Рязань. Спасо–Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Собор Преображения Господня с двумя папертями находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в Рязанском Кремле. Он был построен в 1702 году Михаилом Федоровичем Немчиновым при настоятеле монастыря архимандрите Льве. Высокий квадратный храм с алтарным полукружием имеет один купол, увенчанный крестом. Внутри собора когда-то находился старинный пятиярусный иконостас, который являлся ровесником самого храма. Иконостас сооружен в начале 18 века в стиле барокко, он многоярусный с прекрасно сохранившимися иконами. Чудные ряды икон не оставляли равнодушными никого из прихожан. С правой стороны царских врат находились дивные иконы Преображения Господня и Воскресения. С левой – Феодотьевская икона Божией Матери и Сретения Господня “ в серебряных ризах, с позлащенными венцами, в коих весу три пуда четыре фунта” как было записано в клировых ведомостях.
В 1754 году рязанский купец Иван Васильевич Осьминин не пожалел средств на богатые украшения этих риз. К сожалению, давно уже нет ни тех икон, ни серебряных риз. В 1800 году иконостас Преображенского собора подвергся реставрации и обновлению, причем за образец был взят великолепный иконостас Успенского собора Рязанского Кремля. Замечательным украшением внешнего вида храма служат художественные изразцы под окнами и по карнизу. Во время очередного ремонта в 1905 году изразцы чуть было не были уничтожены. И только своевременное вмешательство Ученой Архивной Комиссии позволило их сохранить.
После прихода к власти большевиков собор был закрыт. В нём стали хранить иконы, реквизированные из других рязанских храмов и монастырей. Преображенский собор был до отказа забит иконами, иконостасами, соборной утварью, и из храма, где совсем недавно совершались торжественные архиерейские богослужения, превратился в склад. В частности, там хранились иконы из закрывшегося Казанского женского монастыря, а именно Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, выполненная уроженцем Рязани проф. А. Живаго. Под самым куполом храма случайно был обнаружен тайник, куда монахи складывали монастырские иконы. А вот знаменитые изразцы церкви были безжалостно разбиты и замазаны известью.
Впоследствии Преображенский собор был передан в ведение губернского музея. В нём долгое время размещались различные конторы и учреждения. И только в 1962 году здание храма было отдано Государственному архиву Рязанской области и превращено в архивохранилище. За многие годы от былого убранства собора не осталось и следа, а его внешний вид не вызывал радости. В таком виде в 2007 году Преображенский храм был передан Русской православной церкви. Потребовалось немало времени и сил для того, чтобы хоть немного привести собор в надлежащий вид. Теперь там можно было уже проводить службы, хотя восстановительные работы ещё далеки от своего завершения. В праздник Преображения Господня 19 августа 2008 года архиепископ Рязанский Касимовский Павел совершил малый чин освящения собора. После этого им была отслужена первая за девять десятилетий Божественная Литургия. И с 19 августа 2008 года 20 января 2009 года Преображенский собор каждый день был открыт для посещения всех желающих и в нем совершались ежедневные Богослужения.
В Вербное воскресенье 12 апреля 2009 года архиепископ Рязанский Касимовский Павел совершил Великое освящение и обновлённый Преображенский собор вновь распахнул свои двери для всех верующих и желающих посетить эту древнюю святыню. С этого дня в Преображенском соборе вновь ежедневно совершаются Богослужения.
http://www.ryazan-hram.ru/node/174

Собор Спаса Преображения занимает центральное место в монастыре. Строился при игумене Льве на рубеже 17-18 вв. и закончен в 1702 г. Возможно, включает в себя части более раннего храма этого монастыря. Северо-западный угол здания огибала утраченная открытая галерея, что подтверждают странные горизонтальные уступы на внешних стенах, не соответствующие южному промежуточному карнизу, а также асимметрия фасадов и художественно не оправданные паузы в декорировке лопаток на с. з. углу. В 2-й пол. 19 в. храм был расписан. В конце 19 в. изменили главу и, видимо, при этом заново сложили свод над основным объёмом. С запада пристроили массивный каменный тамбур в псевдорусском стиле (устранён при реставрации в 1950-е гг.). На рубеже 19-20 вв. появились новые росписи интерьера. В кирпичную кладку белёных стен включены изразцы и белый камень (в цокольной части, деталях убранства, ступенях и площадках крылец).
Это яркое архитектурное произведение «нарышкинского» стиля привлекает внимание виртуозно исполненным и оригинальным фасадным декором в ренессансно-маньеристских формах, а также нарядными полихромными изразцами.Крупный кубический двусветный четверик на подклете увенчан луковичной главой с перехватом над гранёным барабаном. Алтарь из трёх полукружий вдвое ниже четверика. Стены храма на главном южном фасаде в три оси проёмов расчленены мощным карнизом на два яруса. Каждый фасад завершён поясом из пяти кокошников под карнизом. Углы четверика отмечены пучками полуколонн в два яруса.
