Рязань. Троицкий мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной.

Город Рязань. Троицкий монастырь, церковь Живоначальной Троицы
В выписи с Писцовых книг Воронцова – Вельяминова 1628 – 29 гг. замечено, что Троицкий монастырь от войны был пустой многие года, но и по возобновлении своем, как видно из той же записи, находился далеко не в цветущем состоянии. В монастыре была одна церковь Живоначальной Троицы с деревянным приделом Сергия чудотворца, церковь и все церковные строения – монастырское, да на монастыре две кельи, а в нем строитель старец Семион, а братии нет.
Приведением в более приличный вид Троицкий монастырь обязан известному в ХVII столетии  ревнителю церковного благолепия стольнику Ивану Ивановичу Вердеревскому, который в 1685 г. устроил каменный храм в честь Живоначальной Троицы с приделом Алексия митрополита  и обнес монастырь каменной оградой.
И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и  монастырей Рязанской епархии», 1884 г., том 1, стр. 50.

Издревле в монастыре существовала деревянная Троицкая церковь (исследователи предполагают, что она, возможно, пострадала во время пожара 3 сентября 1647 года, когда выгорела большая часть Переяславля Рязанского), каменный храм с приделом свт. Алексия Московского был сооружен в 1685 году. После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. С 1929 года здание храма использовалось «под ссыпку и хранение хлебных продуктов». В 1950-х годах в зданиях церкви, колокольне и северной башни устроены мастерские местного завода автомобильной аппаратуры.
Был освящен 16 июня 2000 года. Храм кирпичный, оштукатуренный и покрыт железом. Сооружен в формах русского барокко и принадлежит к типу «восьмерик на четверике». Переход от основания к восьмерику был осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Композиция здания предельно проста – основной продольный объем, состоящий из трехсветного храма и двухсветных трапезной и алтаря. Световой восьмерик увенчан восьмидольным куполом, завершавшимся глухим граненым фонарем с луковичной главкой. В советское время к зданию с западной и северной стороны пристроены заводские корпуса, сильно исказившие внешний и внутренний облик храма.
https://drevo-info.ru/articles/20300.html

Троицкий собор – наиболее интересная из сохранившихся построек монастыря. Кирпичные стены здания оштукатурены. Несмотря на все искажения, церковь не утратила своего значения, так как принадлежит к одному из самых интересных этапов культового строительства на рязанской земле, связанного с распространением на её территории нарышкинского стиля.Самая ранняя часть собора – восьмерик на четверике, с трёхчастной апсидой, возведёна в 1695 г. В 1879 г. в церкви подняли пол в алтаре и переложили свод, растесали окна, сделав их одинаковыми по размерам, на южной и северной стороне устроили входы, установили новый иконостас. Трапезная неоднократно перестраивалась. К концу 20 в. здание было сильно разрушено, почти полностью был срублен фасадный декор, заложены все проемы на северной стороне и уничтожено завершение храма. В настоящее время на восьмерике храма восстановлен глухой барабан с главкой. Примыкающая с западной стороны (одной ширины с храмом) сильно вытянутая в длину трапезная первоначально была значительно короче и одной высоты с четвериком храма. Из-за того, что южную стену восстановили не на всю высоту, трапезная получила односкатную кровлю. Некоторые исследователи предполагают, что трапезная была двухэтажной и в её верхнем (антресольном) этаже были устроены кельи, что весьма сомнительно. На старых фотографиях хорошо видно, что такие же не-большие окошки были на четверике храма и на его апсидах. Вероятно, все объемы нижнего яруса церкви были двусветными.От первоначального декора на храме сохранились лишь отдельные элементы, характерные для нарышкинского стиля: лопатки на углах в нижней части четверика и сдвоенные колонки в верхней, тонкие, вытянутые колонки с изящными капителями на рёбрах восьмерика и его венчающий карниз с зубчиками. Обрамления окон храма в обоих ярусах повторяют первоначальную форму наличников, хотя в огрублённом виде. Их разорванные фронтончики опираются на витые колонки с перехватами, напоминающими декор Николодворянской церкви. Обновлённые фасады трапезной расчленены арочными окнами (без обрамлений) и лопатками, расположенными на стыках кирпичной кладки разного времени.Внутри четверика восьмилотковый свод опирается на ступенчатые тромпы. Из основного пространства храма три арочных проёма ведут в трёхчастный алтарь, перекрытый цилиндрическими сводами с конхами, а широкая арка – в просторное помещение трапезной с деревянным наклонным перекрытием. От неоднократно прописанной масляной живописи 19в. в куполе сохранилась композиция – Новозаветная Троица в окружении херувимов, а на гранях восьмерика – растительный орнамент. В храме установлен новый иконостас.
http://svodokn.ru/object/107873744?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?