году о. протоиерей Павел Казанский, бывший ректор семинарии, возглавивший Богородице-Владимирский храм (так он стал называться) писал: «Божие благословение пока почивает на бывшем Семинарском храме. Число богомольцев и членов церковной общины не уменьшается, даже увеличивается…» (Р-6788, оп.1, д.322). Протоиерей Павел Казанский, на плечи которого в эти смутные годы легло очень многое, все-таки жил надеждой на лучшее. Действительно, ведь в храме по просьбе прихожан возобновились ранние и поздние праздничные литургии, был даже организован смешанный церковный хор из любителей — мужчин и женщин. Дети прихожан с согласия родителей с большим удовольствием помогали в церкви. Храм еще жил Верой Надеждой и Любовью. У нас только не хватило Мудрости все сохранить. А о том, что случилось, вы уже знаете…
Татьяна Синельникова «Владимирская церковь города Рязани», «История, культура и традиции Рязанского края»