В обоих ярусах основание каждой колонны – кубышка с гладким кубическим выступом. Причудливая форма нижних колонн с подобием балясины ниже перехвата и упрощёнными капителями созвучна сложным колончатым наличникам. Колонны на апсидах увенчаны резными коринфскими капителями. Наличники окон различаются по трём типам: в нижнем и верхнем ярусах, и в апсидах. Завершённые коринфскими капителями, колонки нижних наличников на вычурных консолях несут раскрепованный антаблемент. Стволы этих колонн выше перехвата имеют косую нарезку во встречных направлениях в каждом наличнике. Плавно изогнутый тимпан завершен каплевидным равно-конечным крестом, перебивающим межэтажный карниз. Поле тимпана заполнено своеобразно изображённым сиянием от креста.
Наличники в апсидах отличаются лишь более развитой формой разорванного тимпана, заполненного двумя встречными волютами с небольшой накладной доской в центре. Наличники верхнего яруса, с простым завершёнием из двух спиралей, гораздо скромнее. Колонки здесь не имеют нарезки, а антаблементы уже. Нарядные порталы вписывают входной проём в нишу с полукруглым верхом на северном фасаде и с необычным 7-гранным верхом – на западном. Сами порталы с колонками на консолях и фигурными тимпанами аналогичны наличникам 1-ого яруса.С монотонно-светлой окраской стен и декора контрастируют полосы из полихромных изразцов – под карнизом алтаря и (в два ряда) под окнами 1-го яруса. Раппорт изразцов в их центральной, жёлтой части напоминает волнисто-ромбическую решётку; зелёное обрамление этого цветового пятна с крестом из коричневых дубовых листьев разрисовано синеватыми спиральными стеблями.Внутри храм перекрыт сомкнутым сводом. Три прохода ведут в алтарь под конхами. Внутри храма нижние окна обрамлены валиком. На уровне второго света в 19 веке появились профилированные обрамления проёмов, а также филёнок в откосах и отливах. Решётки во всех окнах кубоватые, характерные для 17 века. Карниз на дентикулах отделяет стены от лотков свода. В алтарь ведут три арочных прохода. Перед боковыми сильно выдвинуты в храм квадратные площадки для клиросов. В ю.-з. углу алтаря устроена винтовая лестница в тайник над дьяконником. Небольшая прямоугольная комнатка освещается двумя окнами, вписанными снаружи в изразцовый фриз под карнизом апсиды. Другая внутристенная лестница начинается в с.-з. углу интерьера и поднимается к своду храма (снаружи видны три маленьких окошка – два на глади западной стены и одно между кокошниками на северном фасаде). Входы в основании алтаря ведут в небольшой подвал, вытянутый с севера на юг и дополненный восточной апсидой. На границе этого закругления и основной части подвала стоит прямоугольный пилон.В основном объёме частично сохранилась академическая монументальная живопись двух периодов. Возможно, оба периода выполнены живописцами школы Н.В. Шумова. Более ранний слой клеевой росписи почти полностью скрыт под слоем более поздней масляной стенописи. Незаписанным был оставлен только красно-коричневый орнаментальный гризайль, проходящий над карнизом в основании свода. Выразительные вставки из орнаментальной плетёнки на ярко-голубом фоне чередуются с полуфигурами святых в медальонах, относящихся к более поздней росписи, занимающей также весь свод. На каждой стене расположено по пять медальонов, в некоторых из них святые изображены парами. На северной стене написаны: Кирилл и Мефодий, митрополиты Филипп и Иона, Василий Рязанский, Борис и Глеб, великомученица Варвара. На южной – три святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, объединённые одной рамой; далее следуют – Антоний и Феодосий Печерские, Иоаким и Анна, пророки Давид и Моисей, Игнатий Богоносец, Мария Египетская и преподобномученица Евдокия; на восточной – Александр Невский, Роман Рязанский, Владимир и Ольга, Константин и Елена.
Живопись на своде, выдержаненная в зеленовато-голубых и розоватых тонах, создана более профессиональными художниками, чем образы святых в медальонах, что особенно заметно на письме ликов. Четыре сюжета на лотках воспринимаются как единая уравновешенная и гармоничная композиция. Центр занимает крупная ромбовидная гризайльная розетка нежно-розового оттенка, от которой расходятся четыре широких орнаментальных полосы, разделяющих большие композиции. Западному лотку соответствует композиция «Отечество», восточному – «Покров Богородицы», на южном изображены четыре фигуры архангелов, на северном – остальные три. Композиции имеют единый ровный серо-голубой фон, лишённый пространственной глубины, что сочетается с лёгкими фигурами удлинённых пропорций без подчёркнутой объёмной трактовки. Гризайль на своде имеет большое сходство с живописью Казанского собора Казанского монастыря в Рязани, что делает возможным предположение о работе в них одной артели.
http://svodokn.ru/object/107867702?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?