Ограда Спасского монастыря сооружена в 1757 г. Глухая стена, белёная по кирпичной кладке соединяет круглые башни на углах. В значительной мере стены ограды сохранились на северном и западном участках, включающих в себя ворота в монастырь. С восточной стороны роль ограды выполняли корпуса архиерейского и конюшенного дворов: Консисторский и хозяйственный корпуса. Южная стена воссоздана реставраторами по старым фундаментам. Из башен уцелели северо-западная и юго-западная у проездного пролома в западной стене монастыря. В 19 в. в с. з. башне была часовня Пантелеймона-целителя. Северные ворота переделывались на рубеже 18-19 вв. В кон. 19 в. были выстроены заново западные ворота. Завершения башен подверглись изменениям в 1908 г. Стены всех сооружений кирпичные, с побелкой по кладке, в которую местами включён белый камень. Завершения башен деревянные.
Это довольно редкий образец монастырской ограды в сдержанных формах классицизма с запоздалыми реминисценциями древнерусских мотивов, а также более поздними элементами их стилизации. Стены равномерно расчленены лопатками. По верху стены проходит поребрик, раскрепованный над лопатками. Основной объём северо-западной башни – усечённый конус с пологой кровлей по краю. Над ней поднимается невысокое кольцо 2-го яруса, купол которого завершался крестом на маленькой главке. Основной ярус поверху опоясан бегунцом. Под ним размещаются маленькие окошки в шестигранных и семигранных обрамлениях, издалека кажущиеся круглыми. Верхний ярусе прорезан вертикальными эллиптическими окнами.Цилиндрический объём юго-западной башни обогащён фальшивыми бойницами, поддерживающими карниз. Над карнизом невысокое кольцо 2-го яруса прорезано пятигранными окошками. Вход в ю.-з. башню, окаймлённый килевидной рамкой под крошечным окном с коробовой перемычкой, устроен не из монастыря, а из соседнего сада. Сюда из монастыря ведёт низкий проход рядом с башней, завершённый митровой аркой.Северные, парадные ворота монастыря обращены к наружной лестнице в Успенский собор. Проездную арку фланкируют пилоны с парными пилястрами, несущие антаблемент и крупный треугольный фронтон над ним. В кирпичном тимпане, ограниченном профилированными белокаменными карнизами, – лепной овальный медальон с изображением голубя в сиянии. Арочными проходами рядом с пилонами соединяются ворота и сторожки. Треугольные фронтоны двускатных кровель сторожек вторят центральному.Вторые, западные ворота выходят к уцелевшему земляному валу. Три арочных проёма (крупная проездная арка с пониженными калитками по бокам) объединены общим карнизом. По середине над воротами силуэт обогащает арочный киот, увенчанный главкой с крестом. Четыре мощных опорных пилона, отелённых профилированными карнизами от архивольтов арок, украшены крупными филёнками. Над калитками расположены фризы из ширинок, завершённые фронтонами. Глухие железные створки ворот украшены кольцами над пересечениями диагоналей и четвертями круга в углах.От монастырского кладбища, некогда располагавшегося внутри ограды, уцелели только две первоначальные могилы: южнее алтаря Богоявленской церкви погребена писательница и художница С.Д. Хвощинская (1828–1865), южнее Консисторского корпуса похоронен профессор Императорской Академии художеств (в Петербурге) гравер И.П. Пожалостин (1837–1909). Он родился в семье крестьянина Храпова (в деревне Ряжского уезда), учился в Париже, в 35 лет стал академиком. В 1959 г. на участок к с.-з. от его надгробия переместили из Ольгова монастыря (превращённого к тому времени в исправительно-трудовое учреждение) захоронение поэта Я.П. Полонского (1819–1898). Один из самых знаменитых творцов русского романса, Полонский родился и вырос в Рязани. Его стихи положили на музыку такие видные композиторы, как П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Все три надгробия изготовлены из чёрного шлифованного камня и очень характерны для периода эклектики.
http://svodokn.ru/object/107867493?open=true